![]() Тотемные обереги у башкир. Категория объекта:
Мифологические верования, этнографические комплекс
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-023
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
ОписаниеОберег – это предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от различных бедствий, приносить удачу. В качестве Оберега использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Различные формы оберегов могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, оберег может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиболее уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот – от падежа и хищников. У древних башкир особенно был развит тотемизм. Это было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем – это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его. Вера в магическую силу оберега восходит к доисламским верованиям. В качестве оберега использовали различные части тела тотемных животных и птиц. Клыки и шерсть волка, медведя или оленя, перья и когти лебедя, гуся нашивали на одежду, подвешивали к колыбели; конскую подкову прикрепляли на воротах или над дверью, череп лошади, волка, медведя – к столбам загонов, выставляли на пасеках, скотных дворах, череп волка закапывали под фундамент дома или под ворота.Справочная информацияОписание
Почитания животных у башкир связан, как и в мировой практике, с формированием у древних людей
представлений о сверхъестественных предках, способных оказывать благотворное
влияние на жизнь и судьбы потомков. В этой роли волк, собака, медведь, олень,
бык (корова), конь, их зоонимы и изображения, различные части тела (клыки,
когти, кости, рога, шерсть, шкура, желчь, слюна, жир, кровь, помет, половые
органы и т.д.), а также предметы, с которыми они имели соприкосновение (собачья
кормушка, подкова, сбруя и т.д.) сакрализуются и выступают в устном творчестве,
народной медицине, поверьях и суевериях башкир как охранители и обереги жизни и
здоровья, благополучия и счастья людей, особенно рожениц и младенцев,
покровители и символы плодородия и богатства, советники, защитники и
путеводители в трудных ситуациях. Волк был одним из тотемов башкир. Название башкирского народа «башкорт». Что обозначает это слово? В
науке существует множество объяснений. Наиболее распространёнными являются
следующее: с корнями «баш» - главный, «корт» - волк связывают происхождение
этнонима «башкорт». Такое объяснение связано с древними верованиями башкир. У
башкирского народа сложено немало легенд о волке-спасителе, волке-проводнике,
волке-прародителе. У юго-восточных башкир (племена бурзян, тангаур, усерган)
зафиксированы легенды о переселении их предков на Южный Урал и волке,
появившемся из могилы умершего родоначальника (ырыу башлығы) и указавшем место новой
родины. Культ волка нашел отражение в семейно-брачных отношениях башкир: невестка
обращается к свекру "бүре". Изображение волчьей головы до XVII-XVIII вв.
служило знаком административной власти старшин у юго-восточных
башкир. Части тела волка наделены магическими свойствами. Клыки, когти, шерсть
служили оберегами от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели, одежде
ребенка. Волчью голову закапывали под фундамент дома, чтобы оградить хозяев от
колдовства и сглаза. Для облегчения трудных родов и лечения бесплодия женщину
пропускали через сильно растянутую и высушенную волчью губу. Как лечебное
средство при грудных заболеваниях, кашле, бешенстве использовалась волчья желчь
и т.п. Когти волка являлись распространенными оберегами. Для защиты ребенка от
сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели. Для устрашения злых духов к
подолу и рукавам одежды пришивали волчьи когти и клыки. Для защиты ребёнка от
сглаза волчий коготь с солью и кусочком хлеба зашивали в одежду. Женщины в то
время носили когти и клыки в ожерелье или на цепочках, прикреплённых к одежде
на плече или к поясу вместе с другими амулетами. Особо почитаемым тотемом был
медведь. У горных башкир сохранились различные легенды, связанные с медведем.
Когти и клыки медведя и других животных башкиры носили в качестве амулетов
(оберегов). Медвежьи черепа и черепа коней надевались на колы около скотных
дворов как талисманы, охраняющие от несчастных случаев. Скульптурный образ
медведя встречается в башкирском прикладном искусстве. К
почитаемым башкирами животным относилась также овца (баран), ее образ часто встречается в религиозно-мистических
воззрениях, традиционном мировоззрении и фольклоре. В памяти башкир старшего поколения до сих пор живы
поверья, основанные на идее об овце как символе плодородия. Амулет (бетеү), изготовленный из полового
органа барана, стимулирует плодовитость овец: для чего при разделке туши барана
вырезали член, высушивали, а затем, нарезав на мелкие кусочки, делали из него
амулет плода (түл төйөнө) и привязывали его на шею овцы[1].
