Башкирский танец «Ҡара тауыҡ»

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
24.09.2019
Номер объекта:
02-007
Автор-составитель анкеты:
Газизов Рафаэль Фарзатович
начальник отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Башкирский танец «Ҡара тауыҡ»


Размер файла: 16.5 MБ

Ишмулла Дильмухаметов - Кара тауык


Размер файла: 5.8 MБ

Камил Вәлеев - Ҡара тауыҡ


Размер файла: 1.2 MБ

Описание

Башкирская народная песня «Ҡара тауыҡ» (Черная курица) существует в вокальном исполнении, в танце, в исполнении на башкирском музыкальном инструменте курай. Упоминание об этом описано в книге Лебединского Льва Николаевича «Башкирские народные песни и наигрыши». Издательство «Москва» с. 59. Смысл песни носит юмористический, и в то же время жизненно-философский характер. Вот как Лебединский описывает смысл данной песни: «Пьеса Кара тауык так же как и предваряющий ее сказ, полна живого народного и в то же время жизненно поучительного юмора. Одновременно это так же и танцевальная пьеса».

Справочная информация

Описание

Башкирская народная песня «Ҡара тауыҡ» (Черная курица) существует в вокальном исполнении, в танце, в исполнении на башкирском музыкальном инструменте курай. Упоминание об этом описано в книге Лебединского Льва Николаевича «Башкирские народные песни и наигрыши». Издательство «Москва» с. 59. Смысл песни носит юмористический, и в то же время жизненно-философский характер. Вот как Лебединский описывает смысл данной песни:

«Пьеса Кара тауык так же как и предваряющий ее сказ, полна живого народного и в то же время жизненно поучительного юмора. Одновременно это так же и танцевальная пьеса».

«Один бедняк приобрел каким-то путем курицу и размечтался о том, как быстро и легко сможет он теперь поправить свое скверное материальное положение. «Курица снесет мне полсотни яиц, — думал бедняк, — из которых вылупятся цыплята, среди которых будет, по меньшей мере, 30 куриц; каждая из них, в свою очередь, опять снесет полсотни яиц, следовательно, каждая даст опять по 30 куриц» и так далее. Бедняку уже мерещились золотые замки. Придя домой, он сразу же посадил нестись свою драгоценную курицу. Однако через несколько минут его слух поразил петушиный крик. Оказывается, это запела петухом его черная курица. Ожидать яиц и цыплят от курицы, поющей петухом, — безнадежно, и «Ҡара тауыҡ» была отправлена в кухонную кастрюлю. Золотые замки бедняка мгновенно рассыпались.

-Пьесу «Кара тауык» открывает бодрый танцевальный напев. Это как бы мечта бедняка о тысячах цыплят. Неожиданно танец прерывается петушиным пением, звучащим резким диссонансом. Это – как бы крах всех иллюзий бедняка. Как это совершенно ясно, замысел пьесы крайне наивен, но в нем есть и простодушие, и народный юмор».

Несколько иной взгляд к смыслу танца «Ҡара тауыҡ» был у Вахитова Янгали Арслановича, постановщика башкирских народных танцев. Хореографическую миниатюру «Кара тауык» он ставил для талантливого исполнителя народных танцев Бикбердину Явдату Зайнулловичу в 1976 году. В свою же очередь Явдат Бикбердин «передал» танец Юнысову Рафкату Муратовичу, который и донес танец до наших дней.

В своей работе Янгали Вахитов всегда придерживался принципов сохранения первозданности народного танца. Сохранял характерность природо- подражательности башкирских народных танцев. Многие элементы танцев характеризуют природу и окружающую среду. Вахитов Я.А. изучал историю, искал смысл, вникал в образ произведения. Постановщик считал, что «главный герой» произведения в танце – не бедняк, а сам петух. Со слов Явдата Бикбердина, Янгали Арсланович при постановке танца, акцент ставил не на копировании движений птицы, а на элементы танца, которые характеризуют достойное поведение «героя» произведения в образовавшейся ситуации, изучении обстановки, в познании. Глубокий смысл танца, по его мнению, отражает определенные моменты из жизни людей: когда люди, всю жизнь прожившие в определенном месте, вдруг резко оказывались в другой обстановке, где приходилось выстраивать новые отношения, быт, вести себя достойно.

Слова песни на башкирском и русском языке:

Дуҫым саҡырҙы ҡунаҡҡа,

Тауыҡ бирҙе бүләккә,

Һайлап алдым оҡшағанын,

Үҙем менеп төнәккә.

Ҡара тауыҡ бүләк тиеп,

Кешеләргә маҡтандым.

Әтәс булып ҡысҡырғас,

Керер урын тапманым.

Был вчера в гостях у друга –

Подарил он курицу.

