Традиция постройки надмогильных ограждений из бревен у башкир

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-032
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества

Описание

Разнообразие намогильных памятников у башкир связано с природно-географическими особенностями мест проживания и традициями того или иного рода башкир. Выделяется несколько видов традиционных намогильных памятников, изготовленных из двух видов материала: природного камня и дерева. Из камня – памятник и каменная кладка. Из дерева – сруб либо один или два столба (столбика).

Справочная информация

Описание

Сруб (бура) у современных башкир считается «домом» умершего, аналогом жилища живого человека. Для их сооружения, по рассказам башкирских информаторов, есть три причины: 1) сруб необходим для обитания там души; 2) сруб служит маркером захоронения человека, чтобы случайно сюда не похоронили еще кого-нибудь, иначе духи поссорятся; 3) обычно говорят, что срубы необходимы для защиты от скота (видимо, чтобы усилить функции общей ограды кладбища).

Устраивать срубные конструкции – традиция многих археологических культур Южного Урала с эпохи энеолита (IV-III тыс. до н. э.). Она зафиксирована у представителей ямной культуры, абашевской (XVII-XIV вв. до н. э.) и срубной (нач. II тыс. до н. э. - XIV-XIII вв. до н.э.)[1].

Срубы обнаруживаются во всех крупных сарматских курганах (Прохоровка, Переволочан, Филипповка и др.)[2]. Если многие археологические культуры характеризуются полуземлянками-домами, соответственно могилами, то у башкир срубное сооружение представляет собой намогильную постройку, которая, как пишет Р.М. Юсупов, в прошлом могла использоваться как место для наземного выставления трупа с целью отделения мягких тканей птицами и мелкими хищниками и дальнейшего захоронения чистых костей[3]. Обычай исходит из представлений зороастризма о запрете осквернять землю трупом. Можно также предположить, что срубы башкир были призваны соединить могилу человека с верхним миром, тем более что они делаются из стволов деревьев, посредников между мирами.

До сих пор срубы для умерших сооружаются у башкир Бурзянского, Зилаирского, Абзелиловского районов (в Зауралье республики Башкортостан), а раньше и в других горнолесных районах. В Зилаирском районе традиция приостанавливалась в годы советской власти и возобновилась в постсоветское время (д. Верхнесалимово Зилаирского р-на). В Архангельском районе срубы перестали ставить около 30 лет назад. Жители с. Азово указанного района вспоминают, как один старожила сам себе подготовил сруб (не камень), попросил поставить его на свою могилу: «камень будет давить на грудь» (д. Азово Архангельского р-на, Ф.Ш. Садыков, 1936 г. р.). В д. Кустыгулово Кармаскалинского района, соседствующего с Архангельским, не входящим в горнолесную зону, с давних времен практиковали каменные памятники, но иногда и срубы. Последний сруб здесь поставили в 1959 году.

Информаторы называют несколько причин прекращения традиции ставить сруб в Архангельском районе: 1. Запрет местных леспромхозов в связи с истреблением лесов. 2. Ухудшение качества древесины. Срубы раньше ставили из дуба, долгопрочного материала, который сгнивал лишь за 50-60 лет. В связи с изменением экологии бревна из дуба приходят в негодность за 15-20 лет, поэтому утерян смысл в таких срубах. 3. Усиление позиций ислама. «По исламской традиции на могилу умершему должны ставить камень, а не сруб» (д. Теряклы Архангельского р-на, Х.А. Фазылов, 1933 г. р.).

Повсеместно для изготовления сруба использовался дуб. Наверху устанавливались создание замкнутого пространства, защита от воздействия злых духов). Территориальные отличия наблюдаются в высоте, форме и конструкции срубов. Например, в с. Иргизлы Бурзянского района срубы в 3 венца, в с. Киекбаево того же района в 5 венцов. В обоих случаях прямоугольная форма, решетчатый вид (с просветами между бревнами). В с. Ибраево Зианчуринского района у срубов 7 венцов, пирамидальная форма, бревна тесно прилегают друг к другу.

