Технология изготовления кубыза мастером Фуатом Хужахметовым в дер.Яныбаево Зианчуринского района Республики Башкортостан

Категория объекта:
Жанры инструментальной музыки
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
..
Номер объекта:
12-002
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Технология изготовления кубыза мастером Фуатом Хужахметовым в дер.Яныбаево Зианчуринского района Республики Башкортостан


Размер файла: 545.9 MБ

Описание

Кубыз (ҡумыҙ) – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Различают два вида кубыза – рамные и дугообразные. Из дерева изготавливаются рамные кубызы, а дугообразные кубызы – из металла. Кубыз – один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Ученые его возникновение связывают с эпохой позднего неолита. Металлический кубыз считается более поздний и распространенный.

Справочная информация

Описание

Первые упоминания о башкирском кубызе есть в работах исследователя Руденко С.И.: «Среди встречающихся у башкир инструментов наиболее распространены: ҡумыҙ (или ҡубыҙ) и ҡурай. Ҡумыҙ в свою очередь был двух родов: это или деревянная пластинка с вырезанным на ней язычком (ағас ҡумыҙ), или общеизвестный варган, железная дужка с вибрирующей в ней стальной или медной пластинкой (тимер ҡумыҙ)».

 Советский музыковед, фольклорист Лебединский Л.Н. писал, что «В отличие от курая, кубыз ‒ женский и детский музыкальный инструмент: мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки. Более того, в ряде случаев мне пришлось быть свидетелем несколько пренебрежительного отношения взрослых мужчин к кубызу. Возможно, что это шло еще от каких-то древнейших пережитков: установить это мне не удалось.

Необходимо принять во внимание те специфические условия, в которых очутилась женщина-башкирка после принятия ислама (процесс этот начался в X веке и продолжался едва ли не до XIX века включительно). Лишенная мужского общества, отдаленная от него в быту, запертая в обществе женщин и детей, не имевшая права ни громко говорить, ни петь, ни смеяться, она тем не менее должна была искать пути к своему родному искусству. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно на женской половине коша или в комнате; под его звуки можно тихо петь и тихо танцевать; с другой стороны, инструмент настолько мал, что хранение его или мгновенная утайка (его можно сжать в кулаке) не представляют труда. Так надолго утвердилось общественное назначение кубыза как музыкального инструмента женщин и детей. На кубызе, в отличие от курая, не исполняют широко распетых пьес ‒ озон-кюй, видимо, потому, что это трудно: на кубызе исполняются простые незатейливые напевы, главным образом танцевального характера, т. е. бию-кюй»

Женская и детская традиция игры на кубызе постепенно закрепилась в народе вплоть до середины XX века. Тенденцию женского исполнительства можно проследить в произведениях башкирских писателей: «До самого вечера они пели, танцевали, веселились, играли на кубызе» (Зайнаб Биишева «Униженные»), «Впрочем, девушки в своем кругу уже давно танцевали под звуки кубыза» (Жалиль Киекбаев «Родные и знакомые»). Во второй половине нашего столетия наряду с женским исполнительством начало развитие мужской игры и привело к возрождению кубыза как национальный инструмент башкир.

На территории Башкортостана сохранилось два вида кубызов: деревянный, пластинчатый – «агас кумыз» и металлический – «тимер кумыз». Деревянный кубыз встречается преимущественно в северо-восточных районах республики, металлический кубыз используется более широко.

С освоением башкирами металла появились медные и железные кубызы. Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов и упругого стального язычка. Основание язычка прикреплен  к внутренней стороне дуги, вся пластина располагается между двумя концами, а тонкий конец его изгибается под прямым углом и завершается свернутым крючком.

При игре кубыз зажимают губами и поддерживают левой рукой, слегка приблизив к раскрытым зубам. Язычок защипывают пальцами правой руки, от чего происходит вибрация и возникает бурдонный звук на тонике, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны.

Конструированием и совершенствованием кубыза в республике занимаются мастера Ф. Хужахметов, М. Загретдинов, Н. Башаров, Ш. Тимербаев и др.

«В 80-е годы по нашей инициативе и заказу Роберта Загретдинова были изготовлены в заводских условиях разнообразные экспериментальные виды кубызов. Среди них были двухязычковый, многотональный с выдвижным язычком, кубыз с встроенным резонатором, кубыз с колокольчиками, электронный и другие», – пишет Айрат Кубагушев в своих трудах.

