Технология изготовления кубыза мастером Фуатом Хужахметовым в дер.Яныбаево Зианчуринского района Республики Башкортостан Категория объекта:
Жанры инструментальной музыки
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
..
Номер объекта:
12-002
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Технология изготовления кубыза мастером Фуатом Хужахметовым в дер.Яныбаево Зианчуринского района Республики БашкортостанРазмер файла: 545.9 MБ ОписаниеКубыз (ҡумыҙ) – самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Различают два вида кубыза – рамные и дугообразные. Из дерева изготавливаются рамные кубызы, а дугообразные кубызы – из металла. Кубыз – один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Ученые его возникновение связывают с эпохой позднего неолита. Металлический кубыз считается более поздний и распространенный.Справочная информацияОписание
Первые упоминания о башкирском
кубызе есть в работах исследователя Руденко С.И.: «Среди встречающихся у башкир
инструментов наиболее распространены: ҡумыҙ (или
ҡубыҙ) и ҡурай. Ҡумыҙ в свою
очередь был двух родов: это или деревянная пластинка с вырезанным на ней
язычком (ағас ҡумыҙ), или
общеизвестный варган, железная дужка с вибрирующей в ней стальной или медной
пластинкой (тимер ҡумыҙ)». Советский музыковед, фольклорист Лебединский
Л.Н. писал, что «В отличие от курая, кубыз ‒ женский и детский музыкальный
инструмент: мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на
кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки. Более того, в ряде случаев мне
пришлось быть свидетелем несколько пренебрежительного отношения взрослых мужчин
к кубызу. Возможно, что это шло еще от каких-то древнейших пережитков:
установить это мне не удалось. Необходимо принять во внимание те
специфические условия, в которых очутилась женщина-башкирка после принятия
ислама (процесс этот начался в X веке и продолжался едва ли не до XIX века
включительно). Лишенная мужского общества, отдаленная от него в быту, запертая
в обществе женщин и детей, не имевшая права ни громко говорить, ни петь, ни
смеяться, она тем не менее должна была искать пути к своему родному искусству.
Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно на женской половине коша или в
комнате; под его звуки можно тихо петь и тихо танцевать; с другой стороны,
инструмент настолько мал, что хранение его или мгновенная утайка (его можно
сжать в кулаке) не представляют труда. Так надолго утвердилось общественное
назначение кубыза как музыкального инструмента женщин и детей. На кубызе, в
отличие от курая, не исполняют широко распетых пьес ‒ озон-кюй, видимо, потому,
что это трудно: на кубызе исполняются простые незатейливые напевы, главным
образом танцевального характера, т. е. бию-кюй» Женская и детская традиция игры на
кубызе постепенно закрепилась в народе вплоть до середины XX века. Тенденцию
женского исполнительства можно проследить в произведениях башкирских писателей:
«До самого вечера они пели, танцевали, веселились, играли на кубызе» (Зайнаб
Биишева «Униженные»), «Впрочем, девушки в своем кругу уже давно танцевали под
звуки кубыза» (Жалиль Киекбаев «Родные и знакомые»). Во второй половине нашего
столетия наряду с женским исполнительством начало развитие мужской игры и
привело к возрождению кубыза как национальный инструмент башкир. На территории Башкортостана
сохранилось два вида кубызов: деревянный, пластинчатый – «агас кумыз» и
металлический – «тимер кумыз». Деревянный кубыз встречается преимущественно в
северо-восточных районах республики, металлический кубыз используется более
широко. С освоением башкирами металла
появились медные и железные кубызы. Традиционный башкирский металлический кубыз
состоит из фигурного (чаще дугообразного) основания, отходящих от него двух
слегка ссужающихся концов и упругого стального язычка. Основание язычка
прикреплен к внутренней стороне дуги,
вся пластина располагается между двумя концами, а тонкий конец его изгибается
под прямым углом и завершается свернутым крючком. При игре кубыз зажимают губами и
поддерживают левой рукой, слегка приблизив к раскрытым зубам. Язычок защипывают
пальцами правой руки, от чего происходит вибрация и возникает бурдонный звук на
тонике, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Конструированием и
совершенствованием кубыза в республике занимаются мастера Ф. Хужахметов, М.
