Приготовление традиционного мишарского блюда майаш в д. Староянбаево Балтачевского района Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мишари
Анкета утверждена:
26.03.2022
Номер объекта:
10-004
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Традиционное мишарское блюдо майаш в Балтачевском районеОписаниеМишари или мишары (мещеряки) – тюркоязычный этнос, вошедший в состав татар и частично башкир. Мишари на территории нынешнего Башкортостана документально зафиксированы с XVIII века, когда они в качестве военно-служилого сословия размещаются на территории нескольких башкирских волостей. Конечно мишарские селения были и ранее. Переселение мишарей происходило в период вхождения региона в состав Российского государства.Справочная информацияОписание
Сведения о времени и причинах
появления мишарей в Башкирии приводятся в 1800 году в «Записке Оренбургского
губернского правления по вопросам управления разными группами населения
Башкирии»: «Сей народ некоренной в Оренбургской губернии, но перешедшей по
нынешнему положению Симбирской губернии из Алаторского и Симбирского уездов без
обложения ясаком, а только по грамоте 7106 г. (1597/1598), велено служить им,
мещерякам, по городу Уфе с дворянами и иноземцами, что ими и продолжаемо было
по 1735 г.». П. И. Небольсин писал о мишарях: «Совершенную противоположность
кочевым башкирам составляют мещеряки, народ совершенно оседлый. Народ этот,
довольно красивый, не скуластый и почему-то имеющий пристрастие к черному
цвету, чрезвычайно трудолюбив, рачительно занимается хлебопашеством, весьма
мало кичится воинской отвагой, и не очень охотлив для бранных подвигов». В настоящее время в Балтачевском
районе мишари компактно проживают в 19 деревнях. В 2021 году в районном центре
Старобалтачево был открыт Мишарский историко-культурный центр. Майаш от слова «Май ашы» – мишарское
блюдо, приготовленное на животном жире в печи, иногда заливают горячим медом. С
давних времен его готовили на праздники. В особенности он украшал свадебный
стол. По традиции, к жениху на стол его ставила невеста со своими родителями. Техники/Технологии, связанные с объектом
Старой технологией приготовления
майаша поделилась жительница д. Староянбаево, пенсионерка Мавлида Фаткуллина.
Для приготовления майаша берутся замороженные яйца и замешивается мягкое тесто.
Далее, разделив приготовленное тесто на несколько частей, информант раскатывает
их на заготовки, шириной 1,5 см и длиной 20 см и нарезает их на небольшие кусочки. Затем, их обкатывают в сите, предварительно обсыпав мукой, пока они не принимают округлую форму.
Положив круглые кусочки теста на сковороду, заливает их растопленным говяжьим
жиром, и ставит в печь. Время приготовления майаша зависит от температуры
нагрева печи и составляет 8-12 минут. В
процессе приготовления майаш
перемешивается несколько раз для равномерного обжаривания. Этому рецепту
информант научилась от своей мамы. Она считает это блюдо исключительным, так
как майаш приготовленный на животном жире отличается от похожих блюд тем, что
он не впитывает в себя жир и получается сухим.
Майаш является любимым лакомством пожилых людей, которые кладут его для
размягчения в горячий чай во время
долгих застолий. При этом в чае не образуются жировые разводы. Еще одной
особенностью майаша является долгое хранение продукта, не требующее особых
условий.
Предметы, связанные с объектом
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Аутентичная форма. Район
распространения – Балтачевский район Республики Башкортостан. Исключительность/ценность Майаш, приготовленный на животном жире, отличается от похожих блюд тем, что он не впитывает в себя жир и получается сухим. Способы передачи традиции Бытовая, наследственная. |