В д. Азово Архангельского района сохранившиеся сооружения прямоугольной формы и состоят из трех венцов (каждое бревно примерно 20 см). По словам уроженца д. Теряклы Х.А. Фазылова (1933 г. р.), вначале умершему ставили сруб с плотным прилежанием бревен, чтобы тело в первую очередь съели мыши, крысы, черви (представители подземного мира), а затем сруб обретал решетчатый вид, чтобы тело доедали звери.

Обращает внимание, что количество венцов у сруба всегда нечетное, это связано с языческой символикой смерти (характеристика, определяющая невозможность делиться нацело на два). По убеждениям башкир, нечетным должно быть количество метров для пошива савана (7 м – для детей, 9 или 11 м – для взрослых, в зависимости от комплекции человека), количество людей, участвующих в омовении покойника (5 или 7), количество досок, которыми закрывают могильную нишу (7, 9, или 11).

Различия в размерах срубов и принципах установки надсрубных балок имеются в рамках одного села. Например, на кладбище с. Гадельгареево Бурзянского района срубы в среднем в длину 210 х 140 см, в высоту 62-75 см. Есть более массивные образцы – 330 х 280, в высоту 110 см, что может быть связано с высоким социальным статусом умершего. Выявлено пять вариантов установки балок над срубами: 1) короткая перекладина по центру; 2) две короткие перекладины на расстоянии друг от друга; 3) одна длинная балка вдоль сруба; 4) две длинные балки; 5) две длинные, а сверху одна короткая. С чем связано такое разнообразие, пока выявить не удалось. По словам информаторов, главное, чтобы надсрубные балки были. Чашки небольшие, поэтому бревна неплотно примыкают друг к другу. У изголовья установлены столбики с данными об умершем, их высота соответствует общей высоте сруба. В д. Иргизлы того же района вместо столбиков принято ставить полубревна или доски выше сруба.

Сруб обычно делается односельчанами около кладбища в то же время, когда копается могила (чтобы не заставлять «ждать» могилу). Снятая кора и ветки тут же сжигаются, чтобы «не навредить живым» (как часть объекта, принадлежащего миру мертвых). После погребения умершего готовая конструкция переносится на могилу. В с. Иргизлы Бурзянского района сруб изнутри заваливается землей, и таким образом становится, верхней частью могилы. Во многих других случаях сруб возвышается над могилой.



[1]  Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа: Китап, 1984. - 359 с.

[2] Юсупов Р.М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов башкорт, иштяк [Электронный ресурс]. Режим доступа: открытый. - URL: http://soraman.livejournal.com/71362.html

[3] Юсупов Р.М. Погребальный обряд // Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. - Уфа, 2008. - С. 222-224.

Формы сохранения и использования объекта

В Бурзянском районе, почти во всех деревнях могилы окружены деревянным срубом. Как рассказывают информанты, срубы нужны, для того чтобы со временем освободить место для другого человека. Считается, что труп разлагается за то же время, что и гниет сруб. За тот же период уже умирают все близкие человека, присматривать за могилой становится некому. В итоге место используют для следующего человека.

Другие местные жители нашли более прагматичное объяснение: каменистый грунт не позволяет копать глубоко, поэтому могилу окружают срубом, а после засыпают пространство между бревнами камнями и грунтом, чтобы защитить могилу от зверей.

Источники информации

1. Галиева Ф.Г. Модель ислама у башкир по материалам этнографического исследования кладбищ и намогильных сооружений. Уфа, 2017

2. Башкиры / отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. - М.: Наука, 2017. - 662 с. (Сер.: Народы и культуры).

3. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. - М.: Наука, 1991. - 189 с.

4. Гагаузы / отв. ред. - М.: Наука, 2011. - С. 56-59. (Сер.: Народы и культуры).

5. Гарустович Г.Н. Распространение ислама в Южно-уральском регионе // Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР. - Уфа, 1991. - С. 26-27.

6. Корусенко М.А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII-XX вв. - Новосибирск: Наука, 2003. - Т. 7. - 192 с. (Сер.: Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума).

7. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992. - 347 с.

8. Мажитов Н.А., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа: Китап, 1984. - 359 с.

9. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. - СПб., 1899. - 123 с.