Свадебные обычаи горнозоводских сел Мелеузовского района Республики Башкортостан.

Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-031
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

Свадебный обряд представляет собой концентрированное выражение традиционной культуры, аккумулирующее ключевые элементы локальной мифологической картины мира. В этом контексте свадьба может рассматриваться как структурообразующий элемент регионального культурного текста, отражающий и организующий его смысловое пространство.

Справочная информация

Описание

Формирование горнозаводского населения на территории Башкортостана относится к середине XVIII века и связано со строительством железоделательных, чугунолитейных и медеплавильных предприятий. Для обеспечения рабочей силой этих заводов привлекались крестьяне из центральных областей России, Поволжья и Пермской губернии. В результате возникли русские поселения, в том числе в современном Белорецком районе (Ломовка, Кага, Узян, Верхний Авзян, Нижний Авзян, Тирлян, Зигаза, Тукан, Инзер) и Мелеузовском районе (Воскресенское, Партизанское и др.).

         Вступление в брак у славян традиционно оформлялось специальным свадебным обрядом, общая структура которого во многом была схожей в разных регионах. Период формирования основных элементов свадебного обряда относят к XIII—XIV векам. Как отмечают русские фольклористы, в некоторых региональных традициях в структуре и деталях обряда ощущаются дохристианские истоки и присутствуют элементы магии.

         По материалам фольклорно-этнографической экспедиции по районам Башкортостана общая структура свадебного обряда включает следующие основные этапы:

  • Сватовство: предварительные переговоры между семьями жениха и невесты о заключении брака.
  • Смотрины: осмотр невесты семьей жениха, оценка ее внешности, хозяйственных навыков и приданого.
  • Рукопожатие (помолвка): официальное заключение брачного договора между семьями.
  • Вытье: обряд прощания невесты с родным домом и девичеством, сопровождавшийся плачем и причитаниями.
  • Девичник / Мальчишник: прощальные вечеринки невесты с подругами и жениха с друзьями накануне свадьбы.
  • Свадебный кортеж: торжественное шествие свадебной процессии к дому невесты или в церковь.
  • Свадебный выкуп: обряд, в ходе которого жених и его друзья должны были выкупить невесту у ее родственников и подруг.
  • Венчание: Церковный обряд заключения брака.
  • Гуляние: праздничные гулянья и развлечения после венчания.
  • Свадебный пир: торжественный обед, на который приглашались родственники и друзья молодоженов.

         Со слов информантов обряды, сопровождавшие свадьбу, символизировали переход девушки из рода отца в род мужа, а также переход под покровительство духов рода мужа. Этот переход воспринимался как своего рода символическая смерть в одном роду и рождение в другом. Например, обряд вытья часто сравнивают с причитаниями по покойнику, подчёркивая его траурный характер.

         Поход в баню на девичнике мог символизировать омовение тела перед погребением. В церковь невесту часто вели под руки, что символизировало её слабость и беспомощность. После венчания молодая выходила из церкви уже самостоятельно, что означало её возрождение в новом статусе. Существовал обычай, когда жених вносил невесту в дом на руках, чтобы обмануть домового и заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи. Во время сватовства невесту наряжали в красный сарафан и произносили фразу: «У вас товар — у нас купец». В случае вдовства одного или обоих новобрачных (так называемая «кукушкина свадьба») свадебный обряд мог сокращаться или сводиться к минимуму.

         В горнозаводских районах Башкортостана сватовство невесты могли осуществлять как родственники жениха, так и приглашённые со стороны лица, которым родители жениха доверяли эту ответственную роль. Из родственников чаще всего сватом выступал отец жениха и крёстный отец, реже — родная мать и крёстная мать. В некоторых регионах сватом мог быть дядя, а сестра жениха, напротив, редко выполняла эту функцию. Нередко вместе со сватами в дом невесты отправлялся и сам жених.

         При выборе свата особое значение придавалось таким качествам, как красноречие, знание традиций, приговоров и прибауток, остроумие и удаль, а также авторитет среди односельчан. На сватовство наряжались особым образом: сват надевал  суконную шапку-ушанку с длинными висячими ушами (в северных регионах России), красный кушак или пояс (в южных регионах России и в Белоруссии), а также рушник или платок через плечо. Сваха, в свою очередь, повязывала на голову белое полотенце или большой платок и надевала валенки и шубу, независимо от времени года. В руках свата часто были палка или ухват. Сваха могла иметь при себе женский головной убор или чепец, чтобы «одеть» девушку (в северных регионах России), а также замок в кармане, который запирался после заключения договора в знак его нерасторжимости.

         Прежде чем отправиться сватать невесту, сват совершал рукобитье с женихом и его родичами, которые сватали невесту. Затем они усаживались на скамью в задней части избы или на лавку в углу под иконами.