С этой же целью прикрепляли к рогам барана-производителя дополнительные бараньи
рога. Объясняли это так: «Чтобы у барана была жизненная сила, плод»[2],
то есть стремились повысить, удвоить его оплодотворяющую силу. Лошадь
являлась защитником людей от зла, болезней и несчастий. Считалось, что конский
глаз наделен сверхъестественной способностью видеть скрытое от человека. В качестве оберега над ульями, на кольях оград и на воротах
устанавливали лошадиный череп. Магическая сила передавалась веревкам,
свитых из конских волос или кожи, их брали с собой в дорогу, клали возле себя
во время сна как оберег от змей. По поверью башкир, конская сбруя (хомут, седло,
потник и т. д.), положенная под голову во время ночевки, предотвращает от
страшных сновидений. Конь не поддается влиянию нечистых сил. Он может их
видеть. Если в дом заселяется нечистая сила, то, чтобы изгнать ее, загоняют
туда лошадь. Подкова лошади, прибитая на порог дома или под дверью, оберегает
дом и проживающих в нем людей от злых духов. Культ птиц
занимает значительное место в поверьях и оберегах башкир. Наиболее
почитаемыми башкирами в их мифоритуальных традициях являются ворона, сорока,
орел, кукушка, голубь, журавль, утка, лебедь. Также в традиционном
мировоззрении башкир имеются пережитки почитания гуся, петуха, курицы,
перепела, совы, соловья, ласточки, воробья и др. Башкиры
верили, что чудодейственными свойствами обладают не только тотемные птицы, но и
их отдельные части (как воплощение тотема): крылья, когти, клювы, пух, кровь,
желчь, слюна, изображения и т.д. Башкиры когти орла, вороны и лебедя
прикрепляли к колыбели ребенка, а взрослые носили их при себе – не прикоснется
никакое поветрие. Орлиный клюв знахари использовали как надежное средство
магического лечения болезней от воздействия зловредных сил[3].
Среди башкир Курганской области магическим средством считался камень, взятый из
желудка голубя. Его применяли при заболеваниях желудка[4].
Вороньи крылья, прибитые над входной дверью дома или в сарае, считались
надежным апотропеем от сглаза и проклятия[5]. Исследователь
Давлетшина З.М. в своем труде «Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла
башкир» отмечает: «На платья и головные уборы детей нашивают различные обереги:
пух, взятый из хвоста гуся или курицы с хохолком». Пришитые к одежде лебяжьи,
утиные пушки и воронье перо защищают детей и женщин от всех болезней и сглаза:
хвост гуся (каҙ ҡойроғо), ухо
зайца (ҡуян ҡолағы),
серебряную монету (көмөш тәңка),
обереги (бетеү), которые
пришивались или крепились к головным уборам или одежде ребенка. Одним из
таких уникальных обычаев, зафиксированных в деревне Юлдаш Фёдоровского района,
является изготовление обережной подушки, украшенной пухом взятый из хвоста гуся с хохолком. У домашнего
гуся отрезали хвост (өлтөк,
өлтөкәй), который затем прикрепляли к печи.
Происходит естественная сушка – хвост оставляли до полного высыхания,
после чего он самопроизвольно отпадал от глиняной поверхности. Этот момент
считался символически значимым, указывающим на готовность материала к
использованию. Высохшие пуховые
«кисточки» пришивали к углам свадебной подушки, создавая таким образом защитный
амулет для молодой семьи. К
общепризнанным оберегам причисляли изображения лебедя, орла, журавля и утки на
резных наличниках окон, створках ворот, на стенках и крышках кумысных кадок[6]
[1] Башҡорт халыҡ ижады. Т. 1. Йола
фольклоры. Өфө: Китап, 1995. 560 с. [2]
Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005.
146 с. [3]
Полевые материалы Илимбетовой
А.Ф. . Записано в 2015 г. в с. Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской
области от Мулькамановой М.Я., 1952 г.р. [4]
Минибаева З.И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало
XX в.): автореф. дис. канд. ист. наук. Уфа, 2011. [5]
Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы / авт.-төҙ. Ф.Ғ.
Хисамитдинова. Өфө: Информреклама, 2006. [6] Шитова
С.Н. История архитектурного декора в башкирских аулах. Уфа: Гилем, 2004. Источники сведений
1.
Кузеев Р.Г. Очерки исторической
этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVII–XVIII веках.
Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957. 2.
Руденко С.И. Башкиры.
Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. 3.
Султангареева Р.А. Башкирский
свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 4.
Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный
быт башкир XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 188 с. 5.
Сулейманова М.Н. Доисламские верования
и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с. 6.
Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ
животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа: Гилем, 2012. 7.
Илимбетова А.Ф. Культ птиц в
религиозно-мифологической системе башкир // Самарский научный вестник. 2023. Т.
12, № 1.
Сведения о действиях над/с ОНКН
|