Технология приготовления традиционного блюда бауырсак (баш. бауырһаҡ)

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2022
Номер объекта:
11-005
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Готовим традиционный башкирский баурсак


Мастер-класс «Готовим баурса́к» (башк. Бауырһаҡ)


"Орнамент" Бауырһаҡ - Бауырхак Давлекановский. 2012г.


Табикмак или блины на манной крупе (Пышка)



Описание

Традиционное лакомство бауырсак (баш. бауырһаҡ) является незаменимым и уникальным в рационе башкир, особенно в условиях полукочевого быта. Благодаря питательности и высокому содержанию микроэлементов он стал продуктом в рационе башкир, особенно в дороге, и в зимний период времени.

Справочная информация

Описание

Баурсак — традиционное мучное блюдо башкирской национальной кухни. Слово "баурсак" произошло от слов бауырлыҡ и бауырҙаш, что в переводе означает "кровные родственники". История возникновения этого блюда связана с кочевым образом жизни тюркских племен, которым в походных условиях нужно было приготовить хлеб быстро и просто. Первые упоминания о башкирском баурсаке относятся к XVI-XVII векам, когда башкиры вели скотоводческий образ жизни и имели довольно скудный набор продуктов. Впоследствии рецептура усложнилась, в тесто стали включать яйца, сливочное масло, сахар и соль.

Немецкий ученый и путешественник Петер Симон Паллас в конце XVIII века совершил ряд научных экспедиций по территории Башкортостана. В труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи» он дал комплексное географическое описание города Уфы и его окрестностей, знакомит читателей с укладом жизни башкир, описывает быт, женскую одежду, украшения. Есть тут и еда — на одной из картин изображена башкирская женщина с баурсаком.

Баурсак — это десерт из полосок теста, обжаренных во фритюре и пропитанных медом или сахарным сиропом. Обычно "пончики" баурсака собирают в виде горки и подают к чаю. В старину тесто, подготовленное для баурсака, жарили в течение нескольких минут в большом количестве растопленного нутряного (бараньего или гусиного) жира или в смеси жира и топленого масла до светло-золотистого цвета, поставив чугунный противень в печь на угли. Встречался и способ приготовления баурсака в казане на открытом огне.

Сегодня для обжаривания теста, наряду с гусиным и бараньим жиром, применяется подсолнечное масло или смесь подсолнечного и топленого масла. Чтобы баурсак получался мягким и пышным, тесто для него замешивалось на предварительно замороженных, а затем оттаявших яйцах. Иногда для баурсака использовали кислое тесто, но "пончики" из него быстро быстро становились твердыми, поэтому предпочтение отдавалось пресному сдобному тесту.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Для приготовления баурсака необходимо заморозить 10 куриных яиц за неделю. Затем размораживают яйца и разбивают их в емкости, хорошо взбивают. Добавляют щепотку соли. Затем яйца взбивают до пышной массы, пока масса не увеличится в 2 раза. Добавляют муку, тесто выкладывают тесто на доску, присыпанную мукой. Тесто делят на һ частей, из каждой раскатывают колбаску, оставляют их немного подсохнуть. Необходимо подготовит посуду для жарки, для чего берут глубокую алюминиевую или эмалированную посуду. Наливают 2 литра рафинированного  подсолнечного масла.

Жгуты делят на кусочки по 2 см каждый, ставят масло на огонь. Баурсаки обжаривают в масле, масло должно быть теплым, но не горячим. Обжаривать помешивая, доведя баурсаки до розового цвета. Для проверки готовности необходимо взять один баурсак и разломать его – он должен быть пористым внутри. Остальные баурсаки выкладывают на шумовку для того, чтобы масло стекло.

Готовят сироп, пропитывают им баурсаки и выкладывают на тарелку горочкой.

Современное бытование

В 2017 году в башкирском селе Ижбуляк, оказавшемся на грани исчезновения после распада колхоза и закрытия школы, предприимчивые женщины решили возродить историю национального блюда и организовали цех по производству баурсака и чак-чака, чтобы обеспечить работой женщин. Готовили сладости по старинным рецептурам, ведь особая технология приготовления, которой владеют жители этой деревни, передавалась из поколения в поколения и не была утрачена. Сегодня она применяется в производственных масштабах. Уникальность заключается в том, что весь процесс приготовления ведется мастерицами вручную, с целью сохранения принципов старинной технологии.

Если раньше баурсак готовили для уважаемых гостей и по особым случаям, то сегодня можно есть его хоть каждый день. Сегодня у каждого желающего есть возможность приобрести баурсак в магазинах республики.

Кстати, еще в апреле 2014 года в Уфе на площади имени Салавата Юлаева был изготовлен самый большой в стране баурсак — весом 179 килограммов. На него было потрачено 1006 яиц, 25 кг сахара, около 70 кг муки, 50 кг башкирского меда. Каждый желающий смог отметить свою причастность к этому событию, оставив памятную запись в специальной книге и сфотографировавшись на фоне самого большого баурсака. В специальной коробке часть угощения была отправлена Президенту России Владимиру Путину.