Сам я курицу ту выбрал,

С ней пошел по улице.

Встречным людям похвалился

Своей черной курицей.

Вдруг она как кукарекнет!

Позор на всю улицу.

Со слов  Рафката Юнысова, Янгали Вахитов говорил, что танец исполнялся строго в башкирском национальном мужском костюме, а не в костюме петуха.

Примечательно, что число башкирских народных песен, в которых отсутствует онимы, незначительно мало. К ним относится и «Кара тауык».

Техники/Технологии, связанные с объектом

1 выход.

6 шагов с пятки (шаги мягкие через плие. с правого заднего угла сцены) дойти до середины зала. На 7-8 притопнуть. Походка с носка на плие, руки свободно сгибаются в локте. На 7-8 корпус встает на 3/4 к зрителю, правая рука поднимается наверх (вытянутое положение, ладонь расправлена вниз), левая рука закрывается на пояс в кулак, ноги собираются вместе на полупальцы, на 7-8 пятки ударяются друг о друга, голова смотрит в зрительный зал, подбородок приподнят.

2. Из-за такта присесть в демиплие, корпус наклонен вниз, положение 3/4 по отношению к зрителю. Правая нога вытянута назад, левая нога на плие. Корпус наклонен вперед, руки в первой позиции. Правая нога через плие делает шаг, правая рука вытянута, слегка вибрирует вперед, левая рука закатывает рукав правой руки, слегка вибрируя.

3. Легкий прыжок с правой ноги в сторону от зрителя, руки в стороны.

4. Четыре шага вглубь сцены, закрываются нога в пятую позицию и рука на пояс (остаемся лицом к зрителю). Два фляга носком правой ноги, шаг, приставить левую ногу, руки свободны в локтях.

5. Четыре шага вперед (вырастая из плие) с маленькими флиг-флягами.

6. На 5,6 два шага вперед с подскоком в конце, неполный трилистник правой ногой,  укол носком правой ноги, в повороте 2 шага с выносом пяток, 2 притопа (легкий подскок). Руки свободно сгибаются в логтях. Все это в продвижении к правому переднему углу сцены.

7. На 1,2 через пятку правой ноги шаг в сторону, через мягкое плие вправо по прямой линии. Левая нога поднимается в маленький «атитюд», закрывается в пятую позицию в плие, пятки подняты, правая нога делает небольшой шаг в сторону по линии танца, в конце на полупальцах стопы делают два удара пяточками друг о друга. Руки открываются на раз в стороны, на два немного сгибаются логтями наверх, на три,четыре поднимаются к шапке, обрамляя мех руками от лба к задней части шапки. Все это проделать 4 раза по линии танца от правого угла к левому углу.

8.В левом углу делаем полудробь правой ногой, затем шаг назад и полную дробь на месте.

9. Приседаем в плие по третьей позиции, вырастаем, руками обрамляя шапку, ведем плечами. И так два раза на две восьмерки счета.

10. Невысокий прыжок вправо, приземляемся по второй позиции ног на раз и два, руки расправлены в стороны ладонями вниз. На 1,2,3 ноги на плие по второй позиции двигают пяточки то вправо, то влево. Руки расправлены в стороны ладонями вниз.Отскок правой ногой назад, возвращаемся левой ногой. Затем правая нога делает укол носком,остаемся во второй позиции на плие, отводим пяточку правой, затем левой ноги. Прыжок вправо, ноги собирая в шестую позицию, а руки закрываем на талию в кулачки.

11. Фляг вперед правой ногой через подскок, фляг назад с поворотом, притоп 1,2,3, выброс правой ноги вперед на 45 градусов, с флигом возвращаем назад. Два удара пяточками друг о друга и дробь-трилистник в конце. Руки свободно двигаются, а в конце закрываются на талию. Во время ударов пятками друг о друга два раза руки во второй позиции делают два щелчка.

12. По кругу идем назад. Из-за такта и и раз правая нога соскакивает вперед, левая нога отводится назад на 45 градусов и ударяет мягкой частью частью стопы о заднюю щиколодку правой стопы 3 раза. Затем делаем 3 шага, на четвертый шаг делаем полную дробь.

13. Доходим до центра задней части сцены.

14. Двигаемся вперед: подскок на левой ноге, правая нога делает 1 фляг на 45 градусов вперед, второй к стопе в пятую позицию. Поставить на стопу, левая нога выбрасывается назад в согнутом виде делает укол носком и выводится через фляг вперед на 45 градусов и повторить с левой ноги. Все проделывается 4 раза. Руки свободны, согнуты в локтях.

15. Переменным ходом в ногах двигаемся по кругу спиной к центру. Левая рука на поясе, а правая рука во второй позиции. Ладонь смотрит вниз, пальцы расправлены вибрируют. С первой позиции руки открываются во вторую. Плечи поднимаются: то правая, то левая на 8 счетов.

