![]() Традиции лозоплетения чувашей в творчестве Алексея Михайловича Спиридонова, д. Вязовка Аургазинского района Башкортостана Категория объекта:
Технологии традиционных ремесел
Этнокультурная принадлежность:
чуваши
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-028
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеМастер А.М. Спиридонов на протяжении нескольких десятилетий занимается лозоплетением, используя преимущественно ветки ивы, в меньшей степени – черемухи и клена. Он делает корзины для кур, вазы, короба, кресла-качалки, столики, шкатулки. Заготовка материала осуществляется зимой и весной. Ветки используются разной толщины – и тонкие, и толстые (раскалываются на три части, из них делаются ленты для плетения корзин узелковым плетением). Из этих простейших природных материалов изготавливаются вещи, которые имеют утилитарное значение, в то же время представляют собой декоративно-прикладного искусство.Справочная информацияОписание
Сведения о
традиционных занятиях чувашей Башкортостана имеются в работах Л.А. Иванова, Г.Б. Матвеева, Г.Н. Оркова, И.Г.
Петрова, Е.А. Ягафовой, В.В. Медведева. Предметы, плетеные из лозы, хранятся в
Музее археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г.
Кузеева УФИЦ РАН, Национальном музее Республики Башкортостан, Юматовском этнографическом
музее, в Белебеевском, Стерлитамакском, Туймазинском, Бижбулякском
историко-краеведческих музеях и др. Знакомство с чувашскими музейными
коллекциями показало, что немало изделий из лозы было сделано в Аургазинском
(с. Месели), а также Бижбулякском (с. Ермолкино) районах. Лозоплетение
является традиционным занятием чувашей. Оно включает изготовление
плетёных изделий из лозы:
ёмкостей различного назначения (короба, корзины, вазы и др.), мебели (столы,
стулья, кресла-качалки) и др. Обычно лозоплетением чуваши занимались в
селениях, расположенных вблизи рек, так как использовали молодые побеги ивы,
растущей вдоль водоёмов. Кроме ивы использовали также побеги черёмухи, вяза,
орешника, реже дуба и гибкие корни сосны. Продукция мастеров лозоплетения была
направлена на обеспечение посудой, утварью, мебелью. Со второй половины
XIX в. вещи нередко стали делаться по заказу, расширился ассортимент
изготавливаемых вещей. Появились корзины для пивных бутылок, кузова
для тарантасов, курманы (большие продолговатые ёмкости с высокими бортами для
перевозки молодняка животных, домашней птицы), этажерки, чемоданы и пр. Среди
мастеров лозоплетения в Башкортостане выделяется имя Алексея Михайловича
Спиридонова, 1969 года рождения из д. Вязовка Аургазинского района
Башкортостана. В этой небольшой чувашской деревне с населением всего 34 чел.
(2010, 64% - чуваши, 32% русские), где постоянно проживают лишь несколько
семей, остальные – дачники, А.М. Спиридонов стал заниматься лозоплетением с
целью самообеспечения. Переехав из родной соседней деревни Журавлевка, в
Вязовке он построил дом, создал семью, обзавелся хозяйством и обнаружил, что в
продаже нет корзин-гнезд для гусей, пришлось делать самому. Отец Алексея
занимался не лозоплетением, а плетением веревок из отслуживших ремней с
использованием смолы. В 1977-1978 гг. Алексей Михайлович освоил этот процесс,
но для вещей стал использовать более доступный и экологичный природный материал
– лозу. Основным материалом для его изделий является ива, реже черемуха и клен.
В настоящее
время мастер из лозы делает: корзины для кур, вазы, короба, кресла-качалки,
столики, шкатулки и др. На изготовление одного кресла-качалки уходит не менее
двух недель. Заказы на кресла-качалки и столики дают дачники и все желающие.
Они пользуются большим спросом по нескольким причинам. Во-первых, имеют
утилитарное значение, используются по назначению. Во-вторых, они легкие и
красивые. В-третьих, модные, как и другие вещи, сделанные своими руками, а
также эксклюзивные, делаются по заказу в единственном экземпляре, для каждой
вещи придумывается свой узор. Мастер
считает, что главное при изготовлении вещи – правильный материал для работы. Ива
используется для изготовления большинства предметов, черемуха – для плетения
кресла-качалки. Прутья клена берутся 1-1,5 см толщины, раскалываются на три
части, из них делаются ленты. Эти ленты идут на стенки корзин. Выбираются однолетние
побеги – длинные, ровные, без сучков, без ответвлений, тестируется гибкость
веток. Если при наматывании верхушки ветки на руку она не ломается и хорошо
принимает прежнюю форму – материал подходит. Оптимальное время срезки
веток – зима и весна (как начнется сокодвижение, но пока ветки не начнут расти).