Источники сведений

1960 г. – экспедиционные записи С.Н. Шитовой, Р.Г. Гаделгареевой, Г.Я. Ямансариной.

Литература: Мигранова Э.В. Башкиры. Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа: Китап, 2012 (переиздание – Уфа: Китап, 2016).

В 1978 г. вышла работа Р.Г. Гаделгареевой  «Традиционные способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир // Культура и быт башкир» (под ред. Р.Г.Кузеева и С.Н.Шитовой).

В книге Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте обрядовой культуры.

В 2002 г. вышла коллективная монография «Башкиры: Этническая история и традиционная культура» (раздел о традиционной кухне – С.Н. Шитова).

Во второй пол. XX – начале XXI в. Появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н.Ф. Шакировой (Гайнуллиной), А.Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н.М. Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под руководством мастера-повара Российской Федерации И.А. Арслановой.

 «Родной Башкортостан» 6 кл. с. 201-203

Руденко С.И. Башкиры. Историко - этнографические очерки.стр.125- 127.

Ф.Г. Хисамитдинова «Родной Башкортостан» с. 102-101

Хажин Р. Р. «Башкирская кухня», 2010 г.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Мигранова Эльза Венеровна

Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН).

Место работы/Адрес: Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН)

ФИО:  Арсланова Индуса Амировна

Тип ответственности: мастер-повар, отличник советской торговли, пропагандист башкирской кухни, один из ведущих специалистов в индустрии общественного питания Республики Башкортостан, Заслуженный работник торговли Республики Башкортостан, кавалер ордена Дружбы народов, мастер-повар России, лауреат Национальной премии «Золотой журавль»

Источники информации

Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799).

В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.

Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.

Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).

Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.

Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова. 

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Секрет уникального вкуса башкирского баурсака заключается в добавлении местного меда. Чаще используют цветочный и липовый мед, который в народе называют «липец» — он считается одним из полезнейших и вкуснейших видов. Липового меда в Башкирии много — на территории республики произрастает до 40% всей липы России.



Способы передачи традиции

Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная. В быту башкир сохранились оригинальные рецепты приготовления баурсака



Форма бытования

Бытование. Аутентичная форма



Этнологический аспект

Баурсак является традиционным мучным изделием алтайцев, ногайцев, хакасов, башкир, бурятов, донских казаков, казахов, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, татар, тувинцев, туркмен, узбеков, кумыков и уйгуров



Исторический аспект

Участники академических экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин, побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799).

В публикациях историков, этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих заболеваний башкир из образа жизни и питания.

Большая заслуга в изучении башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906, 1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков.

Изучение традиционной башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир. Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у башкир» (1978).

Несколько статей по традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В конце 90-х годов А.Хабибуллиной.

Определенный вклад в изучение традиционной башкирской пищи внесли языковеды. Термины, связанные с продуктами животного происхождения рассматривались У.Ф.Надергуловым. В работах врача В.З.Гумарова содержатся этнографические данные по гигиене питания башкир. В кулинарных справочниках Н.М.Сафина «Башкирские блюда» (1972) и И.А.Арслановой «Башкирская кухня» (1992) собраны рецепты приготовления некоторых традиционных и новых башкирских блюд. Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г. Георги, сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С. Палласа, И.И. Лепехина, Н. Рычкова, Н.С. Попова, Н.В. Ремезова. 



Фольклористический аспект

Для башкир баурсак — не просто еда. Это блюдо имело и ритуальное значение и использовалось во время проведения многих башкирских народных обрядов. Например, на башкирской свадьбе обязательно выполняется ритуал подношения невестой родственникам жениха этого сладкого угощения. По вкусу и внешнему виду баурсака оценивалась сама невеста. Если баурсаки были крупные, считалось, что невеста ленивая, если же слишком маленькие, то жадная. Поэтому необходимо было нарезать баурсак идеальными кусочками.

Эта традиция появилась благодаря одной башкирской легенде. Хан решил женить своего единственного сына на хозяйственной девушке и объявил, что возьмет в невестки ту, которая сумеет приготовить небывалое угощение из самых простых ингредиентов. Все девушки ханства старались испечь разные яства, но хану все не нравилось. Разгневанный, он оседлал своего скакуна и поскакал прочь. Вскоре он сильно проголодался и, увидев вдали юрту, поскакал к ней. Издалека заметив путника, дочь пастуха быстро замесила тесто из яиц и муки, и отщипывая кусочки, пожарила их в казане. К приезду хана у нее уже было готово сытное угощение. Хан, попробовав его, был в восторге и спросил, из чего же это приготовлено. "Из душевной теплоты", — ответила девушка, постеснявшись признаться, что ингредиенты были самые простые. Хану понравился ее ответ и он выдал ее замуж за своего сына.