Традиционное блюдо мокшень пачат мордвы с. Федоровка Федоровского района Башкортостана;

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-026
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Мокшень пачат представляет собой вид толстых пышных блинов, который готовят по случаю праздников и обрядов с использованием толченого картофеля, пшенной каши или пшенной муки.

Справочная информация

Описание

Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е. Евсевьева (1864–1931), материалов этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством В.Н. Белицер. Сведения об истории и этнографии мордвы Башкортостана обобщили М.В. Мурзабулатов и Р.Р. Садиков. Наблюдения об обрядовой культуре мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального исследования.

Мокшень пачат – это традиционные мокшанские блины, приготовленные на пшенке или пшенной муке, благодаря которым они имеют пышность и непривычный вкус. Рецепт приготовления таких блинов предоставила главный специалист Мордовского историко-культурного центра, Филиала Дома дружбы народов Республики Башкортостан, Ирина Аркадьевна Герасимова. Рецепт ей передали представители старшего поколения.

Ингредиенты: 250 г пшена; 750 мл воды; 300 мл молока; 1 пакетик сухих дрожжей; 250 г пшенной или пшеничной муки; 2 яйца; ½ ч. л. соли; 4 ст. л. сахара; 50 г сливочного масла; 50 мл растительного масла;

Приготовление. На первом этапе готовится пшенная каша. Стакан пшена (200 г) промываем до чистых вод и ошпариваем кипятком, отправляем в кастрюлю и вливаем три стакана прохладной воды или молоко. Варим пшено на слабом огне до готовности (около 20 минут после закипания). Готовую кашу остужаем под крышкой (чтобы она дошла до оптимальной консистенции).

На втором этапе делаем опару для блинов. В миску добавляем 150 мл теплого молока, 1 столовую ложку муки и пакет сухих быстрых дрожжей. Перемешиваем и даем поработать дрожжам около 30 минут.

Остывшую кашу хорошо измельчаем толкушкой до однородного пюре. К пшенной каше просеиваем муку, добавляем яйца и вводим опару, туда же вливаем остатки теплого молока. Не забываем добавить сахар и соль. Хорошо перемешиваем, тщательно разбивая все воздушные комки. Блинному тесту даем подняться, достаточно одного часа в теплом месте.

Поднявшееся тесто осаживаем путем перемешивания в течение пары минут. Тесто должно быть более густым по сравнению с классическими блинами. Получаем консистенцию, чтобы венчик мог стоять в нем без поддержки. Если тесто жидковатое, добавляем муку, а если густое – теплое молоко. Даем блинной массе постоять повторно еще 30-40 минут.

Блины выпекаем на толстостенной сковороде, смазанной растительным маслом. На один блин нужно 2-3 половника теста, чтобы они вышли объемными. Переворачивать блины следует тогда, когда на верхней стороне образуется тонкая пленка, означающая, что блин «схватился». Жарим пачат под крышкой. Каждый блин щедро смазываем сливочным маслом. На стол подаем горячими со сметаной, вареньем или медом.

Настоящие блины пачат готовили в печке. Из-за неимения таковых в мордовских селениях, пачат готовят на плите. Вкус отличается, но своеобразие блинов от других блинов сохраняется. Вместо хмеля используют сухие дрожжи. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Замешивание и раскатывание теста, нарезка на кусочки, выпекание. 

Источники сведений

Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990.

László V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről. Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. 

Merja Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. № 86. Helsinki, 1995. S. 199–222. 

Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160.

Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298.

Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103.

Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.

Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177.

Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с.

Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. 239 с.

Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы бытования. Саранск, 2000.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.

Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с.

Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995.

Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.

Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.

Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016.  270 с.

Садиков Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. 

Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России).

Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.

«Тантей ярсамо!» – в Федоровке испекли настоящие мордовские блины. URL: https://vk.com/wall-128895214_11440?w=wall-128895214_11440 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Ирина Герасимова, главный специалист Мордовского историко-культурного центра, Филиала Дома дружбы народов Республики Башкортостан.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 

Сведения о действиях над/с ОНКН

Ведется работа по популяризации культуры мордвы Башкортостана. 

Предметы, связанные с объектом

Бытовая утварь. 

Современное бытование

Мордовские селения Республики Башкортостан.

Историческое бытование

Мордовские селения Уфимской губернии.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активная форма.



Исключительность/ценность
Блюдо является маркером мордовской традиционной культуры.

Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи их считают самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республики Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «Приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. 



Исторический аспект

Заселение мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную собственность.



Социологический аспект

Численность мордвы в Уфимской губ. по переписи 1897 г. составила 37,3 тыс. чел. По переписи 1926 г., численность мордвы в БАССР составила 52,3 тыс. чел. Накануне Великой Отечественной войны в Башкортостане проживало более 57 тысячи мордвы. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности мордвы по причине урбанизации и ассимиляции в русской среде (фактическое обрусение) в результате смешанных браков. Численность мордвы в Башкортостане составляла в 1989 г. – 31,0 тыс., в 2002 – 26,0 тыс., в 2010 г. – 20300 чел. (0,5 % населения).

Численность с. Федоровка Федоровского района РБ составляет 4306 чел. (2010), 20,3% составляет мордва.



Лингвистический аспект

Пачат – пер. «блины».