![]() Свадебные обычаи горнозоводских сел Мелеузовского района Республики Башкортостан. Категория объекта:
Обрядовые комплексы и праздники
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-031
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеСвадебный обряд представляет собой концентрированное выражение традиционной культуры, аккумулирующее ключевые элементы локальной мифологической картины мира. В этом контексте свадьба может рассматриваться как структурообразующий элемент регионального культурного текста, отражающий и организующий его смысловое пространство.Справочная информацияОписание
Формирование горнозаводского
населения на территории Башкортостана относится к середине XVIII века и связано
со строительством железоделательных, чугунолитейных и медеплавильных
предприятий. Для обеспечения рабочей силой этих заводов привлекались крестьяне
из центральных областей России, Поволжья и Пермской губернии. В результате
возникли русские поселения, в том числе в современном Белорецком районе
(Ломовка, Кага, Узян, Верхний Авзян, Нижний Авзян, Тирлян, Зигаза, Тукан,
Инзер) и Мелеузовском районе (Воскресенское, Партизанское и др.). Вступление в брак у славян
традиционно оформлялось специальным свадебным обрядом, общая структура которого
во многом была схожей в разных регионах. Период формирования основных элементов
свадебного обряда относят к XIII—XIV векам. Как отмечают русские фольклористы, в
некоторых региональных традициях в структуре и деталях обряда ощущаются
дохристианские истоки и присутствуют элементы магии. По материалам
фольклорно-этнографической экспедиции по районам Башкортостана общая структура
свадебного обряда включает следующие основные этапы:
Со слов информантов обряды,
сопровождавшие свадьбу, символизировали переход девушки из рода отца в род
мужа, а также переход под покровительство духов рода мужа. Этот переход
воспринимался как своего рода символическая смерть в одном роду и рождение в
другом. Например, обряд вытья часто сравнивают с причитаниями по покойнику, подчёркивая
его траурный характер. Поход в баню на девичнике мог
символизировать омовение тела перед погребением. В церковь невесту часто вели
под руки, что символизировало её слабость и беспомощность. После венчания
молодая выходила из церкви уже самостоятельно, что означало её возрождение в
новом статусе. Существовал обычай, когда жених вносил невесту в дом на руках,
чтобы обмануть домового и заставить его принять девушку как новорождённого члена
семьи. Во время сватовства невесту наряжали в красный сарафан и произносили
фразу: «У вас товар — у нас купец». В случае вдовства одного или обоих
новобрачных (так называемая «кукушкина свадьба») свадебный обряд мог
сокращаться или сводиться к минимуму. В горнозаводских районах Башкортостана сватовство
невесты могли осуществлять как родственники жениха, так и приглашённые со
стороны лица, которым родители жениха доверяли эту ответственную роль. Из
родственников чаще всего сватом выступал отец жениха и крёстный отец, реже —
родная мать и крёстная мать. В некоторых регионах сватом мог быть дядя, а
сестра жениха, напротив, редко выполняла эту функцию. Нередко вместе со сватами
в дом невесты отправлялся и сам жених. При выборе свата особое значение
придавалось таким качествам, как красноречие, знание традиций, приговоров и
прибауток, остроумие и удаль, а также авторитет среди односельчан. На
сватовство наряжались особым образом: сват надевал суконную шапку-ушанку с длинными висячими
ушами (в северных регионах России), красный кушак или пояс (в южных регионах
России и в Белоруссии), а также рушник или платок через плечо. Сваха, в свою
очередь, повязывала на голову белое полотенце или большой платок и надевала валенки
и шубу, независимо от времени года. В руках свата часто были палка или ухват. Сваха
могла иметь при себе женский головной убор или чепец, чтобы «одеть» девушку (в
северных регионах России), а также замок в кармане, который запирался после
заключения договора в знак его нерасторжимости. Прежде чем отправиться сватать невесту,
сват совершал рукобитье с женихом и его родичами, которые сватали невесту. Затем
они усаживались на скамью в задней части избы или на лавку в углу под иконами. В предсвадебных обрядах свахам