         В предсвадебных обрядах свахам отводилась особая роль. В народе говорили: «Подруги косу плетут на часок, а свахи на век», подчёркивая значимость их участия в создании новой семьи. Свахи, как правило, играли роль посредников, получая за свои услуги определённое вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и нередко выбор невесты из числа подходящих кандидатур. Сваха должна была разузнать о размере и составе приданого, которое давали за невестой. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о внешности и характере будущей жены, которую в некоторых случаях он мог увидеть только в день свадьбы.

         Сваты старались приходить после захода солнца, чтобы избежать сглаза. По дороге сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать, чтобы не спугнуть удачу. После их ухода кто-нибудь из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе, чтобы сватовство прошло успешно. Войдя в дом невесты, сваты садились только под матицу. Сначала они заводили разговор на посторонние темы и лишь затем переходили к сватовству. Разговор начинали издалека, используя иносказательные выражения, такие как: «Ищем овечку, не заблудилась ли она», «У вас товар, у нас купец» и т. д. Родители невесты обычно не спешили с ответом.

         Согласно славянским традициям, после того, как родители невесты убеждались в благосостоянии семьи жениха, назначался торжественный день объявления о предстоящей свадьбе. Этот важный обряд, известный в разных регионах как «помолвка», «рукобитье», «заручины» или «сговор», знаменовал собой официальное начало свадебного цикла. С момента публичного объявления девушка и юноша приобретали статус невесты и жениха. Расторжение помолвки после этого было практически невозможно, и допускалось лишь в самых крайних случаях, например, если невеста убегала.  Как правило, обряд «сговора» проводился примерно через две недели после сватовства в доме невесты. На него собирались родственники и друзья семьи, а также жители деревни, так как новость о предстоящем «сговоре» распространялась по селению за несколько дней. На «сговоре» устраивалось угощение для гостей. Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами, символизирующими серьезность намерений. Отказ от обручения считался бесчестным поступком и мог повлечь за собой как небесное, так и земное наказание, включая возмещение расходов, возврат подарков, выплату компенсации за бесчестье, а в некоторых случаях — уголовное наказание.

         Объявление о помолвке обычно делалось за столом во время праздничного застолья. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После этого молодые выходили к гостям, чтобы принять поздравления и благословения. Первыми пару благословляли родители, затем остальные гости приносили свои поздравления, после чего пир продолжался.

         После помолвки родители жениха и невесты окончательно договаривались о дате свадьбы, распределяли обязанности и выбирали ключевых участников свадебного обряда, таких как дружка. Жених делал невесте свой первый подарок, которым часто становилось кольцо, символизирующее крепкую и нерушимую любовь. Принимая кольцо, невеста давала согласие стать его женой.

         Подготовка к свадебному дню.

         После сговора начинался период подготовки к свадебному торжеству, который в некоторых традициях назывался «неделей», хотя его продолжительность могла варьироваться и достигать двух недель. В этот период невеста занималась приготовлением приданого. В северных традициях подготовка сопровождалась постоянными причитаниями невесты, выражавшими грусть по поводу прощания с родительским домом и девичьей жизнью.  Каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями, устраивались так называемые «посиделки» или «вечорки», на которых пели, плясали и веселились.

         Приданое невесты, которое она готовила с помощью подруг, представляло собой значительное имущество, которое она приносила в дом мужа. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой собственными руками: постельные принадлежности (перина, подушка, одеяло), а также подарки жениху и его родне: вышитые рубахи, платки, пояса, узорчатые полотенца и другие предметы рукоделия. Размер и состав приданого зависели от материального положения семьи невесты.

 

         Накануне и утром в день свадьбы невеста совершала ряд обрядовых действий, направленных на очищение, защиту и обеспечение благополучного брака. Одним из таких обрядов было посещение бани, которое могло происходить как накануне свадебного дня, так и утром в день свадьбы. Обычно невеста ходила в баню не одна, а в сопровождении подруг или родителей. Посещение бани сопровождалось специальными причитаниями и песнями, выражавшими грусть и надежду, а также рядом обрядовых действий, которым придавалось магическое значение.

         Девичник представлял собой встречу невесты с подругами накануне свадьбы, символизировавшую прощание с девичеством и переход в новый статус. Это была последняя возможность для невесты провести время с подругами перед вступлением в брак, поэтому девичник носил ритуальный характер. Одним из ключевых моментов девичника был обряд расплетания девичьей косы, символизирующий окончание прежней жизни девушки. Косу расплетали подруги невесты, и этот процесс во многих традициях сопровождался «прощанием с красной красотой» — лентой или лентами, вплетёнными в косу.

         Девичник сопровождался причитаниями и специальными песнями, которые исполняли невеста и её подруги. Часто причитания невесты звучали одновременно с песней, которую пели подружки, создавая контраст между драматичными причитаниями невесты и весёлыми песнями подружек.

