Применение лыка в хозяйстве башкир (баш. һалабаш һалыу)

Категория объекта:
Хозяйственные и промысловые технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
22.12.2021
Номер объекта:
09-003
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Описание

Промыслы по заготовке липы получили широкое распространение среди башкир. Среди мелких промыслов выделялись занятия по выработке сырья из липовой коры, которую широко использовали в строительстве жилых помещений и хозяйственных построек, из нее выделывали многие предметы быта. В своем сочинении «Лесная промышленность в Уфимском уезде» Новиков В.А. описывает практическое применение липы. «В крестьянском обиходе липа и изделия из нее являются на первом плане, крестьяне живут в липовых избах, едят из липовой посуды, сыпят хлеб в короба из липовых лубьев, покрывают последними свои крыши, обшивают ими же сани и телеги; из мочала делают сбрую, кули для муки, рогожи и циновки, заменяющие им ковры и дорожные одеяла, спят на лавках, моются в липовых банях, наконец, работою изделий из липы кормятся в долгие здешние зимы и добывают средства к уплате податей и повинностей».

Справочная информация

Описание

Долгое время основным промыслом башкир были животноводство и лесные промыслы. В XVII – начале XVIII веков лесные промыслы начали развиваться, а широкое развитие они получили с середины XIX в.

Башкиры заготавливали дрова для Инзерского, Тирлянского, Узянского, Белорецкого, Лапыштинского, Зигазинского, Авзяно-Петровского, Кагинского заводов.

Обилие леса и недостаточная обеспеченность башкир горной и предгорной зон края продуктами скотоводства и земледелия способствовали тому, что самое широкое распространение здесь получили различные лесные промыслы. Из 60 производств, зарегистрированных Уфимским кустарным комитетом в 1899 г., 40 приходилось на лесозаготовку, обработку дерева и древесных материалов. Согласно данным статистических и этнографических источников, деревообработка концентрировалась в Златоустовском, Уфимском, Стерлитамакском, Верхнеуральском, Орском, Троицком и Челябинском уездах. К концу XIX в. лесные промыслы здесь стали ведущей отраслью хозяйства башкирского населения. Промыслы по заготовке корья, луба и лыка, а также по выработке мочала находились на втором месте по степени распространения. Этим занимались башкиры лесной зоны.

Выработка сырья из липовой коры занимала второе место по распространенности среди башкир. Ее широко использовали в хозяйстве, строительстве жилищ, хозяйственных построек, кровле крыш, изготавливали из них предметы быта. Из лыка плели лапти (сабата) и плели различные короба и емкости. Самые распространенным кроме березовой коры были липовая и ивовая кора. Липовый луб (күгәмә ҡабығы), очищенный от коры, помимо покрова временных жилищ, шел на устройство различных коробов (тубал), который делали как плоским, так и глубоким, для сгребания пчел, для хранения продуктов питания, сцеживания творога и прочее.

Заготовка велась в начале лета и больших масштабах. Это оказало существенное негативное воздействие на состояние липовых лесов: по подсчетам Уфимского статистического комитета В.А. Новикова, для выработки среднего годового количества мочала в одном только Уфимском уезде уничтожалось 4 млн. липовых деревьев.

Башкиры, проживающие вдоль бассейнов больших рек, заготавливали кору осокоря (тирәк ҡабығы). Из нее преимущественно изготавливали поплавки для сетей, очень много продукции шло на продажу.

Насколько крупную роль в хозяйстве башкир играла липовая кора и ее производные, можно заключить из записей башкир на припуск сторонних лиц во владение их вотчинами и повытьями, где особо оговаривалось право «лубья сымать» или «лубья драть».

В начале XX века наблюдается заметное оживление в развитии деревообрабатывающего промысла. Этому способствовали социально-экономические и политические факторы: сокращение пастбищ, ослабление скотоводческого хозяйства, развитие товарно-денежных отношений. Голод 1898-1899 гг. вынудил людей занятиям лесозаготовками и обработкой древесины. Наиболее полное описание всех промыслов, которыми занимались башкиры в это время, содержится в «Справочном указателе кустарных производств Уфимской губернии» и очерке «Отхожие, местные и кустарные промыслы в Уфимской губернии».