16. Правая нога ставится впереди левой ноги накрест, выворотно на полупальцы. Левая нога выходит в обратную первую позицию (носки вместе, пятки врозь) и ударяются пятками два раза. Руки открываются по второй позиции ладонями вниз.

17. Правая нога ставится в пятую позицию на полупальцы. Затем стопы на пальцах выворачиваются в обратную первую позицию на носках, и обратно. И так четыре раза. Доходим до середины задней части сцены и разворачиваемся к зрителю, закатывая рукава и поправляя шапку. Заканчиваем дробью в центре зала.

18. От центра идем в правый задний угол (полудробь через пассе назад правой ногой, и повторить левой ногой), итого 6 раз лицом к зрителю, спиной в правый задний угол, руки на поясе.

19. На две восьмерки двигаемся вперед на плие, ноги по шестой позиции (на раз - небольшой шаг вперед на плие по шестой позиции, пятки отводим в сторону, на два - шаг вперед другой ногой, пятку отводим в другую сторону). Руки по второй позиции, ладони вниз. Руки слегка наклоняются то вправо, то влево, в виде маятника, голова смотрит вперед, слегка покачиваясь, в сторону наклона рук.

20. На последние 1,2,3,4 делаем два шага вперед и завершаем дробью (трилистник), руки закрываются на пояс.

21. Прыжок на левой ноге, корпус наклонен вперед, голова смотрит в пол, руки отведены назад, пальцы расправлены, ладони смотрят наверх. На 1,2,3,4,5,6 делаем поворот вокруг себя, подпрыгивая на левой ноге, а правая нога делает на каждый счет большой флиг вперед. На 7,8 дробь трилистник,закрываем руки на талию. То же самое повторить в другую сторону.

22. Лицом к зрителю продвигаемся на 1,2,3,4, пятки отодвигаем в стороны, руки по второй позиции ладонями вниз. И на 1,2,3,4 - дробь трилистник, руки закрываются на пояс. Тоже самое проделываем спиной к зрителю в продвижении в глубь сцены.

23. Соскок в широкую вторую позицию спиной к зрителю на глубокое плие, руки на поясе, поднимаем плечо, то правое, то левое. На 1,2,3 голова смотрит налево,вырастаем на 4 на полупальцы, руки закрыты на поясе, и снова садимся в плие по широкой второй позиции. На 1,2,3 плечи и стопы поднимаются и опускаются одновременно, и все проделывается в плие. На 4 вырастаем из плие на правой ноге, левая нога вытянута в сторону, корпус подтянут, голова смотрит вправо. Снова садимся в широкое плие, пятки и плечи поднимаются и опускаются на 1,2,3. На 4 вырастаем из плие на левой ноге, правая нога вытянута в сторону. Корпус подтянут, голова смотрит вправо. Снова садимся в широкое плие, пятки и плечи на 1,2,3 поднимаются и опускаются. На 4 вырастаем из плие на левой ноге, правая вытянута в сторону, корпус подтянут, голова смотрит налево.

24. Затем через глубокое плие по первой позиции вырастаем, руки расправлены в стороны. Правая нога через атитюд (носок на себя) поднимается, проворачиваясь 1,5 круга, остаемся лицом к зрителю.
Руки при повороте вытянуты по второй позиции, и закрываются, когда приходим лицом к зрителю.

25.Садимся по пятой позиции, руки закрыты (согнуты в логтях) перед собой в глубокое плие до пола.

26. Небольшим прыжком по пятой позиции выпрыгиваем на месте в обычное плие по пятой позиции: руки расставлены в стороны, голова на зрителя.

27. Ноги по шестой позиции, перекатываются с ребра правой ноги на ребро левой ноги. Все в продвижении вперед на каждый такт музыки в деми плие на две восьмерки. Руки по второй позиции, ладонями вниз, легкое покачивание головы, рук, плеч и корпуса в такт музыки.

28. Сели в широкую вторую позицию ног, ударяем пяточками на каждый счет, руки по второй позиции (крылья) вибрируют от локтя до кончиков пальцев.

29. Через плие делаем полудробь, руки закрыты на пояс, в конце два удара ногой.

30. Поворот вокруг себя по пятой позиции, ноги и корпус вытянуты. Левая рука закрыта на пояс, правая рука свободно поднимается, поглаживая подбородок и закрывается на пояс.

31. Уход влево по шестой позиции, пятки раскрываются в стороны по очереди на каждый счет. Руки в виде крыльев вибрируют ладонями вниз. Дойти до середины зала и сесть в глубокое плие по пятой позиции. Руки закрыты на пояс.