Тотемные обереги у башкир.

Категория объекта:
Мифологические верования, этнографические комплекс
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-023
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Описание

Оберег – это предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от различных бедствий, приносить удачу. В качестве Оберега использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Различные формы оберегов могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, оберег может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиболее уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот – от падежа и хищников. У древних башкир особенно был развит тотемизм. Это было связано с их представлением, что вся природа вокруг разумна. Тотем – это животное, растение, предмет или явление природы, которое, по мнению древнего человека, охраняет, оберегает и защищает его. Вера в магическую силу оберега восходит к доисламским верованиям. В качестве оберега использовали различные части тела тотемных животных и птиц. Клыки и шерсть волка, медведя или оленя, перья и когти лебедя, гуся нашивали на одежду, подвешивали к колыбели; конскую подкову прикрепляли на воротах или над дверью, череп лошади, волка, медведя – к столбам загонов, выставляли на пасеках, скотных дворах, череп волка закапывали под фундамент дома или под ворота.

Справочная информация

Описание

Почитания животных у башкир связан, как и в мировой практике, с формированием у древних людей представлений о сверхъестественных предках, способных оказывать благотворное влияние на жизнь и судьбы потомков. В этой роли волк, собака, медведь, олень, бык (корова), конь, их зоонимы и изображения, различные части тела (клыки, когти, кости, рога, шерсть, шкура, желчь, слюна, жир, кровь, помет, половые органы и т.д.), а также предметы, с которыми они имели соприкосновение (собачья кормушка, подкова, сбруя и т.д.) сакрализуются и выступают в устном творчестве, народной медицине, поверьях и суевериях башкир как охранители и обереги жизни и здоровья, благополучия и счастья людей, особенно рожениц и младенцев, покровители и символы плодородия и богатства, советники, защитники и путеводители в трудных ситуациях.

Волк был одним из тотемов башкир. Название башкирского народа «башкорт». Что обозначает это слово? В науке существует множество объяснений. Наиболее распространёнными являются следующее: с корнями «баш» - главный, «корт» - волк связывают происхождение этнонима «башкорт». Такое объяснение связано с древними верованиями башкир. У башкирского народа сложено немало легенд о волке-спасителе, волке-проводнике, волке-прародителе. У юго-восточных башкир (племена бурзян, тангаур, усерган) зафиксированы легенды о переселении их предков на Южный Урал и волке, появившемся из могилы умершего родоначальника (ырыу башлығы) и указавшем место новой родины. Культ волка нашел отражение в семейно-брачных отношениях башкир: невестка обращается к свекру "бүре".

Изображение волчьей головы до XVII-XVIII вв. служило знаком административной  власти  старшин у юго-восточных башкир. Части тела волка наделены магическими свойствами. Клыки, когти, шерсть служили оберегами от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели, одежде ребенка. Волчью голову закапывали под фундамент дома, чтобы оградить хозяев от колдовства и сглаза. Для облегчения трудных родов и лечения бесплодия женщину пропускали через сильно растянутую и высушенную волчью губу. Как лечебное средство при грудных заболеваниях, кашле, бешенстве использовалась волчья желчь и т.п. Когти волка являлись распространенными оберегами. Для защиты ребенка от сглаза и болезней; их подвешивали к колыбели. Для устрашения злых духов к подолу и рукавам одежды пришивали волчьи когти и клыки. Для защиты ребёнка от сглаза волчий коготь с солью и кусочком хлеба зашивали в одежду. Женщины в то время носили когти и клыки в ожерелье или на цепочках, прикреплённых к одежде на плече или к поясу вместе с другими амулетами.

Особо почитаемым тотемом был медведь. У горных башкир сохранились различные легенды, связанные с медведем. Когти и клыки медведя и других животных башкиры носили в качестве амулетов (оберегов). Медвежьи черепа и черепа коней надевались на колы около скотных дворов как талисманы, охраняющие от несчастных случаев. Скульптурный образ медведя встречается в башкирском прикладном искусстве.

К почитаемым башкирами животным относилась также овца (баран), ее образ часто встречается в религиозно-мистических воззрениях, традиционном мировоззрении и фольклоре.