отводилась особая роль. В народе говорили: «Подруги косу плетут на часок, а
свахи на век», подчёркивая значимость их участия в создании новой семьи. Свахи,
как правило, играли роль посредников, получая за свои услуги определённое
вознаграждение. В их обязанности входило не только само сватовство, но и
нередко выбор невесты из числа подходящих кандидатур. Сваха должна была
разузнать о размере и составе приданого, которое давали за невестой. Кроме
того, через сваху жених узнавал подробности о внешности и характере будущей
жены, которую в некоторых случаях он мог увидеть только в день свадьбы. Сваты старались приходить после захода
солнца, чтобы избежать сглаза. По дороге сваты старались ни с кем не
встречаться и не разговаривать, чтобы не спугнуть удачу. После их ухода
кто-нибудь из домашних (обычно женщины) связывал все кочерги и ухваты вместе,
чтобы сватовство прошло успешно. Войдя в дом невесты, сваты садились только под
матицу. Сначала они заводили разговор на посторонние темы и лишь затем
переходили к сватовству. Разговор начинали издалека, используя иносказательные
выражения, такие как: «Ищем овечку, не заблудилась ли она», «У вас товар, у нас
купец» и т. д. Родители невесты обычно не спешили с ответом. Согласно славянским
традициям, после того, как родители невесты убеждались в благосостоянии
семьи жениха, назначался торжественный день объявления о предстоящей свадьбе.
Этот важный обряд, известный в разных регионах как «помолвка», «рукобитье»,
«заручины» или «сговор», знаменовал собой официальное начало свадебного цикла.
С момента публичного объявления девушка и юноша приобретали статус невесты и
жениха. Расторжение помолвки после этого было практически невозможно, и
допускалось лишь в самых крайних случаях, например, если невеста убегала. Как
правило, обряд «сговора» проводился примерно через две недели после сватовства
в доме невесты. На него собирались родственники и друзья семьи, а также жители
деревни, так как новость о предстоящем «сговоре» распространялась по селению за
несколько дней. На «сговоре» устраивалось угощение для гостей. Обещание
жениться часто подкреплялось задатками и залогами, символизирующими серьезность
намерений. Отказ от обручения считался бесчестным поступком и мог повлечь за
собой как небесное, так и земное наказание, включая возмещение расходов,
возврат подарков, выплату компенсации за бесчестье, а в некоторых случаях —
уголовное наказание. Объявление о помолвке обычно делалось
за столом во время праздничного застолья. О помолвке гостям объявлял отец
девушки. После этого молодые выходили к гостям, чтобы принять поздравления и
благословения. Первыми пару благословляли родители, затем остальные гости
приносили свои поздравления, после чего пир продолжался. После помолвки родители жениха и
невесты окончательно договаривались о дате свадьбы, распределяли обязанности и
выбирали ключевых участников свадебного обряда, таких как дружка. Жених делал
невесте свой первый подарок, которым часто становилось кольцо, символизирующее
крепкую и нерушимую любовь. Принимая кольцо, невеста давала согласие стать его
женой. Подготовка к свадебному дню. После сговора начинался период
подготовки к свадебному торжеству, который в некоторых традициях назывался
«неделей», хотя его продолжительность могла варьироваться и достигать двух
недель. В этот период невеста занималась приготовлением приданого. В северных
традициях подготовка сопровождалась постоянными причитаниями невесты,
выражавшими грусть по поводу прощания с родительским домом и девичьей жизнью. Каждый вечер в дом
невесты приходил жених с друзьями, устраивались так называемые «посиделки» или
«вечорки», на которых пели, плясали и веселились. Приданое невесты, которое она готовила
с помощью подруг, представляло собой значительное имущество, которое она
приносила в дом мужа. В основном в приданое входили вещи, сделанные невестой
собственными руками: постельные принадлежности (перина, подушка, одеяло), а
также подарки жениху и его родне: вышитые рубахи, платки, пояса, узорчатые
полотенца и другие предметы рукоделия. Размер и состав приданого зависели от
материального положения семьи невесты.
