Традиционное блюдо салма / салмат мордвы Башкортостана

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-027
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Салма / салмат представляет собой традиционное блюдо мордвы эрзи и мокши, до 1990-х гг. бытовавшее как обрядовое (готовилось во время ритуала вызывания дождя Бабань-салма), сохранившееся в мордовских селениях Башкортостана до наших дней как повседневное блюдо.

Справочная информация

Описание

Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е. Евсевьева (1864–1931), этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и Г. Берецки, экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и фольклориста Мерья Сало, экспедиции 2003г. Центра этнологических исследований УНЦ РАН, экспедиций 1917 г. Р.А. Абдулхаликова, экспедиций 20032024 гг. Р.Р. Садикова. Сведения об истории и этнографии мордвы Башкортостана обобщили М.В. Мурзабулатов, Р.Р. Садиков, А.С. Щербаков. Традиционная пища мордвы Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального исследования.

Салма – это традиционное блюдо мордвы-эрзи и мокша, приготовленные из кусочков теста (клецки). Салма в прошлом была ритуальным блюдом, готовилась во время обряда Бабань салмат. Указанный обряд организовывался после Троицы (часто на Петров день) в засушливые годы с целью вызывания дождя пожилыми жителями за пределами села вблизи родника, реки или другого водоема. По материалам Р.Р. Абдулхаликова, в с. Енгалышево Чишминского района участниками ритуала были пожилые женщины и мужчины, они готовили салму – суп с картофелем, сметаной, мукой, яйцами и с маленькими завитушками из теста. Перед тем, как начать праздничную трапезу, ее участники молились Пакся-аве, чтобы она давала им дожди. В с. Ильтеряково (Адрреевка) Кармаскалинского района обряд Бабань-салма проводили пожилые женщины. У них было принято готовить салму из продуктов, собранных у односельчан, включая картофель, сметану, муку и яйца. Перед началом трапезы женщины молились, чтобы уродился хороший урожай. Первыми угощали салмой детей, которые приходили вместе с ними, только после них сами приступали к трапезе. Праздник продолжался до вечера. В последний раз его проводили в советское время. В с. Садовка и с. Кармаскалы Стерлитамакского района ритуал назывался Бабань-салма / Бабань-гаша / Бабань-каша. Участники обряда – пожилые мужчины и женщины – готовили салму или кашу. В последний раз это было в 1950 – 1960 гг.

В настоящее время салма – повседневное блюдо. Рецепт приготовления предоставила заведующая сектором по обслуживанию мордовского населения Республики Башкортостан Центральной районной библиотеки, с. Федоровка Федоровского района Республики Башкортостан, Надежда Константиновна Зуенкова. Этот рецепт передается в ее семье из поколения в поколение.

Ингредиенты: мука, примерно два стакана; воды   сто мг; одно яйцо; щепотка соли.

Приготовление. Тесто замешивается до густой консистенции. Раскатывается в колбаску, нарезается, как на пельмени и придавливается в середине. Салму в виде толстых лепешечек готовят в бульоне добавляя картофель, овощи и зелень. А также можно приготовить на воде и добавить обжаренную с луком морковь.  Подают с зеленью и сметаной. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Замешивание и раскатывание теста, нарезка на кусочки, варка. 

Источники сведений

Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990.

László V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről. Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. 

Merja Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. № 86. Helsinki, 1995. S. 199–222. 

Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160.

Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298.

Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103.

Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.

Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177.

Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с.

Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. 239 с.

Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы бытования. Саранск, 2000.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.

Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с.

Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995.

Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.

Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.

Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016.  270 с.

Садиков Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. 

Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России).

Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Надежда Зуенкова, заведующая сектором по обслуживанию мордовского населения Республики Башкортостан Центральной районной библиотеки, с. Федоровка Федоровского района Республики Башкортостан. 
Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 

Сведения о действиях над/с ОНКН
Ведется работа по популяризации культуры мордвы Башкортостана. 
Предметы, связанные с объектом

Бытовая утварь. 

Современное бытование

Мордовские селения Республики Башкортостан.

Историческое бытование

Мордовские селения Уфимской губернии.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активная форма.



Исключительность/ценность
Блюдо является маркером мордовской традиционной культуры.

Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи их считают самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республики Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «Приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. 



Исторический аспект

Заселение мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную собственность.



Социологический аспект

Численность мордвы в Уфимской губ. по переписи 1897 г. составила 37,3 тыс. чел. По переписи 1926 г., численность мордвы в БАССР составила 52,3 тыс. чел. Накануне Великой Отечественной войны в Башкортостане проживало более 57 тысячи мордвы. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности мордвы по причине урбанизации и ассимиляции в русской среде (фактическое обрусение) в результате смешанных браков. Численность мордвы в Башкортостане составляла в 1989 г. – 31,0 тыс., в 2002 – 26,0 тыс., в 2010 г. – 20300 чел. (0,5 % населения).



Лингвистический аспект

Исходя из того, что салма – обрядовое блюдо, сам термин не может быть заимствованием из татарского языка. Термин салма вошел в родовые прозвища мордвы. Так, в Темниковском районе до сих пор существуют прозвища «Салманъ Петя», «Салмань Поля», а у мордвы на территории Мордовии, Пензенской и Саратовской областей сохранилась фамилия Салмов, Салмин. Есть село Салма в Ромодаовском районе Мордовии.

В мордовском языке есть выражение салмат кандомо, в широком понимании оно обозначает «принести гостинец, подарок», то есть салма – гостинец, подарок. Салма – блюдо, которое непременно готовилось из яиц (символ новой жизни). Есть упоминания того, что это блюдо готовили по случаю рождения ребенка (начало новой жизни), накануне свадьбы (начало семейной жизни), приглашая гостей из старого в новый дом.

В финском, карельском, эстонском языках салма – морские проливы между материком и островами. Это также башкирское, татарское, чувашское кушанье из кусочков теста.