Технология изготовления лаптей в с. Кананикольское Зилаирского района

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-031
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества

Мосальские лапти в с. Кананикольское Зилаирского района.


Описание

Село Кананикольское Зилаирского района Республики Башкортостан – село Зауралья с 270 летней историей. В 1751 году, 25 сентября, четверо братьев Масаловых (Тульские заводчики и купцы) Алексей, Максим, Иван Большой, Иван Меньшой подписали договор об аренде земли под строительство Кана-Никольского завода. С этой целью они завезли в эту местность рабочих из разных точек России 18-го века, в том числе из Калужской и Рязанской губерний. Рабочих называли «мосали» – потомки приезжих варягов и вятичей. Осваивалась местность для различных нужд, появлялись дома, улицы. Со временем в Кананикольском сложилась уникальная этническая общность – Мосали, их отличал особый говор, традиции и даже своя манера плести лапти. Лапти были обычной обувью для русского человека, но в каждой местности их плели по-своему. Мосальские лапти имели характерную особенность, которая сразу бросалась в глаза. Они также изготовливались из лыка, но в середине носка мастера создавали особый выпуклый узор. Первые упоминания о лаптях встречают в документах, относящихся к X веку, хотя сам кочедык («свайка»; «швайко») – инструмент, которым пользовались для плетения лаптей, находят в древних стоянках, относящихся к раннему железному веку (I тыс. до н.э.).

Справочная информация

Описание

Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: «В дорогу идти, пятеро лаптей сплести». Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня.

Плели лапти, как правило, мужчины и мальчики-подростки, это считалось исключительно мужским занятием; женщинам доверяли только «ковырять» подошвы. Обучать мальчиков плетению лаптей начинали рано, в 7–8 лет, а наблюдать за этим процессом они могли с пеленок, поскольку все мужики в семье в зимнее время готовили лапти для всей семьи на весь год, пар по 5–6 каждому. Уже к десяти-двенадцати годам подросток мог сплести лапоть не хуже взрослого, хотя и не так быстро.

Колодки были сплошные, цельные или составные, из двух частей: одна часть привязывала к передней части стопы, другая – к пятке. В дождливую погоду иногда под лапти обували кожаные мягкие сапоги «бахилы» или «поршни». Для дома плели лапти без обор, они были несколько выше (глубже), изготавливали их из липового лыка, иногда из бересты, и назывались они «ступни». Носили ступни нередко на босу ногу, оставляли их у порога, чтобы быстро надеть для работы по хозяйству, особенно весной или осенью, когда на дворе грязь, а лапти с портянками, онучами и оборами надевать долго и хлопотно. Ступни надевали и на сенокос, чтобы не наколоти ноги там, где трава была только что скошена.

Техники/Технологии, связанные с объектом

У плетения лаптей свои тонкости и секреты, важно строго следовать инструкции и быть предельно аккуратными. Сначала надо подготовить материалы, в основном это лыко (полоски коры липы), и инструменты: нож, кочедык, мялка и колодка. Лыко заготавливает весной в большом количестве, чтобы хватило на год плести лапти для всей семьи. 

Сначала изготавливали материал для плетения – лыко. Лыком называют любые полоски коры, но удобнее всего работать с липой. Сырье заготавливается весной из молодых деревьев. Подготовка коры проходит следующим образом:

-         Ствол низко срезается;

-         Кора вспарывается, после чего вытаскивается сердцевина;

-         Материал сворачивается в кольцо;

-         Нарезаются полоски шириной по 10 мм;

-         Сырье высушивается в хорошо проветриваемом месте без прямых солнечных лучей;

Прежде чем начинать плетение лаптей из лыка, материал нужно сутки выдержать в воде, распарить и полностью почистить полоски от остатков коры.

На один лапоть требовалось пять лык шириной, примерно, 1-2 см и длиной около полутора-двух метров. 

Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки ещё был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвёртки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривлённым в вертикальной плоскости и имеющим форму части круга.

Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости.

Для плетения пятки взять все полоски материала и собрать их вместе. Отделить верхние лыки, слева и справа по одному. Через них проплести второй слой в противоположном направлении с помощью кочедыки. Переплести оставшиеся лыки между собой.

Развернуть верхнюю полоску под прямым углом и соединить с остальными частями стельки. Перекрыть другое лыко. Оно переплетается с остальными, ушедшими на противоположную сторону. На подошве получается второй слой за счет лыка, которое закручивается напротив первого узора.