         Девичник был важным этапом подготовки к свадьбе и мог длиться от недели до двух. К невесте приходили около 15 «шильниц» и «девишниц», которые вместе шили, пели прощальные песни и причитания. Вечером их навещал жених с ларцом, наполненным сладостями (орехами, пряниками, конфетами, изюмом) и подарками для невесты (кольцами, румянами, зеркальцем, мылом, гребешком). В ответ невеста угощала жениха и его друзей чаем и дарила будущему мужу фигурку медведя Тихона. В Белорецком районе считалось, что чем больше и изысканнее была фигурка медведя, тем большее уважение невеста проявляла к своему суженому. Символика этого подарка восходит к традиции, согласно которой медведь часто выступал в качестве символического обозначения жениха. Это связано с тем, что в языческой культуре медведь считался священным животным и символизировал такие важные мужские качества, как трудолюбие, хозяйственность, мудрость, умение хранить запасы и вести торговлю. Кроме того, в древнерусской символике медведь означал умение быть хорошим учителем и воспитателем детей. Таким образом, даря жениху фигурку медведя, невеста принимала главенствующую роль мужа в семье, признавала его природные качества покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок служил напоминанием о его ответственности перед семьёй. После свадьбы фигурку медведя ставили в доме молодожёнов в качестве оберега счастливого брака, тишины и мира в семье.

         Первый день свадьбы был наполнен разнообразными обрядами и ритуалами, символизировавшими переход невесты в новый статус и её вступление в семью жениха. В большинстве региональных традиций в первый день свадьбы происходили следующие события: приезд жениха, отъезд к венцу (или регистрация брака), перевозка приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение молодожёнов, свадебный пир.  Ключевым моментом считался «вывод перед столы», во время которого совершались важные магические действия, а невеста была одета в самый нарядный костюм. После этого все оставались ночевать в доме невесты, и жених с невестой должны были провести ночь в одной комнате, что означало фактическое заключение брака. Венчание и пир в доме жениха проходили только на следующий день.

         Важным атрибутом свадебного обряда было покрывало (фата, дымка, шаль, полотенце), закрывавшее лицо невесты. Считалось, что покрывало защищало невесту от сглаза и злых сил в пограничный момент перехода из одного состояния в другое. Кроме того, покрывало было связано с мотивом узнавания, отражённым в семантике самого имени невесты.

         Дружка (или дружко) был одним из ключевых участников свадебного обряда, наделённым особыми функциями и полномочиями. Несмотря на то, что все участники обряда хорошо знали его ход, именно дружка в определённой мере руководил обрядами, направляя и координируя их выполнение. В обязанности дружки входило отличное знание свадебного обряда, включая последовательность действий, необходимые ритуальные тексты и приговоры. Например, он должен был знать, в какой момент следует произносить определённые свадебные приговоры и заклинания. Дружка часто становился объектом ритуальных насмешек и ругательств со стороны других участников обряда, и он должен был уметь достойно и остроумно отвечать на подобные выпады. При этом сам жених, как правило, играл пассивную роль и не произносил обрядовых слов. Обычно на роль дружки выбирали родственника жениха (например, брата) или близкого друга, пользовавшегося его доверием и уважением. Одним из отличительных атрибутов дружки было вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

         В некоторых районах Башкортостана утром в день свадьбы дружка должен был прийти в дом невесты, чтобы убедиться, что она готова к приезду жениха. К этому моменту невеста уже должна была быть в свадебном наряде и находиться в красном углу избы. После этого жених в сопровождении дружки, друзей и родственников формировал свадебный поезд и отправлялся в дом невесты. Во время движения свадебного поезда его участники, которых называли «поезжанами», исполняли специальные «поезжанские» песни, создававшие праздничную атмосферу.

         Приезд жениха в дом невесты сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это был выкуп входа в дом, который мог включать выкуп ворот, дверей и других препятствий. Выкуп осуществлялся либо самим женихом, либо его дружкой. Особое значение в этой части обряда придавалось магическим действиям, направленным на защиту молодых от зла и порчи. Одним из распространенных обычаев было подметание дороги, чтобы предотвратить бросание под ноги молодым предметов, на которые могла быть наведена порча (волосы, камни и т. д.). Конкретный участок дороги, подлежащий подметанию, мог варьироваться в зависимости от региональных традиций: это могла быть дорога перед домом невесты, по которой должен был проехать свадебный поезд, пол комнаты, по которому молодые должны были пройти перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венчания и т. д. Дружка и другие гости тщательно следили за тем, чтобы никто не нарушил чистоту дороги (например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение виновный мог подвергнуться физическому наказанию.