В памяти башкир старшего поколения до сих пор живы поверья, основанные на идее об овце как символе плодородия.  Амулет (бетеү), изготовленный из полового органа барана, стимулирует плодовитость овец: для чего при разделке туши барана вырезали член, высушивали, а затем, нарезав на мелкие кусочки, делали из него амулет плода (түл төйөнө) и привязывали его на шею овцы[1]. С этой же целью прикрепляли к рогам барана-производителя дополнительные бараньи рога. Объясняли это так: «Чтобы у барана была жизненная сила, плод»[2], то есть стремились повысить, удвоить его оплодотворяющую силу.

Лошадь являлась защитником людей от зла, болезней и несчастий. Считалось, что конский глаз наделен сверхъестественной способностью видеть скрытое от человека. В качестве оберега над ульями, на кольях оград и на воротах устанавливали лошадиный череп. Магическая сила передавалась веревкам, свитых из конских волос или кожи, их брали с собой в дорогу, клали возле себя во время сна как оберег от змей.

По поверью башкир, конская сбруя (хомут, седло, потник и т. д.), положенная под голову во время ночевки, предотвращает от страшных сновидений. Конь не поддается влиянию нечистых сил. Он может их видеть. Если в дом заселяется нечистая сила, то, чтобы изгнать ее, загоняют туда лошадь. Подкова лошади, прибитая на порог дома или под дверью, оберегает дом и проживающих в нем людей от злых духов. 

Культ птиц занимает значительное место в поверьях и оберегах башкир. Наиболее почитаемыми башкирами в их мифоритуальных традициях являются ворона, сорока, орел, кукушка, голубь, журавль, утка, лебедь. Также в традиционном мировоззрении башкир имеются пережитки почитания гуся, петуха, курицы, перепела, совы, соловья, ласточки, воробья и др.

Башкиры верили, что чудодейственными свойствами обладают не только тотемные птицы, но и их отдельные части (как воплощение тотема): крылья, когти, клювы, пух, кровь, желчь, слюна, изображения и т.д. Башкиры когти орла, вороны и лебедя прикрепляли к колыбели ребенка, а взрослые носили их при себе – не прикоснется никакое поветрие. Орлиный клюв знахари использовали как надежное средство магического лечения болезней от воздействия зловредных сил[3]. Среди башкир Курганской области магическим средством считался камень, взятый из желудка голубя. Его применяли при заболеваниях желудка[4]. Вороньи крылья, прибитые над входной дверью дома или в сарае, считались надежным апотропеем от сглаза и проклятия[5].

Исследователь Давлетшина З.М. в своем труде «Декоративные изделия в обрядах жизненного цикла башкир» отмечает: «На платья и головные уборы детей нашивают различные обереги: пух, взятый из хвоста гуся или курицы с хохолком». Пришитые к одежде лебяжьи, утиные пушки и воронье перо защищают детей и женщин от всех болезней и сглаза: хвост гуся (каҙ ҡойроғо), ухо зайца (ҡуян ҡолағы), серебряную монету (көмөш тәңка), обереги (бетеү), которые пришивались или крепились к головным уборам или одежде ребенка.

Одним из таких уникальных обычаев, зафиксированных в деревне Юлдаш Фёдоровского района, является изготовление обережной подушки, украшенной пухом взятый из хвоста гуся с хохолком.  У домашнего гуся отрезали хвост (өлтөк, өлтөкәй), который затем прикрепляли к печи.  Происходит естественная сушка – хвост оставляли до полного высыхания, после чего он самопроизвольно отпадал от глиняной поверхности. Этот момент считался символически значимым, указывающим на готовность материала к использованию.  Высохшие пуховые «кисточки» пришивали к углам свадебной подушки, создавая таким образом защитный амулет для молодой семьи.

К общепризнанным оберегам причисляли изображения лебедя, орла, журавля и утки на резных наличниках окон, створках ворот, на стенках и крышках кумысных кадок[6]

 



[1] Башҡорт халыҡ ижады. Т. 1. Йола фольклоры. Өфө: Китап, 1995. 560 с.

[2] Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с.

[3] Полевые материалы Илимбетовой А.Ф. . Записано в 2015 г. в с. Ибрагимово Кувандыкского района Оренбургской области от Мулькамановой М.Я., 1952 г.р.

[4] Минибаева З.И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало XX в.): автореф. дис. канд. ист. наук. Уфа, 2011.