Древесина побегов, срезанных в это время, достаточно крепкая и упругая.
В некоторых случаях заготовка лозы осуществляется летом; преимущество такого
материала заключается в том, что кору с таких веток удалять очень просто,
варить ветки в чане для снятия коры не нужно, они красивого белого цвета.
Недостаток в том, что верхняя часть лозы ломкая. Такая лоза используется для
изготовления, например, донышка корзины. Срезка веток
осуществляется хорошо наточенным секатором, оставляя ровный срез, без бахромы.
Ветки лучше срезать ниже к основанию (5-10 см), углом 45 градусов для обеспечения
жизнестойкости оставшихся веток. Для работы мастером используются также нож,
кусачки и шилья. Толщина веток используется разная. Самые тонкие идут на
донышки для корзин, чуть потолще – на стенки. Толстые прутики (1-1,5 см)
раскалываются на три части, из них делаются ленты для плетения корзин узелковым
плетением. После срезки веток идет сортировка веток по размеру и толщине. Они
завязываются в пучки и варятся в чане не менее двух часов. Затем снимается
кора, ствол остается гладким. Этот материал можно использовать для плетения. Для
изготовления ножек столиков беретка ива, реже черемуха. Применяются саморезы,
клей ПВА люкс мебельный. Для вставок узоров других цветов применяется морилка. Для
приготовления предметов из лозы требуется терпение, мастерство, творческая
фантазия, любовь к своему делу – те качества, которые во всей полноте имеются у
Алексея Михайловича Спиридонова. Техники/Технологии, связанные с объектом
Срезка веток, сортировка по размеру. Они
завязываются в пучки и варятся в чане не менее двух часов. Затем снимается
кора, ствол остается гладкими белым. Этот материал можно использовать для
плетения.
Источники сведений
Петров И.Г. Чуваши // Народы Башкортостана: историко-этнографические
очерки. Уфа, 2002. С. 173–218. Петров И.Г. Чуваши // Этносы и культуры в единой семье
Башкортостана. М.: 2018. С. 178-212. Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А.
Ягафова. М., 2017. Серия Народы и культуры. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / авт.:
В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б. Матвеев, И.Г. Петров, А.А. Трофимов, Г.Ф.
Трофимов. Чебоксары, 1989. Чувашские коллекции в этнографических фондах Музея
археологии и этнографии Института этнологических исследований им Р.Г. Кузеева
Уфимского научного центра Российской академии наук: каталог-альбом / сост. И.Г.
Петров. Уфа, 2017. 124 с. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Петров Игорь
Георгиевич, кандидат исторических наук, исследователь чувашей Башкортостана. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский
центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
В современных
условиях лозоплетение возрождается. Исключительность/ценность Представляет собой уникальное явление, которое важно для сохранения этнолокальных культурных традиций. Способы передачи традиции Передается из поколения в поколение на протяжении многих поколений. Форма бытования Аутентичная Этнологический аспект На территории Башкортостана чуваши расселены в разных районах и сформировали нескольких этнокультурных вариантов. В прибельской группе выделяются северная или кармаскалинская (Кармаскалинский, Уфимский районы), центральная или ишкаинская (Аургазинский, Давлекановский, Стерлитамакский, Ишимбайский и др. районы), косяковская, южная или верхнебельская) подгруппы (Куюргазинский, Федоровский районы). Исторический аспект Башкиро-татаро-чувашское
взаимодействие происходило на протяжении нескольких столетий – в ранне-булгарское
время (VIII–X вв.),
период Волжской Булгарии (X–XIII вв.), Золотой Орды (1224 – нач. XVI в.) и Казанского ханства (1438–1552). После
переселения на территорию Башкортостана многие чуваши приняли православие, но
сохранили этнокультурные связи с башкирами. Они не сформировали единых
этнокультурных традиций, а до сих пор транслируют несколько вариантов
костюмного комплекса. Социологический аспект Сохранности
традиций чувашей Башкортостана способствует их расселение преимущественно в
сельской местности в прошлом и настоящем. В 2010 г. было 107450 чувашей (2,7%
доли населения республики), в том числе 57,1
% проживало в сельской местности. В 1979 г. доля сельского населения составляла
66,1%. Лингвистический аспект Под лозой подразумевается любой природный материал
растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью
гнуться, а в обычных условиях держать форму. |