Загретдинов, Н. Башаров, Ш. Тимербаев и др. «В 80-е годы по нашей инициативе и
заказу Роберта Загретдинова были изготовлены в заводских условиях разнообразные
экспериментальные виды кубызов. Среди них были двухязычковый, многотональный с
выдвижным язычком, кубыз с встроенным резонатором, кубыз с колокольчиками,
электронный и другие», – пишет Айрат Кубагушев в своих трудах. В Башкортостане званиями
«Виртуоз-кубызист мира» удостоены Загретдинов Роберт Абдрахманович и Зайнетдинов
Миндигафур Миндиахметович. Техники/Технологии, связанные с объектом
Мастер Хужахметов
Фуат Ильмирович изготавливает кубыз с 1988 года. Своим умением он прославился далеко за пределами республики, были заказы с
Японии, США, Франции, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского
автономного округа и т.д. Делают заказы артисты, коллективы. Первое знакомство с кубызом, вспоминает Фуат
Ильмирович, произошло еще в раннем детстве. Копаясь в огороде, он наткнулся на
старый инструмент, который, как оказалось, принадлежал его бабушке.
Профессиональное звучание музыкального инструмента ему показали приезжие
артисты. Однажды починив сломанный инструмент, Фуат Ильмирович понял, что может
сделать его и сам. Мастер кубыз делает из подручных средств, для основы кубыза
использует гвозди, а язычком являются стальные пластинки, которые вырезал с
лезвия ручной косы. Процесс
изготовления кубыза можно поделить на 3 этапа: изготовление основания, корпуса
кубыза; выравнивание, шлифование корпуса; изготовление язычка и вставка его в
основание кубыза. По словам информанта, изготовление
кубыза начинается у него с посещения магазина. Для основания кубыза он покупает
строительные гвозди длиной 150, 200 мм. Отпиливает
шляпки у гвоздей, затем на середину гвоздя
вставляет специальную формочку, оставляя с двух сторон по длине одинаковые
концы. Середину гвоздя зажимает специальным станком, а концы гвоздя вставляет
металлические трубочки и скрещивая их, выравнивает параллельно. На наковальне
молотком выравнивает весь корпус. Второй этап
начинается с шлифования основания на электрическом станке. Затем мелкозернистой
наждачной бумагой толщиной 1 см проводит финишную шлифовку, убирает в
труднодоступных местах ржавчину, неровности, заусенцы. Если их не убрать то при
игре меняется тон, также мелкие осколки могут попасть в дыхательные пути. Завершающей
работой является изготовление язычка и вставка его в корпус кубыза. На газовой
грелке мастер нагревает кончик стального язычка, и острогубцами загибает
сначала крючок, отступая примерно на 10-12 мм загибает его под прямым углом. По
опыту Фуат Ильмирович говорит, что высота кончика не должна превышать 12 мм и
быть короче 10 мм, так как при игре не даст короткого напева. По центру дужка
корпуса мастер делает насечки для замочка и напильником выпиливает углубление.
Далее вставляет язычок, он должен лежать параллельно основанию кумыза и ударами
молотка вбивает в замочек. Современное бытование
Аутентичная форма. В городах и районах республики созданы классы и
ансамбли кубызистов при музыкальных и общеобразовательных школах, домах и
дворцах культуры. Активно развиваются педагогика и методика обучения игре,
издаются ноты и книжная литература, выпущены грампластинки, видеокассеты с
записями лучших исполнителей. Ныне мелодии кубыза все чаще звучат на
фестивалях, конкурсах и смотрах художественной самодеятельности, на концертной
эстраде, в передачах радио и телевидения. Проводятся мастер-классы по изготовлению и игре на кубызе.
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Исторический аспект
Один из ранних металлических кубызов найден на территории республики археологом Н.А. Мажитовым при раскопках Идельбаевского кургана в Салаватском районе. Возраст инструмента определяют примерно 11-12 столетий. Ныне он хранится в музее археологии и этнографии Академии наук Башкортостана. |