         Непосредственный выкуп невесты, сохранившийся и в современных городских условиях, также был важной частью обряда. Выкуп осуществлялся либо у подружек невесты, либо у ее родителей. В некоторых случаях жениха ритуально обманывали, выводя ему невесту, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених должен был либо продолжить поиски невесты, либо выкупать ее еще раз.

         Перед отправкой молодых в церковь для венчания родители невесты благословляли их иконой и хлебом, желая им счастливой семейной жизни.

Перед самым венчанием невесте расплетали девичью косу, символизируя её прощание с девичеством. После завершения обряда венчания невесте заплетали две «бабьи» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором, называемым повойником. Повойник символизировал её переход в статус замужней женщины и подчинение мужу.

         После венчания жених приводил невесту в свой дом, где их должны были благословить родители жениха. Этот этап свадебного обряда представлял собой сочетание христианских и языческих элементов.

         Одним из древнейших элементов бракосочетания было соединение рук молодых, часто над хлебом, а также усаживание молодых на почётное место и накрывание их одним платком, символизирующим их единство и связь.

Во многих региональных традициях жениха и невесту сажали на шубу, расстеленную мехом вверх. Считалось, что шкура животного выполняет функцию оберега, защищая молодых от злых сил и обеспечивая им плодовитость и богатство. Обязательным элементом обряда благословения в том или ином виде был хлеб. Обычно во время благословения хлеб находился рядом с иконой, символизируя одновременно достаток и божественное благословение. В некоторых традициях жених и невеста должны были откусить от этого хлеба, веря в его магическую силу. В некоторых регионах этот хлеб затем скармливали корове, чтобы она давала больше молока и приплода.

         После венчания невеста, согласно традиции, больше не должна была причитать. С этого момента начиналась радостная и весёлая часть свадебного обряда. Молодые отправлялись в дом невесты, чтобы получить свадебные подарки. Затем жених приводил невесту в свой дом, где уже был накрыт обильный стол для гостей. Начинался свадебный пир, сопровождавшийся песнями, танцами и общим весельем. Во время пира исполнялись величальные песни, прославлявшие не только жениха и невесту, но и их родителей, а также дружку. Свадебный пир мог длиться два или три дня. На второй день празднование переносилось в дом невесты, где пир продолжался. Если пир длился три дня, то на третий день все снова возвращались в дом жениха. Особое место в свадебном обряде занимал образ медведя. Согласно народным поверьям, медведь был чистым животным, защищающим от нечисти, злые духи не могли принимать его облик. Ряженый в медвежью шкуру выполнял функцию оберега, защищая жениха и невесту от происков нечистой силы. Со временем медведь стал символом плодовитости и плодородия, напоминая о главной цели брака — рождении детей, и помогая семье укреплять род.

         Особое отношение к медведю у славян существовало и во времена язычества, и сохранилось после принятия христианства. Медведь оставался символом плодородия и покровителем брака, поэтому ряженые продолжали переодеваться в медвежью шкуру. Кроме того, на свадьбе жениха и невесту часто называли «медведем» и «медведицей».

         На свадебном торжестве могли выкрикивать: «Медведь в углу!», на что невеста отвечала: «Петра Ивановича люблю» и целовала жениха. Также существовала традиция, согласно которой первую брачную ночь молодожёны могли провести на медвежьих шкурах. Сохранились приметы, отражающие связь медведя и брака. Например, считалось, что если привести ручного медведя в дом и он заревет, то скоро в этом доме будет свадьба. А увидеть медведя во сне предвещало сватовство, скорую свадьбу или прелюбодеяние. «Видеть во сне медведя — ожидать сватов».

         Второй день свадьбы был посвящён проверке характера и хозяйственных навыков молодой жены. Она должна была продемонстрировать свою учтивость, послушание, терпение и умение вести хозяйство. Молодая жена кланялась, подносила чарку и подарок каждому родственнику мужа, начиная со старших по возрасту. При этом ей задавали вопросы об её имени, семье и происхождении. Затем молодая жена пекла оладьи, демонстрировала привезённое приданое, показывала свои умения в ткачестве или прядении.

В игровой форме проверяли учтивость, послушание и терпеливость молодой: её просили подмести пол, а сами подбрасывали мусор и монетки, которые она должна была собрать и отдать свекру или свекрови, спросив, не теряли ли они это. Также распространённым было хождение «молодухи» за водой с двумя вёдрами на коромысле, что символизировало её готовность выполнять домашние обязанности.

         Вечером возобновлялось застолье (которое могло называться сырным, поцелуйным, поклонным, «большим столом» или «горячим обедом») для родственников жениха и невесты, а также приглашенных дальних родственников и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на столе. Молодые сидели на почетном месте под иконами и принимали подарки и пожелания счастливой жизни. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые восхваляли молодых и всех собравшихся.

Владимир Иванович Даль упоминает свадебный обыч