Традиция постройки надмогильных ограждений из бревен у башкир Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-032
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
ОписаниеРазнообразие намогильных памятников у башкир связано с природно-географическими особенностями мест проживания и традициями того или иного рода башкир. Выделяется несколько видов традиционных намогильных памятников, изготовленных из двух видов материала: природного камня и дерева. Из камня – памятник и каменная кладка. Из дерева – сруб либо один или два столба (столбика).Справочная информацияОписание
Сруб (бура) у
современных башкир считается «домом» умершего, аналогом жилища живого человека.
Для их сооружения, по рассказам башкирских информаторов, есть три причины: 1)
сруб необходим для обитания там души; 2) сруб служит маркером захоронения
человека, чтобы случайно сюда не похоронили еще кого-нибудь, иначе духи
поссорятся; 3) обычно говорят, что срубы необходимы для защиты от скота
(видимо, чтобы усилить функции общей ограды кладбища). Устраивать
срубные конструкции – традиция многих археологических культур Южного Урала с
эпохи энеолита (IV-III тыс. до н. э.). Она зафиксирована у представителей ямной
культуры, абашевской (XVII-XIV вв. до н. э.) и срубной (нач. II тыс. до н. э. -
XIV-XIII вв. до н.э.)[1].
Срубы
обнаруживаются во всех крупных сарматских курганах (Прохоровка, Переволочан,
Филипповка и др.)[2].
Если многие археологические культуры характеризуются полуземлянками-домами,
соответственно могилами, то у башкир срубное сооружение представляет собой
намогильную постройку, которая, как пишет Р.М. Юсупов, в прошлом могла
использоваться как место для наземного выставления трупа с целью отделения
мягких тканей птицами и мелкими хищниками и дальнейшего захоронения чистых
костей[3].
Обычай исходит из представлений зороастризма о запрете осквернять землю трупом.
Можно также предположить, что срубы башкир были призваны соединить могилу
человека с верхним миром, тем более что они делаются из стволов деревьев, посредников
между мирами. До сих пор
срубы для умерших сооружаются у башкир Бурзянского, Зилаирского, Абзелиловского
районов (в Зауралье республики Башкортостан), а раньше и в других горнолесных
районах. В Зилаирском районе традиция приостанавливалась в годы советской
власти и возобновилась в постсоветское время (д. Верхнесалимово Зилаирского
р-на). В Архангельском районе срубы перестали ставить около 30 лет назад.
Жители с. Азово указанного района вспоминают, как один старожила сам себе
подготовил сруб (не камень), попросил поставить его на свою могилу: «камень
будет давить на грудь» (д. Азово Архангельского р-на, Ф.Ш. Садыков, 1936 г.
р.). В д. Кустыгулово Кармаскалинского района, соседствующего с Архангельским,
не входящим в горнолесную зону, с давних времен практиковали каменные памятники,
но иногда и срубы. Последний сруб здесь поставили в 1959 году. Информаторы называют несколько причин прекращения традиции ставить сруб в Архангельском районе: 1. Запрет местных леспромхозов в связи с истреблением лесов. 2. Ухудшение качества древесины. Срубы раньше ставили из дуба, долгопрочного материала, который сгнивал лишь за 50-60 лет. В связи с изменением экологии бревна из дуба приходят в негодность за 15-20 лет, поэтому утерян смысл в таких срубах. 3. Усиление позиций ислама. «По исламской традиции на могилу умершему должны ставить камень, а не сруб» (д. Теряклы Архангельского р-на, Х.А. Фазылов, 1933 г. р.). Повсеместно
для изготовления сруба использовался дуб. Наверху устанавливались создание
замкнутого пространства, защита от воздействия злых духов). Территориальные
отличия наблюдаются в высоте, форме и конструкции срубов. Например, в с.
Иргизлы Бурзянского района срубы в 3 венца, в с. Киекбаево того же района в 5
венцов. В обоих случаях прямоугольная форма, решетчатый вид (с просветами между
бревнами). В с. Ибраево Зианчуринского района у срубов 7 венцов, пирамидальная
форма, бревна тесно прилегают друг к другу. В д. Азово
Архангельского района сохранившиеся сооружения прямоугольной формы и состоят из
трех венцов (каждое бревно примерно 20 см). По словам уроженца д. Теряклы Х.А.
Фазылова (1933 г. р.), вначале умершему ставили сруб с плотным прилежанием
бревен, чтобы тело в первую очередь съели мыши, крысы, черви (представители
подземного мира), а затем сруб обретал решетчатый вид, чтобы тело доедали
звери. Обращает
внимание, что количество венцов у сруба всегда нечетное, это связано с
языческой символикой смерти (характеристика, определяющая невозможность
делиться нацело на два). По убеждениям башкир, нечетным должно быть количество
метров для пошива савана (7 м – для детей, 9 или 11 м – для взрослых, в
зависимости от комплекции человека), количество людей, участвующих в омовении
покойника (5 или 7), количество досок, которыми закрывают могильную нишу (7, 9,
или 11). Различия в
размерах срубов и принципах установки надсрубных балок имеются в рамках одного
села. Например, на кладбище с. Гадельгареево Бурзянского района срубы в среднем
в длину 210 х 140 см, в высоту 62-75 см. Есть более массивные образцы – 330 х
280, в высоту 110 см, что может быть связано с высоким социальным статусом
умершего. Выявлено пять вариантов установки балок над срубами: 1) короткая
перекладина по центру; 2) две короткие перекладины на расстоянии друг от друга;
3) одна длинная балка вдоль сруба; 4) две длинные балки; 5) две длинные, а
сверху одна короткая. С чем связано такое разнообразие, пока выявить не
удалось. По словам информаторов, главное, чтобы надсрубные балки были. Чашки
небольшие, поэтому бревна неплотно примыкают друг к другу. У изголовья
установлены столбики с данными об умершем, их высота соответствует общей высоте
сруба. В д. Иргизлы того же района вместо столбиков принято ставить полубревна
или доски выше сруба. Сруб обычно
делается односельчанами около кладбища в то же время, когда копается могила
(чтобы не заставлять «ждать» могилу). Снятая кора и ветки тут же сжигаются,
чтобы «не навредить живым» (как часть объекта, принадлежащего миру мертвых).
После погребения умершего готовая конструкция переносится на могилу. В с.
Иргизлы Бурзянского района сруб изнутри заваливается землей, и таким образом
становится, верхней частью могилы. Во многих других случаях сруб возвышается
над могилой. [1]
Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История
Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа: Китап, 1984. - 359 с. [2]
Юсупов Р.М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов
башкорт, иштяк [Электронный ресурс]. Режим доступа: открытый. - URL: http://soraman.livejournal.com/71362.html
[3]
Юсупов Р.М. Погребальный обряд // Башкиры-гайнинцы Пермского края: история,
этнография, антропология, этногеномика. - Уфа, 2008. - С. 222-224.
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
|