Некоторое внимание обработке дерева уделено в книге Р.Г. Кузеева и С.Н. Шитовой «Башкиры. Историко-этнографический очерк» в разделе «Промыслы», в книге «Декоративно-прикладное искусство башкир» в главе «Резьба и роспись по дереву». Р.Г.Кузеев в статье «Развитие хозяйства башкир в X-XIX вв.» определяет начало развития лесных промыслов башкир в период XVII – начало XVIII в. «По примеру финских народов Прикамья башкиры не только рубят и сплавляют лес, но начинают драть мочало, гнать деготь, изготавливать из дерева различные бытовые и хозяйственные изделия».

М.Г.Муллагулов собирал материал в этнографических экспедициях по 1980-1990-х гг. по всей республике, а также в Пермском крае, Свердловской области, были составлены опросники, собирался сравнительный материал по лесным промыслам у народов, с которыми башкиры жили рядом в прошлом или по соседству.

Хороший материал имеется в этнографических коллекциях Государственного музея этнографии в г.Санкт-Петербурге, Национального музея РБ, Музея археологии и этнографии и других музеях. Материалы ГМЭ представлены предметами, собранными С.И. Руденко во время его экспедиций. Среди предметов имеются лыжи, седла и стремена, долбленые сосуды, мочальная шлея, лыковая седелка и др.

Техники/Технологии, связанные с объектом

В период с середины апреля по июнь производились работы по съему липовой коры. В это время идет активное сокодвижение в деревьях, что значительно облегчает эту работу. Для съема брали деревья диаметром 10-15 см.

Липовую кору снимали с помощью топора и особого инструмента (һөжөргө), представлявшего собой деревянную палку с острыми концами. Иногда этот инструмент на одном из концов имел металлический копьеподобный наконечник. Длина мочальных полос достигала 4-8 метров. Хороший работник мог снять и погрузить в день от 30 до 40 мочальников в 3-4 вершка ширины и в 6 аршинов длины, и мог заработать от 90 коп. До 1 руб. 20 коп в день.

Одновременно со съемом мочала производилась заготовка луба (күгәмә ҡабығы), который снимали со деревьев постарше, а иногда и прямо стоящих. Длина луба была около 2-3 метров. Он обычно шел на продажу, поэтому к нему были определенные требования: его снимали с деревьев от 6 до 12 аршин высоты и от 7 до 10 вершков толщины, сами лубья снимали по 3,5 аршин длины, ширина 4 четверти. Выбирали дерево без сучьев, поэтому приходилось обходить множество площади в поисках деревьев без дефектов. Это сказывалось на производительности, и один человек мог заготовить только 5-6 лубков. Но основная масса лубков, заготовленным башкирами, шла для удовлетворения хозяйственных нужд.

Для получения мочала липовую кору мочили 1.5 месяца в озере или болоте, затем снимали с нее мочало (йүкә), а оставшуюся полубину (күгәмә ҡабығы) использовали на покрытие крыши и устройство заборов. Из мочала башкиры, особенно на западном склоне Южного Урала, плели шлеи и узды на лошадей, делали кули и рогожи (ҡап), попоны для лошадей (септә).

Попоны из мочала башкиры плели совершенно тем же способом, как и циновки (урын септә), из рогоза (ҡыуғы) и из тростника (ҡамыш септә). Приспособление для плетения циновок и попон было весьма примитивно. Это была палка или узкая доска с зарубками, на которых висели деревянные чурки, обмотанные мочалом (рогозом или осокой) по краю прикладывались полоски материала, из которого делались циновки, и чурки (или заменяющие их камни) перекидывались с одной стороны на другую, чем и связывалась циновка. Станок для изготовления рогож (септә станы) был также весьма простого устройства и ничем не отличался от простого русского станка. Это были пяльцы, укрепленные на подставке (бревне), на которых вокруг поперечин были натянуты ссученные нити мочала, продетые сквозь берда последние служили для раздвигания четных и нечетных нитей основы и для прибивания уточных полос мочала, которые продевались особой линейкой.