В Башкортостане званиями «Виртуоз-кубызист мира» удостоены Загретдинов Роберт Абдрахманович и Зайнетдинов Миндигафур Миндиахметович.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Мастер Хужахметов Фуат Ильмирович изготавливает кубыз с 1988 года. Своим умением он прославился далеко за пределами республики, были заказы с Японии, США, Франции, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа и т.д. Делают заказы артисты, коллективы.  Первое знакомство с кубызом, вспоминает Фуат Ильмирович, произошло еще в раннем детстве. Копаясь в огороде, он наткнулся на старый инструмент, который, как оказалось, принадлежал его бабушке. Профессиональное звучание музыкального инструмента ему показали приезжие артисты. Однажды починив сломанный инструмент, Фуат Ильмирович понял, что может сделать его и сам. Мастер кубыз делает из подручных средств, для основы кубыза использует гвозди, а язычком являются стальные пластинки, которые вырезал с лезвия ручной косы.   

Процесс изготовления кубыза можно поделить на 3 этапа: изготовление основания, корпуса кубыза; выравнивание, шлифование корпуса; изготовление язычка и вставка его в основание кубыза.

По словам информанта, изготовление кубыза начинается у него с посещения магазина. Для основания кубыза он покупает строительные гвозди длиной 150, 200 мм.  Отпиливает шляпки у гвоздей, затем на середину гвоздя вставляет специальную формочку, оставляя с двух сторон по длине одинаковые концы. Середину гвоздя зажимает специальным станком, а концы гвоздя вставляет металлические трубочки и скрещивая их, выравнивает параллельно. На наковальне молотком выравнивает весь корпус.

Второй этап начинается с шлифования основания на электрическом станке. Затем мелкозернистой наждачной бумагой толщиной 1 см проводит финишную шлифовку, убирает в труднодоступных местах ржавчину, неровности, заусенцы. Если их не убрать то при игре меняется тон, также мелкие осколки могут попасть в дыхательные пути.

Завершающей работой является изготовление язычка и вставка его в корпус кубыза. На газовой грелке мастер нагревает кончик стального язычка, и острогубцами загибает сначала крючок, отступая примерно на 10-12 мм загибает его под прямым углом. По опыту Фуат Ильмирович говорит, что высота кончика не должна превышать 12 мм и быть короче 10 мм, так как при игре не даст короткого напева. По центру дужка корпуса мастер делает насечки для замочка и напильником выпиливает углубление. Далее вставляет язычок, он должен лежать параллельно основанию кумыза и ударами молотка вбивает в замочек.

Современное бытование

Аутентичная форма.  В городах и районах республики созданы классы и ансамбли кубызистов при музыкальных и общеобразовательных школах, домах и дворцах культуры. Активно развиваются педагогика и методика обучения игре, издаются ноты и книжная литература, выпущены грампластинки, видеокассеты с записями лучших исполнителей. Ныне мелодии кубыза все чаще звучат на фестивалях, конкурсах и смотрах художественной самодеятельности, на концертной эстраде, в передачах радио и телевидения. Проводятся мастер-классы по изготовлению и игре на кубызе.

Формы сохранения и использования объекта

В целях сохранения, возрождения и дальнейшего развития традиций исполнения на башкирском народном инструменте кубыз Республиканский центр народного творчества Республики Башкортостан ежегодно в Мечетлинском районе проводит Межрегиональный конкурс кубызистов и исполнителей горлового пения (узляу). По инициативе Роберта Загретдинова в с. Большустьикинское Мечетлинского района в 2010 году открыт Музей кубыза, где собраны  коллекции кубызов и других музыкальных инструментов, переданных им в дар.

Источники информации

Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.

Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Москва, Издательство  Музыка, 1965.

          Загретдинов Р.А. Школа игры на кубызе: учебно-методическое пособие. Науч. рец.: Алкин М. С., Зиновьева Т. С. - Уфа : Белая река, 1997. - 278 с.
Сведения об особенностях
Исторический аспект
Один из ранних металлических кубызов найден на территории республики археологом Н.А. Мажитовым при раскопках Идельбаевского кургана в Салаватском районе. Возраст инструмента определяют примерно 11-12 столетий. Ныне он хранится в музее археологии и этнографии Академии наук Башкортостана.