Накануне и утром в день свадьбы невеста
совершала ряд обрядовых действий, направленных на очищение, защиту и обеспечение
благополучного брака. Одним из таких обрядов было посещение бани, которое могло
происходить как накануне свадебного дня, так и утром в день свадьбы. Обычно
невеста ходила в баню не одна, а в сопровождении подруг или родителей. Посещение
бани сопровождалось специальными причитаниями и песнями, выражавшими грусть и
надежду, а также рядом обрядовых действий, которым придавалось магическое
значение. Девичник представлял собой встречу
невесты с подругами накануне свадьбы, символизировавшую прощание с девичеством
и переход в новый статус. Это была последняя возможность для невесты провести
время с подругами перед вступлением в брак, поэтому девичник носил ритуальный
характер. Одним из ключевых моментов девичника был обряд расплетания девичьей
косы, символизирующий окончание прежней жизни девушки. Косу расплетали подруги
невесты, и этот процесс во многих традициях сопровождался «прощанием с красной
красотой» — лентой или лентами, вплетёнными в косу. Девичник сопровождался причитаниями и
специальными песнями, которые исполняли невеста и её подруги. Часто причитания
невесты звучали одновременно с песней, которую пели подружки, создавая контраст
между драматичными причитаниями невесты и весёлыми песнями подружек. Девичник был важным этапом подготовки к
свадьбе и мог длиться от недели до двух. К невесте приходили около 15 «шильниц»
и «девишниц», которые вместе шили, пели прощальные песни и причитания. Вечером
их навещал жених с ларцом, наполненным сладостями (орехами, пряниками,
конфетами, изюмом) и подарками для невесты (кольцами, румянами, зеркальцем,
мылом, гребешком). В ответ невеста угощала жениха и его друзей чаем и дарила
будущему мужу фигурку медведя Тихона. В Белорецком районе считалось, что чем
больше и изысканнее была фигурка медведя, тем большее уважение невеста
проявляла к своему суженому. Символика этого подарка восходит к традиции,
согласно которой медведь часто выступал в качестве символического обозначения
жениха. Это связано с тем, что в языческой культуре медведь считался священным
животным и символизировал такие важные мужские качества, как трудолюбие,
хозяйственность, мудрость, умение хранить запасы и вести торговлю. Кроме того,
в древнерусской символике медведь означал умение быть хорошим учителем и
воспитателем детей. Таким образом, даря жениху фигурку медведя, невеста
принимала главенствующую роль мужа в семье, признавала его природные качества
покровителя и защитника, а для мужчины этот подарок служил напоминанием о его
ответственности перед семьёй. После свадьбы фигурку медведя ставили в доме
молодожёнов в качестве оберега счастливого брака, тишины и мира в семье. Первый день свадьбы был наполнен
разнообразными обрядами и ритуалами, символизировавшими переход невесты в новый
статус и её вступление в семью жениха. В большинстве региональных традиций в
первый день свадьбы происходили следующие события: приезд жениха, отъезд к
венцу (или регистрация брака), перевозка приданого, приезд молодых в дом
жениха, благословение молодожёнов, свадебный пир. Ключевым моментом считался «вывод перед
столы», во время которого совершались важные магические действия, а невеста
была одета в самый нарядный костюм. После этого все оставались ночевать в доме
невесты, и жених с невестой должны были провести ночь в одной комнате, что
означало фактическое заключение брака. Венчание и пир в доме жениха проходили
только на следующий день. Важным атрибутом свадебного обряда было
покрывало (фата, дымка, шаль, полотенце), закрывавшее лицо невесты. Считалось,
что покрывало защищало невесту от сглаза и злых сил в пограничный момент
перехода из одного состояния в другое. Кроме того, покрывало было связано с
мотивом узнавания, отражённым в семантике самого имени невесты. Дружка (или дружко) был одним из
ключевых участников свадебного обряда, наделённым особыми функциями и
полномочиями. Несмотря на то, что все участники обряда хорошо знали его ход,
именно дружка в определённой мере руководил обрядами, направляя и координируя
их выполнение. В обязанности дружки входило отличное знание свадебного обряда,
включая последовательность действий, необходимые ритуальные тексты и приговоры.