Подошва огибается через говенник (веревка или шнур из лыко), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетённые петли для просовывания в них концов лык. Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краёв подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Края (борты) укреплялись двойным плетением с загибом лыка внутрь. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность.

В отличие от стандартных техник, мосальские мастера применяли особый приём декорирования носковой части лаптя. В процессе плетения, в его центральной части, лыко трижды перегибалось по одной линии. Данная манипуляция не являлась технологической необходимостью и носила исключительно декоративно-символический характер.

В результате на поверхности носка формировались три параллельных рельефных выступа, создававших узнаваемый графический узор, напоминающий дорожку. Этот, казалось бы, незначительный элемент, будучи видимым и массовым, становился мощным маркером «свой-чужой» в повседневной жизни, зримо отделяя мосалов от соседних групп населения, которые плели лапти без подобного украшения.

Источники сведений

Повседневной обувью летом служили лапти. Лапти плели из липового лыка, у русских лаптей носок делали косого плетения. Е.П.Бусыгин зафиксировал в западной части Уфимской губернии повсеместное бытование лаптей «татарского образца» (с прямым плетением головки)[1]. В некоторых местах в Челябинском и Троицком уездах бывшей Оренбургской губернии женщины, в частности, лапти не носили. В XIX в., как заметил В. С. Касимовский, «лапти носят постоянно только бедняки, а зажиточные во время работы»[2]. Для бедняков это была единственная доступная всесезонная обувь. В межсезонье, в слякоть, лапти подшивали («уковыривали») пенькой или кожей, кроме того к лаптям крепили деревянные колодки-подставки с выступами в нижней части (но колодки использовали не во всех регионах)[3]. Лапти носили поверх онучей и фиксировали на ноге длинными оборками; зимой «летние холщовые онучи заменяются онучами из белого толстого сукна домашнего приготовления». Праздничные лапти (у бедняков) вязали «аккуратными» (т. е. по ноге) из тоненьких лычек. Из лыка плели также и своеобразные калоши (ступни), которые были глубже, чем лапти и не имели обор.

В качестве повседневной обуви мужчины и женщины использовали высокие кожаные или резиновые (для молодежи) галоши (колоши), плетеные лыковые ступни, лапти «русского» плетения, кроме того, «в дорогу (и летом, не говоря уже о зиме) надевают валенки или валеные чулки»[4]. Лапти надевали только для выполнения тяжелых работ, во время походов в лес. Бытовали только лапти русского типа. В сапогах щеголяли редко, это позволяли себе изредка лишь молодые парни.

Наиболее подробно одежду старообрядцев Приуралья в начале ХХ в. описал Д. К. Зеленин в этнографических очерках о жизни и быте села Усень-Иваново Белебеевского уезда Уфимской губернии.



[1] Бусыгин Е. П. Материальная культура русского населения западных районов Башкирской АССР // Географический сборник. Вып. 2. Казань, 1967. С. 109, 122.

[2] Касимовский В. Указ. соч. С. 27.

[3] ПМА, 2011. Балдина Е. Н., 1913 г. р., с. Метели Дуванского р-на РБ

[4] Зеленин Д. К. Указ. соч. С. 215.

Современное бытование

Сейчас подобные изделия утратили своё первоначальное предназначения: лапти из обычной повседневной обуви перешли в разряд сувениров и для создания народных костюмов.

Формы сохранения и использования объекта

Таким образом, специфический узор на лаптях мосалов является не просто элементом декора, а материализованным выражением групповой идентичности. Его появление и сохранение демонстрируют механизм адаптации (мигрантских сообществ) в новых условиях: через сохранение и модификацию традиционных навыков группа конструировала свою уникальность, поддерживая связь с культурой предков и одновременно подчёркивая своё отдельное положение в новой этнокультурной среде. Изучение подобных деталей быта позволяет глубже понять процессы этнической самоидентификации.

Источники информации

1. Бусыгин Е. П. Среднее Поволжье и Приуралье (Казанская, Симбирская, Самарская, Уфимская т Оренбургская губернии) // Крестьянская одежда населения европейской России (XIX — начало ХХ в.) Определитель. М., 1971. С. 218

2. Бусыгин Е. П. Материальная культура русского населения западных районов Башкирской АССР // Географический сборник. Вып. 2. Казань, 1967. С. 109, 122.

3. Нечвалода Е. Е. Традиционная материальная культура русского населения северо-восточных районов Башкортостана. М., 2016. С. 214.

4. Е. Е. Нечвалода.  Одежда крестьянского и горнозаводского населения.