Съем липовой коры для лыка производился круглогодично, даже в зимних условиях. Однако большинство населения предпочитало работать летом. В это время хорошему работнику удавалось ободрать за рабочий день до 200 деревьев. Снимали лыко сразу после рубки леса. Для этого использовался специальный стан (һыҙырғы), изготовленный самим работником. Конструкция стана была простая: на одном из растущих деревьев делали зарубку, затем от ствола отщепляли ножевидную планку, полностью не отрывая ее от дерева. Оставив узкое пространство между стволом и планкой, вбивали туда специальный клин. Там, где была возможность, станы делались на сухостоях. Часто для устройства подобного стана использовался еще стоящий на корнях липовый съемник. Чтобы отделить кору от лыка и расчленить его на ножевидную планку (һыҙырғы бысағы) и пропустить ее через стан несколько раз.

Готовые к употреблению лыковые волокна (сәй юкә) связывались и хранились под навесом или крышей до самой зимы. Иногда лыко заготовляли без обработки, вместе с кожурой. Зимой лыко так же заготавливали, для этого срубленное дерево заносили в баню или избу, где оно оттаивало. При домашней обработке применяли стан, установленный у стены. Лыко, заготовленное летом, было более качественным, чем зимнее. Мастера иногда применяли некоторые приемы для повышения качества лыка. Например, если зарыть лыко на ө-ҡ дня в навоз, то становился более прочным и красивым по цвету.

Источники сведений
  1. Национальный музей Республики Башкортостан (зал этнографии народов РБ – экспонаты, изделия из лыка)
  2. ИИЯЛ УФИЦ РАН (сектор этнографии) (фотодокументы и рисунки быта башкир)
  3. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан (ЦГИА РБ) (статистические данные о развитии занятий по кустарному делу)
  4. Государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (г.Санкт-Петербург) (отдел рукописей) – очерк Ф.И. Лобысевича «Башкиры и Башкирия».
Лица, имеющие отношение к ОНКН
  1. Информант – Бикбаева Гульчира Фануровна, жительница села Новокулево Нуримановского района, главный библиотекарь Новокулевской ЦБС, руководитель Центра башкирской культуры «Кудей». Промыслу ее обучила ее отец, она помогала ему обдирать лыко в озере. По ее воспоминаниям, возвращаясь со школы, дети сначала должны были помочь с обдиркой коры (5-6 метров), и только после этого могли идти играть. По словам информанта, еще 10 лет назад в деревне еще стояли сараи и бани, крыша которых была покрыта корой липы.
  2. Исследователь – Хасанова Зулейха Фавадисовна, к.и.н., научный сотрудник Института этнологических исследований им.Р.Г. Кузеева УФИЦ РАН, автор исследования «Лесные промыслы башкир Инзерского бассейна (конец XIX в. – начало XXI в.).
  3. Исследователь М.Г. Муллагулов, автор труда «Лесные промыслы башкир XIX – начала XX в.», этнограф, кандидат исторических наук. Научная деятельность посвящена изучению традиционных видов хозяйственной, лесных промыслов, этнокультурных связей башкир с другими народами Башкортостана. Участвовал в более 30 этнографических экспедициях по РБ, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской и др. областям. Автор свыше 100 научных работ. Лауреат премии АН РБ им. Раиля Г.Кузеева (2009).
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г.Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2


Наименование: Министерство культуры Республики Башкортостан

Тип ответственности: Ответственный орган управления/учреждение

Местонахождение: Российская Федерация, 450015, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Революционная, 18


Наименование: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Тип ответственности: Хранитель

Местонахождение: Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450054, г.Уфа, проспект Октября, д. 71, лит. У, У1.

