![]() Мордовский фольклорный ансамбль Федоровского района Башкортостана «Пизелкс чувто» (Рябинушка) как хранитель мокшанских песенных традиций Категория объекта:
Народное исполнительство
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-025
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеУникальность мордовского фольклорного ансамбля Федоровского района Башкортостана «Пизелкс чувто» (Рябинушка) заключается в сохранении старинных народных песен, исполняемых на мокшанском языке, в разнообразии жанров. Это единственный в республике мокшанский самодеятельный коллектив.Справочная информацияОписание
Историография изучения мордвы Башкортостана включает
работы А.Ф. Юртова
(1854–1916), М.Е. Евсевьева
(1864–1931), этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и
саранских ученых под руководством В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг.
венгерских этномузыковедов Л. Викар и Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка
записали старинные свадебные и поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998
гг. финского лингвиста и фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской
государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения
об этнической культуре мордвы оставили А.С.
Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная пища мордвы Башкортостана до
настоящего времени не являлась темой специального исследования. Мордовский фольклорный ансамбль «Пизелкс чувто» (Рябинушка)
создан в 1970 г. на базе СДК с. Кузьминовка Федоровского района Башкортостана.
Инициатором создания ансамбля стала библиотекарь Татьяна
Григорьевна Никитина. Список первых участников ансамбля включает 10 человек:
Курмаева Любовь Николаевна – руководитель, Васильева Мария Ивановна Евдокимова
Ансатасия Васильевна, Антошкина Зинаида Арсентьевна, Петаева Александра
Андреевна, Мишина Марфа Алексеевна, Палаева Любовь Антиповна, Силяева Лидия
Александровна, Николаева Мария Ивановна. Долгие годы участницами коллектива были Зинаида Арсентьевна Антошкина,
Анастасия Васильевна Евдокимова, Мария Ивановна Васильева, Александра Андреевна
Петаева, Марфа Алексеевна Мишина, Любовь Антиповна Палаева, Лидия Александровна
Силяева. Благодаря им были актуализированы многие старинные мордовские песни, а
также обряды. Благодаря М.А. Мишиной был представлен сценический вариант
мордовской свадьбы. В настоящее время в коллективе семь человек. Много лет в ансамбле
художественный руководитель Мария Ивановна Николаева и Любовь Николаевна
Курмаева. В составе также: Татьяна Ивановна Митрофанова, Елена Яковлевна
Пилюкова, Светлана Петровна Евдокимова, Таисия Владимировна Атягина и Лариса
Петровна Сиднева. Новыми участниками коллектива стали: Сайкина Валентина
Николаевна, Богданова Татьяна Ивановна. Коллектив стал участником фестивалей, конкурсов и праздников, в том
числе: Второй межрегиональный фестиваль творчества финно-угорских народов
«Самоцветы Прикамья» (1996 г., г. Нефтекамск), Первый республиканский конкурс
исполнителей мордовской песни «Гайгиця вайгельть – 2008» (победитель конкурса),
региональный праздник народного творчества «Венок дружбы» (2008, диплом
участника), районный праздник «В песне русская душа» (2017, диплом за
сохранение русской песенной культуры, республиканский фольклорный праздник
«Покш эрзянь чи» (Большой мордовский день) (дипломы и благодарственные письма),
республиканский конкурс самодеятельного художественного творчества «Салют
Победы», посвящённом 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (3 место),
«Играй, гармонь» (2024, 2 место), проект БСТ «Письмо солдату» (2024) и др. Ансамбль является активным участником
всех районных и республиканских мероприятий: Сабантуй, Слет передовиков
производства, а также концертов, смотров, семинаров культработников, библиотекарей,
учителей мордовского языка. В репертуаре «Рябинушки» много песен, возраст которых более ста лет. В
числе старинных песен: «Надя яки горава», «Колмо зорят», «Пизёлкс
чувто», «Ой роёл, ой орёл», «Утяша», «Кода кармась монь авам», «Анна стирней»,
«Вай луга, луга», «Мейс авардят», «Шуди
леесь», «Вай бабась», «Стяка, Ульянушка», «Пизелкс чувто», «Эрдя ялгат», «Од шкам ютась», «Веленем». Много таких фольклорных произведений
помнят Анастасия Васильевна Евдокимова, Мария Ивановна Васильева, которые и
обучили весь ансамбль. Есть также современные песни,
исполняемые в неповторимой, присущей только «Рябинушке» манере. Много в репертуаре ансамбля и обрядов, например, «Одирьвань баня», «Парень
пурнамо», «Крещенские гадания», «Девичник». Ансамбль демонстрирует сценические
варианты обрядов во время конкурсов и фестивалей, а также во время ежегодных республиканских
конкурсов мордовских красавиц «Мазый тейтерь». Коллектив принимает участие в конкурсе исполнителей мордовской песни
«Гайгиця вайгельть». Техники/Технологии, связанные с объектом
Передача из поколения в поколение. Источники сведений
Lallukka S. The East
Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990. László
V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről.
Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. Merja
Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran
Aikakauskirja. № 86.
Helsinki, 1995. S. 199–222. Абдулхаликов
Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан
(экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и
этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160. Ананичева Т.М.
Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи
фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298. Бояркина Л.Б. Календарные и
круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые
особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во
Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103. Булычева Н.Е. Фольклор и
фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале
мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с. Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские
ведомости. 1905. 19 авг. № 177. Евсевьев
М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн.
изд-во, 1961. 360 с. Карпухин И.Е.
Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак,
1997. 239 с. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни.
Структура. Формы бытования. Саранск, 2000. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический
взгляд на историю. М.: Наука, 1992. Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей,
современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и
зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации
«Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост.
А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с. Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и
материалы. Уфа, 1995. Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва.
Удмурты. М., 2000. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы
Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая
типография», 2016. 270 с. Садиков
Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные
этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики
Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические
очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России). Этнокультурные процессы на Южном
Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е.
Нечвалода и др. СПб., 2015. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Курмаева Любовь Николаевна, руководитель фольклорного ансамбля.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры
Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Песни из репертуара ансамбля характеризуют мордовскую традиционную
культуру, утраченную в других ареалах расселения мордвы. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Сценическая. Этнологический аспект Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи
и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящие на разных
письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий
некоторые исследователи их считают самостоятельными этносами. Сформировавшись в
Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионам России: в пределах
Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской,
Нижегородской, Оренбургской области, Республики Башкортостан и Татарстан.
Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной
группе «Приуральская мордва». Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь
незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д.
Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ
проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат
(мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много
русских заимствований. Исторический аспект Заселение
мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами
переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на
прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель
под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3)
насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в
Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало
социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем
переселений, а позднее столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей
крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного
надела в полную собственность. Социологический аспект Численность мордвы в Уфимской губ. по переписи Лингвистический аспект Название ансамбля переводится как «Рябинушка». |