Технология приготовления кисломолочного напитка катык (баш. ҡатыҡ) у башкир Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
..
Номер объекта:
11-004
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Майский катык в Бурзяне. Фильм из цикла "Орнамент" БСТ. Автор - Сарвар СуринаВкус ойоткана. Бурзян.ОписаниеДля башкир катык – не просто напиток. Его употребляют не только как самостоятельное блюдо, но и делают из него множество других продуктов.Справочная информацияОписание
Секреты
приготовления, особенности выдержки и подбора ингредиентов с трепетом
передаются из поколения в поколение. Несмотря на возраст, рецепт дошел до нас в
первозданном виде, сохранив аутентичность и самобытность тюркского народа. «Катык доставляет башкирам
очень ценную пищу: утоляет жажду и, употребляемый в пищу с хлебом, служит для
насыщения; башкиры говорят, что катык здесь заменяет мясную пищу», - отмечает
исследователь XIX века В.П.
Заварин[1].
[1] Заварин В.П. О башкирах и
башкирском молочном хозяйстве// Вестник Русского сельского хозяйства. М., 1889.
№ 9. С.796. Техники/Технологии, связанные с объектом
Главное отличие катыка от
других видов простокваши заключается в том, что напиток заквашивается из
кипяченого молока, а не сырого. Этим обеспечивается высокая жирность напитка. Молоко следует не вскипятить,
а вытапливать на медленном огне, помешивая, чтобы оно не успело закипеть, а
нагрелось до 90 градусов, или же томили в печи пока молоко не приобретет коричневый оттенок.
Затем остужали до 30-40 градусов, добавляли закваску из расчета один ковш на ведро
молока, тщательно перемешивали, закрывали крышкой, и, укутав, оставляли его на
6-8 часов в теплом месте. После того как на поверхности катыка появится
сыворотка, катык ставили в прохладное место или опускали в погреб. Спустя время
катык обретал плотную консистенцию и надолго сохранял свои вкусовые качества. У каждой хозяйки есть свой уникальный секрет приготовления этого
вкусного напитка, который передавали из поколения в поколение. Так, иногда
добавляли немного сметаны, чтобы катык был жирнее, или не переставляли кадку с
катыком с места на место, пока оно не
будет готовым, иначе вкус у напитка будет не тот. Или же крышку посуды не
закрывают плотно, иначе вкус катыка будет невкусным – оставляют ее приоткрытой
и накрывают полотенцем. Для необычного вкуса и аромата в момент закипания
молока можно добавить ветки и листья дикой вишни. Также добавляют смородину
–такой катык утоляет жажду, питает. Из катыка с вишнями и ягодами получается
отличный йогурт. Посуду для лучшего вкуса берут эмалированную или деревянную. Иногда
для улучшения ферментации в молоко опускали кусок ржаного хлеба или деревянную
ложку. Молоко теряет до 30
процентов влаги, по этой причине катык при скисании не имеет отстоя в виде
сыворотки, а если она и появляется, то в небольших количествах и только сверху. Хороший
и правильно приготовленный катык отличается плотной, «гладкой» однородной (без
крупинок) консистенцией и имеет приятный освежающий молочнокислый вкус. Скисшее без закваски
молоко называли «сырой катык» - сей ҡатыҡ (сейғатыҡ). Отстоявшийся катык становился кислым – әсе ҡатыҡ (әсеғатыҡ). Катык пьют как
простоквашу или кефир, заправляют им салаты и холодные супы. Источники сведений
1960 г. – экспедиционные
записи С.Н. Шитовой, Р.Г. Гаделгареевой, Г.Я. Ямансариной. Литература: Мигранова Э.В. Башкиры.
Традиционная система питания: историко-этнографическое исследование. Уфа:
Китап, 2012 (переиздание – Уфа: Китап, 2016). В 1978 г. вышла работа Р.Г. Гаделгареевой «Традиционные способы консервирования молочных
и мясных продуктов у башкир // Культура и быт башкир» (под
ред. Р.Г.Кузеева и С.Н.Шитовой). В книге Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыховой
«Семейный быт башкир» (1991) пища и трапеза рассматриваются в контексте
обрядовой культуры. В 2002 г. вышла коллективная монография «Башкиры:
Этническая история и традиционная культура» (раздел о традиционной кухне – С.Н.
Шитова). Во второй пол. XX – начале XXI в. Появился ряд работ по башкирской народной кухне – Н.Ф.