Сведения о действиях над/с ОНКН
  • Сохранение. Жители села Новокулево Нуримановского района, Архангельского района сохранили данное ремесло. В настоящее время башкиры-катайцы продолжают заготавливать лыко традиционным способом практически на всей территории Белорецкого района.
  • Изучение. В 1981-1985 годы в Институте истории, языка и литературы Башкирского научного центра (ныне ИИЯЛ УФИЦ РАН) велась научно-исследовательская работа по изучению лесных промыслов у башкир в XIX – начале XX в.
Современное бытование
Ремесло бытует на территории Нуримановского, Белорецкого, Архангельского районов Республики Башкортостан.
Сведения об особенностях
Состояние бытования

В современных условиях развитие промышленного производства свело на нет народное деревообрабатывающее ремесло. Традиционный комплекс орудий, связанных с деревообработкой, исчезают. Только определенное число мастеров, сохраняющих данное ремесло, и музейные экспонаты позволяют судить о полном комплексе орудий труда, используемых при изготовлении и обработке лыка. В связи с этим считаю важным собрать необходимый для изучения материал и провести фото- и видеофиксацию.

К концу XIX века из-за интенсивного развития лубочно-мочального производства в лесах края осталось мало старых липовых деревьев, поэтому значительная часть населения Башкирии была вынуждена переключиться на заготовку лыка и лыковых изделий. Основным материалом для заготовки липы служила кора липы, взятая с молодых стволов. Производство лыка оказалось гораздо губительнее для лесных угодий.

К началу XX века беспощадное истребление лесов и разрастание артелей и промысловых кооперативов привело к тому, что промыслы стали стремительно угасать. Так, если в 1918 году было 10 артелей, то уже через 2 года в 1920 году их стало 140.

Начиная с 60-х годов, когда на смену ручному труду в быту начали приходить предметы промышленного производства, стоимость изготовленной вещи значительно удешевлялась, мастера стали все меньше производить товары, и ремесло стало теряться.



Способы передачи традиции
Естественная форма передачи


Форма бытования
Данное ремесло находится в реконструированной форме, возвращенной в традиционную среду бытования. Жители села Новокулево занимались данным ремеслом на протяжении долгих лет. Благодаря знаниям старожил наш информант смогла восстановить данное ремесло и демонстрирует его. В Белорецком районе сохранился традиционный способ изготавления лыка.


Этнологический аспект
На лесных промыслах рядом с башкирами трудились представители других народов – татары, чуваши, марийцы, мордва, русские, украинцы, белорусы, латыши и немцы. Особенно ощутимо было влияние на башкир при освоении лесных богатств края. Сложившаяся к концу XIX в. специализация по направлениям деревообработки сложилась исходя из наличия сырья, культурно-бытовых традиций, этнического окружения, близости к транспортным артериям.


Исторический аспект

Среди историков и этнографов трудов, посвященных исследованию только традиционных промыслов, мало. Наиболее ранние сведения о лесных промыслах местных жителей мы находим в путевых заметках участников естественно-научной экспедиции Академии наук России 1768-1774 гг. П.С. Палласа и И.И. Лепехина.

Этнограф Д.П. Никольский в исследованиях «Из поездки к лесным башкирам» описал добывание лыка башкирами «Съ наступленіеыъ весны начинается у башкиръ дранье лыка, сушка п зат мъ л томъ замочка его въ р кахъ. На ііути къ Инзеру часто встр чаются въ р кахъ запруды изъ мокнущаго лыка. Подобное моченіе продоллсается до осени. Изъ ыочалы башкиры д лаютъ веревки, рогожи, сбрую и т. д. Все это продается или въ Архангельскомъ завод, ила въ Верхнеуральск , a иногда на мочало являются скупіціікп, которые почти за безц нокъ скупаютъ весь этотъ товаръ. ІІноі^да башкиръ везетъ лыко или изд лія изъ него, навыочивъ на лошадь, верстъ за 70 — 80 и продаетъ его за ту-же почти ц ну, какую онъ могъ получить дома.»

