Колыбельный обряд «Бишек туй».

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-030
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

Праздник колыбели, пронизанный глубоким символизмом, известный у башкир как бишек туйы или сәңгелдәккә һалыу («колыбельная свадьба»), был призван обеспечить новорожденному счастливую и здоровую жизнь. Этот древний обряд, проводившийся на 3-й, 7-й или 40-й день после рождения ребенка (Хисаметдинова, 2010. С. 70), включал в себя множество магических действий и ритуалов. Одним из важнейших моментов был обряд первого укладывания в колыбель (бишек), который совершался на седьмой день опытными и уважаемыми женщинами — бабушками и многодетными матерями. Колыбель, привезённая родственниками со стороны матери, становилась центром торжества — бишек туйы, на котором гостей угощали традиционными блюдами: бишек бәлеше, блинами и пирогами. В знак уважения и признания роли повитухи ей преподносили особый дар — бишек ябыуы (покрывало для колыбели).

Справочная информация

Описание

 В башкирской культуре бишек (колыбель) выполнял не только практическую функцию, но и служил оберегом, символизируя безопасный и освоенный мир для ребёнка. Существовало поверье: «Когда ребёнка вынимали из колыбели, на его место клали железный предмет, Коран или оберег, чтобы нечистая сила не подошла».

         Особое значение придавалось бишек бетеүе — колыбельным оберегам. «Бишектең дүрт мөйөшөнә бетеү тағалар: йоҡо бетеүе йәшел, иламау өсөн – ҡыҙыл бетеү, аҡыл, тәүфиҡ бетеүе – аҡ, һаулыҡ бетеүе – зәңгәр була» – «По четырем углам колыбели привешивали обереги: для хорошего сна – зеленый, чтобы не плакал – красный, чтобы рос благоразумным – белый, для здоровья – голубой». Каждый цвет бетеү имел своё символическое значение и должен был защищать ребёнка от конкретных опасностей.

         Перед тем, как положить младенца в колыбель, в неё клали семь ашыков с пожеланиями счастливой жизни. Затем бабушки собирали ашыки в мешочек, символизирующий наполнение жизненной казны ребёнка «богатством и многочисленным скотом». Этот мешочек вешали на бишек или клали у изголовья, чтобы, когда малыш подрастёт, он мог играть с ашыками. Наряду с ашыками рядом с ребёнком, произнося особые пожелания, клали различные предметы, символизирующие его будущую судьбу. Так, если это мальчик, в колыбель клали топор (чтобы джигит был твёрдым, как сталь), камсу (чтобы егет всегда был верхом на коне) или молоток (чтобы был мастером на все руки). Если это девочка, в бишек клали ножницы (чтобы она стала умелой рукодельницей) и перо (как знак мудрости и образованности).

         В башкирской культуре существовали различные способы защиты младенца от сглаза и нечистой силы. Одним из самых распространённых было вешать над колыбелью или детской кроваткой занавеску. В качестве покрывала, накидки или занавески (башк «бишеккә япма», «сымылдыҡ япма») обычно использовали ткани белого цвета, что нашло отражение и в башкирском фольклоре: «аҡ бишек» («белая колыбель»), «аҡ йүргәккә урап аҡ бишеккә һалыу» («завернуть в белую пеленку, положить в белую колыбель»).

         Кроме того, для защиты ребёнка на колыбель или кроватку вешали различные обереги: веточки можжевельника или рябины, высушенную пуповину ребёнка, раковины каури, разноцветные кисточки, кусок шерести из пожертвованного барана (овца) (ҡорбан һарығы) в честь новорожденного и т. д. Под голову ребёнка клали молитвенник, а в колыбель или кроватку — нож, ножницы или монеты.

         Особое значение придавалось обряду первого укладывания ребёнка в колыбель (башк. «беренсе тапҡыр бишеккә һалыу»). Согласно традиции, при рождении первенца-внука мать роженицы приносила с собой всё необходимое для этого обряда: продукты, в том числе баурсак (башк. бауырһаҡ), слоёное тесто (башк. «ҡатлама»), новую одежду для ребёнка и деревянную колыбель со всеми необходимыми принадлежностями. Широкое использование баурсака объяснялось поверьем, что запах жареного отпугивает злых духов и служит пищей для духов предков. Значительная роль матери роженицы в этих обычаях, по мнению исследователей, свидетельствует о пережитках матрилокальных отношений в башкирском обществе (Фирштейн, 1978. С. 197). Приглашенных на обряд женщин угощали, и они произносили благопожелания в адрес новорожденного. По словам информанта из Нуримановского района, ритуальное укачивание в колыбели символизировало общение и единение ребёнка с землёй и небом (Тенгри). Этот древний языческий обряд мифологизирует связь матери-земли с небесными силами Самрау.

         Во время пеленания ребёнка женщине, выполнявшей этот обряд, в рот вкладывали баурсак квадратной формы. Считалось, что пока женщина держит баурсак во рту, она должна мысленно произносить добрые пожелания новорождённому. Этот обычай был призван сделать ребёнка спокойным и некапризным, а квадратная форма баурсака символизировала умножение благ и процветание. Затем мать, подняв бишек, делала три шага назад и кланялась собравшимся, обещая вырастить ребёнка достойным членом общества и опорой для окружающих. В ответ присутствующие произносили слова благословения, возлагая на мать ещё большую ответственность за воспитание ребёнка. В знак благодарности за рождение ребёнка матери повязывали на голову белый платок, символизирующий чистоту и материнскую любовь. Считается, что именно после этой церемонии появились колыбельные песни.

         Башкиры связывали с колыбелью множество поверий, касающихся как обращения с ней, так и её влияния на судьбу ребёнка:

- нельзя продавать колыбель, в которой лежал ребёнок. Это считалось плохой приметой, предвещающей несчастья. Если кто-то нуждался в колыбели, её отдавали во временное пользование со словами: «Верните, когда ребёнок подрастёт»;

- не принято торговаться при покупке колыбели. Считалось, что мастер должен получить за свою работу столько, сколько просит, не завышая цену;

- нельзя качать пустую колыбель. Раскачивание без ребёнка считалось дурным предзнаменованием, предвещающим бездетность или недолгую жизнь детей;

- нельзя оставлять колыбель открытой. Колыбель всегда должна быть накрыта одеялом, чтобы на лицо ребенка не попадал даже лунный свет. Кроме того, колыбель нельзя выносить на улицу в ночное время, чтобы ее не видели звезды;

- ребёнка не кладут в колыбель с левой стороны. Вынимать и укладывать младенца полагалось только справа;

- через колыбель нельзя перепрыгивать. Она считалась священной, поэтому любое небрежное отношение к ней было недопустимо.

- нельзя поднимать и переносить колыбель вдвоём. Это считалось плохим знаком, так как напоминало поднятие носилок с покойником. Также не принято раскачивать колыбель одновременно двум людям.

- нельзя опираться на колыбель, несмотря на прочность конструкции. Это считалось неуважительным.

- нельзя превращать ее в игрушку. Кроме того, детям запрещалось использовать колыбель для игр.

- во время укладывания младенца в колыбель никто не должен выходить из дома. Согласно поверью, человек, вышедший из дома в этот момент, забирает с собой спокойный сон ребенка.