Обрядовый свадебный танец у башкир «Сыбырткылау» (проводы гостей в последний день свадьбы) Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
30.09.2025
Номер объекта:
20-019
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества
ОписаниеТанец «Сыбыртҡылау» символизирует конец свадебных торжеств: гости одаривают танцора, затем собираются и уезжают домой. Танец «Сыбырткылау» связан с обрядом «сыбырткы ашы». Сыбырткы ашы (дословно с башкирского — «суп в день кнута») — это традиционный обряд прощального пиршества в культуре башкир, особенно распространенный у юго-восточных групп. Он проводился на второй день свадьбы в доме родителей невесты и символизировал окончание торжеств и скорые проводы гостей.Справочная информацияОписание
Главным действом обряда был шуточный «побор» с гостей. Родственник невесты
надевал тулуп или шубу наизнанку. Его главным атрибутом был кнут (башк. сыбыртҡы), который украшали лоскутками ткани красного цвета. Сыбырткысы с шутками и
частушками начинал хлестать этим кнутом гостей и особенно сватов, припевая: Ҡайыштан да, йүкәнән дә Сыбыртҡыны үрәбеҙ. Ҡайтмай ятҡан ҡоҙаларҙың Кәрәгенә бирәбеҙ.
Аяҡай ғынаһы, Тояҡай ғынаһы. Ите бөттө, ҡалды инде Һөйәкәй генәһе.
Ашанығыҙ, эстегеҙ, Уйнанығыҙ, көлдөгөҙ. Ҡоҙаның ҡәҙере өс көн, Бөттө һеҙҙең көнөгөҙ. Цель была не причинить боль, а символически "изгнать" гостей из
дома, показать, что праздник окончен и пора в путь. Удара кнутом можно было
избежать. Гости должны были "откупиться" — привязать к кнуту деньги,
сладости или небольшие подарки. Другим вариантом "искупления" был
танец. Если гость попадался под удар, он должен был станцевать. В основе этого ритуала лежит древнейшее магическое представление, общее для
многих народов: звук способен изгонять зло. По этнографическим записям Р.А.
Султангареевой, в Баймакском районе информанты рассказывали, что близкий
родственник, провожая свадьбу, ходил по двору и хлестал кнутом по углам и
плетням. Считалось, что звук кнута изгоняет джинов (башк. “ен”) и злых духов,
благоприятствует удаче. По исследованиям Л.И.Нагаевой, в юго-восточных районах республики
родственники, надев тулуп наизнанку (такие шубы они называли “медвежьи”),
изображали медведя, плясали, пели, “хлестали” кнутом. В Баймакском районе.
Башкиры Зианчуринского района, Самарской области “ряженые” изображали птицу
журавль, вместо кнута использовали кочергу. Кочергой как бы “заклевывали”
гостей. В Бурзянском районе переодевались в медведя. То есть изображали своих
тотемных животных. Таким образом, сыбырткы ашы — это не просто забава, а глубоко символичный
обряд, сочетающий в себе элементы мифологии (перевернутая шуба), экономической
помощи молодым и социальной функции завершения одного из главных праздников в
жизни человека. Техники/Технологии, связанные с объектом
Наряженный мужчина или женщина начинает
с «йөрөшләү» – «топающего переменного хода» с ритмичным постукиванием пяток.
Затем, подбоченившись, исполнитель начинает кружиться – вправо и влево, имитируя
движения медведя или птицы. Размахивая кнутом, ряженый «бьет» каждого гостя,
припевая веселым такмаком: «Лошади запряжены! Пора и пошевеливаться!». Источники сведений
Первые научные упоминания имеются в трудах Султангареевой Р.А.,
Нагаевой Л.И., Хисаметдиновой Ф.Г. (70-80 гг. XX в.). Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
|