![]() Колыбельный обряд «Бишек туй». Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-030
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеПраздник колыбели, пронизанный глубоким символизмом, известный у башкир как бишек туйы или сәңгелдәккә һалыу («колыбельная свадьба»), был призван обеспечить новорожденному счастливую и здоровую жизнь. Этот древний обряд, проводившийся на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребенка (Хисаметдинова, 2010. С. 70), включал в себя множество магических действий и ритуалов. Одним из важнейших моментов был обряд первого укладывания в колыбель (бишек), который совершался на седьмой день опытными и уважаемыми женщинами — бабушками и многодетными матерями. Колыбель, привезённая родственниками со стороны матери, становилась центром торжества — бишек туйы, на котором гостей угощали традиционными блюдами: бишек бәлеше, блинами и пирогами. В знак уважения и признания роли повитухи ей преподносили особый дар — бишек ябыуы (покрывало для колыбели).Справочная информацияОписание
В башкирской культуре бишек (колыбель)
выполнял не только практическую функцию, но и служил оберегом, символизируя
безопасный и освоенный мир для ребёнка. Существовало поверье: «Когда ребёнка
вынимали из колыбели, на его место клали железный предмет, Коран или оберег,
чтобы нечистая сила не подошла». Особое значение придавалось бишек бетеүе — колыбельным оберегам. «Бишектең дүрт мөйөшөнә бетеү тағалар:
йоҡо бетеүе йәшел, иламау өсөн – ҡыҙыл бетеү, аҡыл, тәүфиҡ бетеүе – аҡ, һаулыҡ
бетеүе – зәңгәр була» – «По четырем углам колыбели привешивали обереги: для
хорошего сна – зеленый, чтобы не плакал – красный, чтобы рос благоразумным –
белый, для здоровья – голубой». Каждый цвет бетеү имел своё символическое
значение и должен был защищать ребёнка от конкретных опасностей. Перед тем, как положить младенца в
колыбель, в неё клали семь ашыков с пожеланиями счастливой жизни. Затем бабушки
собирали ашыки в мешочек, символизирующий наполнение жизненной казны ребёнка
«богатством и многочисленным скотом». Этот мешочек вешали на бишек или клали у
изголовья, чтобы, когда малыш подрастёт, он мог играть с ашыками. Наряду с ашыками
рядом с ребёнком, произнося особые пожелания, клали различные предметы, символизирующие
его будущую судьбу. Так, если это мальчик, в колыбель клали топор (чтобы джигит
был твёрдым, как сталь), камсу (чтобы егет всегда был верхом на коне) или
молоток (чтобы был мастером на все руки). Если это девочка, в бишек клали
ножницы (чтобы она стала умелой рукодельницей) и перо (как знак мудрости и
образованности). В башкирской культуре существовали
различные способы защиты младенца от сглаза и нечистой силы. Одним из самых
распространённых было вешать над колыбелью или детской кроваткой занавеску. В
качестве покрывала, накидки или занавески (башк «бишеккә япма», «сымылдыҡ япма»)
обычно использовали ткани белого цвета, что нашло отражение и в башкирском
фольклоре: «аҡ бишек» («белая колыбель»), «аҡ йүргәккә урап аҡ бишеккә һалыу» («завернуть
в белую пеленку, положить в белую колыбель»). Кроме того, для защиты ребёнка на
колыбель или кроватку вешали различные обереги: веточки можжевельника или рябины,
высушенную пуповину ребёнка, раковины каури, разноцветные кисточки, кусок шерести из пожертвованного
барана (овца) (ҡорбан һарығы) в честь новорожденного и т. д. Под голову
ребёнка клали молитвенник, а в колыбель или кроватку — нож, ножницы или монеты. Особое значение придавалось обряду
первого укладывания ребёнка в колыбель (башк. «беренсе тапҡыр бишеккә һалыу»). Согласно
традиции, при рождении первенца-внука мать роженицы приносила с собой всё
необходимое для этого обряда: продукты, в том числе баурсак (башк. бауырһаҡ), слоёное
тесто (башк. «ҡатлама»), новую одежду для ребёнка и деревянную колыбель со
всеми необходимыми принадлежностями. Широкое использование баурсака объяснялось
поверьем, что запах жареного отпугивает злых духов и служит пищей для духов
предков. Значительная роль матери роженицы в этих обычаях, по мнению
исследователей, свидетельствует о пережитках матрилокальных отношений в
башкирском обществе (Фирштейн, 1978. С. 197). Приглашенных на обряд женщин
угощали, и они произносили благопожелания в адрес новорожденного. По словам
информанта из Нуримановского района, ритуальное укачивание в колыбели символизировало
общение и единение ребёнка с землёй и небом (Тенгри). Этот древний языческий
обряд мифологизирует связь матери-земли с небесными силами Самрау. Во время пеленания ребёнка женщине,
выполнявшей этот обряд, в рот вкладывали баурсак квадратной формы. Считалось,
что пока женщина держит баурсак во рту, она должна мысленно произносить добрые
пожелания новорождённому. Этот обычай был призван сделать ребёнка спокойным и
некапризным, а квадратная форма баурсака символизировала умножение благ и
процветание. Затем мать, подняв бишек, делала три шага назад и кланялась
собравшимся, обещая вырастить ребёнка достойным членом общества и опорой для
окружающих. В ответ присутствующие произносили слова благословения, возлагая на
мать ещё большую ответственность за воспитание ребёнка. В знак благодарности за
рождение ребёнка матери повязывали на голову белый платок, символизирующий чистоту
и материнскую любовь. Считается, что именно после этой церемонии появились
колыбельные песни. Башкиры связывали с колыбелью множество
поверий, касающихся как обращения с ней, так и её влияния на судьбу ребёнка: - нельзя
продавать колыбель, в которой лежал ребёнок. Это считалось плохой приметой,
предвещающей несчастья. Если кто-то нуждался в колыбели, её отдавали во
временное пользование со словами: «Верните, когда ребёнок подрастёт»; - не принято
торговаться при покупке колыбели. Считалось, что мастер должен получить за свою
работу столько, сколько просит, не завышая цену; - нельзя качать
пустую колыбель. Раскачивание без ребёнка считалось дурным предзнаменованием,
предвещающим бездетность или недолгую жизнь детей; - нельзя
оставлять колыбель открытой. Колыбель всегда должна быть накрыта одеялом, чтобы
на лицо ребенка не попадал даже лунный свет. Кроме того, колыбель нельзя
выносить на улицу в ночное время, чтобы ее не видели звезды; - ребёнка не
кладут в колыбель с левой стороны. Вынимать и укладывать младенца полагалось
только справа; - через колыбель
нельзя перепрыгивать. Она считалась священной, поэтому любое небрежное
отношение к ней было недопустимо. - нельзя
поднимать и переносить колыбель вдвоём. Это считалось плохим знаком, так как
напоминало поднятие носилок с покойником. Также не принято раскачивать колыбель
одновременно двум людям. - нельзя
опираться на колыбель, несмотря на прочность конструкции. Это считалось
неуважительным. - нельзя
превращать ее в игрушку. Кроме того, детям запрещалось использовать колыбель
для игр. - во время
укладывания младенца в колыбель никто не должен выходить из дома. Согласно
поверью, человек, вышедший из дома в этот момент, забирает с собой спокойный
сон ребенка. |