Например, он должен был знать, в какой момент следует произносить определённые
свадебные приговоры и заклинания. Дружка часто становился объектом ритуальных
насмешек и ругательств со стороны других участников обряда, и он должен был
уметь достойно и остроумно отвечать на подобные выпады. При этом сам жених, как
правило, играл пассивную роль и не произносил обрядовых слов. Обычно на роль
дружки выбирали родственника жениха (например, брата) или близкого друга,
пользовавшегося его доверием и уважением. Одним из отличительных атрибутов
дружки было вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо. В некоторых районах Башкортостана утром
в день свадьбы дружка должен был прийти в дом невесты, чтобы убедиться, что она
готова к приезду жениха. К этому моменту невеста уже должна была быть в
свадебном наряде и находиться в красном углу избы. После этого жених в
сопровождении дружки, друзей и родственников формировал свадебный поезд и
отправлялся в дом невесты. Во время движения свадебного поезда его участники,
которых называли «поезжанами», исполняли специальные «поезжанские» песни,
создававшие праздничную атмосферу. Приезд жениха в дом невесты
сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных
традиций это был выкуп входа в дом, который мог включать выкуп ворот, дверей и
других препятствий. Выкуп осуществлялся либо самим женихом, либо его дружкой. Особое
значение в этой части обряда придавалось магическим действиям, направленным на
защиту молодых от зла и порчи. Одним из распространенных обычаев было
подметание дороги, чтобы предотвратить бросание под ноги молодым предметов, на
которые могла быть наведена порча (волосы, камни и т. д.). Конкретный участок
дороги, подлежащий подметанию, мог варьироваться в зависимости от региональных
традиций: это могла быть дорога перед домом невесты, по которой должен был
проехать свадебный поезд, пол комнаты, по которому молодые должны были пройти
перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венчания и т. д. Дружка и
другие гости тщательно следили за тем, чтобы никто не нарушил чистоту дороги
(например, не перебежал бы дорогу свадебному поезду); за такое нарушение
виновный мог подвергнуться физическому наказанию. Непосредственный выкуп невесты,
сохранившийся и в современных городских условиях, также был важной частью
обряда. Выкуп осуществлялся либо у подружек невесты, либо у ее родителей. В
некоторых случаях жениха ритуально обманывали, выводя ему невесту, закрытую
платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или
даже старуху. В таком случае жених должен был либо продолжить поиски невесты,
либо выкупать ее еще раз. Перед отправкой молодых в церковь для
венчания родители невесты благословляли их иконой и хлебом, желая им счастливой
семейной жизни. Перед самым венчанием
невесте расплетали девичью косу, символизируя её прощание с девичеством. После
завершения обряда венчания невесте заплетали две «бабьи» косы и тщательно
закрывали волосы женским головным убором, называемым повойником. Повойник
символизировал её переход в статус замужней женщины и подчинение мужу. После венчания жених приводил невесту в
свой дом, где их должны были благословить родители жениха. Этот этап свадебного
обряда представлял собой сочетание христианских и языческих элементов. Одним из древнейших элементов
бракосочетания было соединение рук молодых, часто над хлебом, а также
усаживание молодых на почётное место и накрывание их одним платком,
символизирующим их единство и связь. Во многих региональных
традициях жениха и невесту сажали на шубу, расстеленную мехом вверх. Считалось,
что шкура животного выполняет функцию оберега, защищая молодых от злых сил и
обеспечивая им плодовитость и богатство. Обязательным элементом обряда