Черемшанский упоминал в своих исследованиях об изготовлении башкирами лыка.

Исследователь Крубер (1887 г.) писал: «Урман (башк. – лес) стихия лесного башкира. Он в нем вырос, лес его кормит, дает ему заработок, средства к жизни, даёт всё, что нужно для домашнего обихода».

Н.Попов в работе «Хозяйственное описание Пермской губернии», изданной в начале XIX в. дает подробную характеристику быта и хозяйственных занятий башкир, а также описывает их работу на лесных промыслах.

В.М. Черемшанский в труде «Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, этнографическом и промышленном отношениях» (1859) среди других занятий башкир пишет также о лесозаготовке и обработке дерева, использование древесных материалов в быту.

Среди изданий 80-х годов по богатству этнографического и статистического материала выделяются исследования членов Уфимского статистического комитета В.А. Новикова и местного экономиста В.В. Крубера. В статье «Лесная промышленность в Уфимском уезде» В.А. Новиков описывает мелкие промыслы, технологию изготовления изделия.

В.В. Крубер посвящает свой очерк «Оренбургская Башкирия в лесохозяйственном и лесопромышленном отношениях» лесной промышленности в южной части края. Врач-антрополог Д.П. Никольский во время своих поездок по Башкирии и башкирским волостям Шадринского уезда побывал в бассейне р.Инзер и у северных групп башкир, где одним из занятий были лесные промыслы. «В зимнее время башкиры занимаются рубкой леса или дров для заводов или для продажи, вывозкою бревен к пристаням и т.д., с наступлением весны приступают к гонке леса по рекам, к дранью лыка, замочке его и т.д.».

Врач-антрополог Д.П. Никольский во время поездок по Башкирии побывал в бассейне р.Инзер и у северных групп башкир, где одним из занятий многих жителей были лесные промыслы. «В зимнее время, - отмечал Д.П. Никольский, - башкиры занимаются рубкой леса или дров для заводов или для продажи, вывозкою бревен к пристаням и т.д., с наступлением весны приступают к гонке леса по рекам, к дранью лыка, замочке его и т.д.»

Ф.Симон, член Оренбургского отдела Русского географического общества (ОО РГО), в статье «Очерк лесной промышленности Орского и Оренбургского уездов» и «Общественные работы, производившиеся в Оренбургском и Орском уездах» описал процесс сдирки лыка. Свои изделия башкиры вывозили в русские селения для продажи, часто их можно было увидеть на Оренбургском меновом дворе. Но стоили изделия очень дешево. «В Кананикольск же приезжают за хлебом башкиры из Бурзяна за 25-40 верст, привозя лесные изделия: мочало, мочальные веревки, сбрую и колодки для седел, седелки, хомутовые клещи и сани».

С.И.Руденко писал, что «в центре Башкирии и на ее северо-западе башкиры при изготовлении сбруи широко пользовались лыком и мочалом. Из лыка плели седелки, мочальными были шлеи, узды и недоуздки»



Социологический аспект
С.И. Руденко отмечал важное значение производства лыка в хозяйстве башкир: «Насколько крупную роль в хозяйстве башкир играли липовая кора и ее производные, можно заключить из записей башкир на припуск сторонних лиц во владение их вотчинами и повытьями, где особо оговаривалось право «лубья сымать» или «лубья драть».


Лингвистический аспект
  • мочало (йүкә)
  • полубина (күгәмә ҡабығы)
  • рогожа (ҡап)
  • попона для лошадей (септә).
  • циновка (урын септә)
  • рогоза (ҡыуғы)
  • тростник (ҡамыш септә)
  • станок для изготовления рогож (септә станы)
  • изготовление мочала (йыуғыс эшләү)
  •  

    Пословицы и поговорки о подготовке лыка:

    • Будешь вить лыко – получишь и аркан, и арбу, и сани.
    • Когда усердный шкуру с овцы обдирал, лентяй кору с липы обдирал.