[5] Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы / авт.-төҙ. Ф.Ғ. Хисамитдинова. Өфө: Информреклама, 2006.

[6] Шитова С.Н. История архитектурного декора в башкирских аулах. Уфа: Гилем, 2004.

Источники сведений

1.                Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. Родоплеменные организации башкир в XVII–XVIII веках. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1957.

2.                Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

3.                Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 

4.                Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX–XX вв. М.: Наука, 1991. 188 с.

5.                Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: РИО БашГУ, 2005. 146 с.

6.                Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. Уфа: Гилем, 2012. 

7.                Илимбетова А.Ф. Культ птиц в религиозно-мифологической системе башкир // Самарский научный вестник. 2023. Т. 12, № 1.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Самые ранние известия о религиозных верованиях башкир содержатся в дневниковых записях Ибн-Фадлана, секретаря посольства Багдадского халифа в Волжскую Булгарию (921-922 гг.). Он сообщает, что башкиры поклоняются лошадям, змеям, рыбам, журавлям.

И.И. Лепехин дал зарисовки башкирского обряда «Ҡарғатуй» («Праздник вороны») и ритуальной пляски «Ҡара юрға» («Вороной иноходец»), а также суеверий со следами обожествления вороны, змеи и коня

И.Г. Георги упоминает об обычае башкирских пчеловодов выставлять на ульях конские черепа.

Начало научной разработки проблемы культа животных и птиц у башкир связано с именем выдающегося ученого СИ. Руденко. Собранные им в 1906, 1907, 1912 гг. среди башкир полевые материалы легли в основу фундаментального труда «Башкиры». С.И. Руденко считает, что наиболее древние доисламские верования башкир восходят к оборотничеству (отождествлению древними людьми человека и животных), тотемическим культам медведя, журавля, орла, рыбы.

В монографии известного этнографа Р.Г. Кузеева «Очерки истори-ческой этнографии башкир» (1957 г.) дается перечень названий животных в родоплеменной номенклатуре башкир. Роды и родовые подразделения с названиями «медведь», «волк», «ворона», «сорока», «орел», «змея», по мнению автора, уходят корнями во времена бытования у древних предков башкир то-темических культов этих животных и птиц. Такую же идеологическую нагрузку несли священные птицы - атрибуты башкирских родов и племен. Р.Г. Кузеев исследовал древнебашкирские предания о животных-путеводителях (волк, конь, корова, овца).

Вопросы поклонения башкир животным нашли освещение в работах Н.В. Бикбулатова. В книге «Семейный быт башкир XIX-XX вв.» (1991 г.) детально исследуется традиционная башкирская свадьба, в том числе обряды, в которых проявляется обоготворение животных.

Проблема поклонения башкир животным поднималась в публикациях Ф.Ф. Илимбетова. В статье «Культ волка у башкир» (1971 г.), он раскрывает народную этимологизацию этнонима «Башкорт» как «Главный волк». В статье «О некоторых обрядах и поверьях башкирских пчеловодов», изучая обычаи башкирских пчеловодов выставлять на ульях и пасеках череп лошади и пропускать пчелиную матку через отверстие шейного позвонка волка, автор приходит к выводу, что в них проступают следы культа коня, волка и пчелы.

Элементы обоготворения животных (собаки, медведя, лошади) присутствуют в исследованиях Ф.Ф. Фатыховой, посвященных родильным обрядам, наречению именем новорожденного и в магических приемах лечения детей у башкир. Ею разработаны башкирские представления о душе, а также приметы и суеверия, связанные с почитанием вороны, сороки и рыбы.

Отражение культа животных в семейно-бытовой обрядности башкир освещается в работах Р.А. Султангареевой. Введение в научный оборот нового материала по родильным, свадебным и похоронным обрядам позволили ей выявить в них древнюю основу, отзвуки почитания медведя, волка, собаки, коня, оленя, барана, вороны, сороки и рыбы.

Отдельные положения поклонения башкир животным освещаются в работе филолога Э.Ф. Ишбердина, где он, привлекая данные языкознания, народной медицины и фольклора, выясняет корни почтительного отношения башкир к волку, собаке, лошади и хищным птицам. Особое внимание он обращает на преклонение перед лошадью, в котором он выделяет два пласта: древние тотемические воззрения и почитание башкирами-кочевниками коня как главного источника их благополучия.