благословения в том или ином виде был хлеб. Обычно во время благословения
хлеб находился рядом с иконой, символизируя одновременно достаток и
божественное благословение. В некоторых традициях жених и невеста должны
были откусить от этого хлеба, веря в его магическую силу. В некоторых
регионах этот хлеб затем скармливали корове, чтобы она давала больше молока и
приплода. После венчания невеста, согласно
традиции, больше не должна была причитать. С этого момента начиналась радостная
и весёлая часть свадебного обряда. Молодые отправлялись в дом невесты, чтобы
получить свадебные подарки. Затем жених приводил невесту в свой дом, где уже
был накрыт обильный стол для гостей. Начинался свадебный пир, сопровождавшийся
песнями, танцами и общим весельем. Во время пира исполнялись величальные песни,
прославлявшие не только жениха и невесту, но и их родителей, а также дружку. Свадебный
пир мог длиться два или три дня. На второй день празднование переносилось в дом
невесты, где пир продолжался. Если пир длился три дня, то на третий день
все снова возвращались в дом жениха. Особое место в свадебном обряде занимал
образ медведя. Согласно народным поверьям, медведь был чистым животным,
защищающим от нечисти, злые духи не могли принимать его облик. Ряженый в
медвежью шкуру выполнял функцию оберега, защищая жениха и невесту от происков
нечистой силы. Со временем медведь стал символом плодовитости и плодородия,
напоминая о главной цели брака — рождении детей, и помогая семье укреплять род. Особое отношение к медведю у славян
существовало и во времена язычества, и сохранилось после принятия христианства.
Медведь оставался символом плодородия и покровителем брака, поэтому ряженые
продолжали переодеваться в медвежью шкуру. Кроме того, на свадьбе жениха и
невесту часто называли «медведем» и «медведицей». На свадебном торжестве могли
выкрикивать: «Медведь в углу!», на что невеста отвечала: «Петра Ивановича
люблю» и целовала жениха. Также существовала традиция, согласно которой первую
брачную ночь молодожёны могли провести на медвежьих шкурах. Сохранились
приметы, отражающие связь медведя и брака. Например, считалось, что если
привести ручного медведя в дом и он заревет, то скоро в этом доме будет
свадьба. А увидеть медведя во сне предвещало сватовство, скорую свадьбу или
прелюбодеяние. «Видеть во сне медведя — ожидать сватов». Второй день свадьбы был посвящён проверке характера и хозяйственных
навыков молодой жены. Она должна была продемонстрировать свою учтивость,
послушание, терпение и умение вести хозяйство. Молодая жена кланялась,
подносила чарку и подарок каждому родственнику мужа, начиная со старших по возрасту. При
этом ей задавали вопросы об её имени, семье и происхождении. Затем молодая жена
пекла оладьи, демонстрировала привезённое приданое, показывала свои умения в
ткачестве или прядении. В
игровой форме проверяли учтивость, послушание и терпеливость молодой: её
просили подмести пол, а сами подбрасывали мусор и монетки, которые она должна
была собрать и отдать свекру или свекрови, спросив, не теряли ли они это. Также
распространённым было хождение «молодухи» за водой с двумя вёдрами на
коромысле, что символизировало её готовность выполнять домашние обязанности. Вечером возобновлялось застолье
(которое могло называться сырным, поцелуйным, поклонным, «большим столом» или «горячим
обедом») для родственников жениха и невесты, а также приглашенных дальних родственников
и соседей. Гости приходили со своими угощениями, которые расставляли на
столе. Молодые сидели на почетном месте под иконами и принимали подарки и
пожелания счастливой жизни. Пиром руководили дружка и тысяцкий, которые
восхваляли молодых и всех собравшихся. Владимир Иванович Даль упоминает свадебный обыч |