Шакировой (Гайнуллиной), А.Р. Хабибуллиной, были изданы кулинарные книги Н.М.
Сафина, цикл книг о традиционной и современной башкирской кухне издан под
руководством мастера-повара Российской Федерации И.А. Арслановой. «Родной Башкортостан» 6 кл. с. 201-203 Руденко С.И. Башкиры. Историко -
этнографические очерки.стр.125- 127. Ф. Бикембәтова. Ырымбурҙарса ҡорот. Киске
Өфө. №50, 2007 й. Ф.Г. Хисамитдинова «Родной Башкортостан» с.
102-101 Хажин Р. Р. «Башкирская кухня», 2010 г. Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Мигранова Эльза Венеровна Тип ответственности: Исследователь, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
отдела этнологии Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии
наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН). Место работы/Адрес: Институт истории, языка и
литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии
наук (ИИЯЛ УФИЦ РАН) ФИО: Арсланова Индуса Амировна Тип ответственности: мастер-повар, отличник советской торговли, пропагандист
башкирской кухни, один из ведущих специалистов в индустрии общественного
питания Республики Башкортостан, Заслуженный работник торговли Республики
Башкортостан, кавалер ордена Дружбы народов, мастер-повар России, лауреат
Национальной премии «Золотой журавль»
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Технология
приготовления передается в бытовой среде. Современные
промышленные производители не отошли от традиционных технологий и продолжают
готовить классический катык в промышленных масштабах. Для охвата аудитории
компании производят не только «чистый» напиток, но и обезжиренный, фруктовый,
дополнительно обогащенный витаминами, с семечками/злаками/отрубями. Способы передачи традиции Передача в семейных традициях. Бытовая, наследственная. В быту башкир сохранились оригинальные
рецепты приготовления кисломолочного напитка катыка. Форма бытования Бытование. Аутентичная форма Этнологический аспект Слово
«катык» с тюркского переводится как «добавка к пище», с уйгурского – пищевой
уксус. Частичка «кат» используется для обозначения приправы, соуса и других
добавок к блюдам. На
юго-востоке республики и в горно-лесных зонах этот напиток называют ойотҡан, ойотҡо, в центральных,
юго-западных и южных районах – ҡатыҡ.
Название ҡатыҡ закрепилось как
основное и используется в официальной кулинарии, пищевой промышленности и быту.
Название
закваски различается территориально – ойотҡо
(Аургазинский, Гафурийский, Ишимбайский, Архангельский, Бурзянский районы), ойотҡан, ойотмос (Баймакский район), ойомос, ойотмос (Кугарчинский,
Зианчуринский районы), ҡатыу, ҡатыулыҡ
(юго-западные районы, бассейн Демы) и др.
Кисломолочный напиток есть в кухне многих народов, а под названием ҡатыҡ он распространен в
Поволжско-Приуральском регионе, Казахстане, на Южном Алтае. Исторический аспект Участники академических
экспедиций второй половины XVIII в. П.С.Паллас и И.И.Лепехин,
побывавшие у башкир, характеризуя их быт, сообщали об основных продуктах
питания, способах приготовления кушаний, описывали праздничные и обрядовые
трапезы, отмечали незначительную роль в питании продуктов земледелия. Некоторые
сведения содержатся и в обобщающем труде И.Г.Георги (1799). В публикациях историков,
этнографов, врачей, служилых людей, путешественников XIX в. также
можно найти информацию о башкирской пище. Земский врач В.А.Арнольдов в
санитарно-бытовом очерке, описывает правила поведенческого этикета и церемонию
праздничного угощения. В.А.Арнольдов, как врач, выводит причины многих
заболеваний башкир из образа жизни и питания. Большая заслуга в изучении
башкирской пищи в XX в. принадлежит С.И.Руденко. В экспедициях 1906,
1907, 1912 гг. им собирался этнографический материал по всей территории
Башкирии. В его монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки» имеется
глава о народной кухне, где дается общая характеристика кушаний и напитков. Изучение традиционной
башкирской кухни было продолжено Р.Г. Гаделгареевой в 70-е годы. Она собрала
значительный полевой материал по мясной, молочной и растительной пище башкир.
Ею была написана статья «Способы консервирования молочных и мясных продуктов у
башкир» (1978). Несколько статей по
традиционному питанию башкир было опубликовано в 80-е годы Н.Ф.Шакировой. В
конце 90-х годов А.Хабибуллиной. |