![]() Обереги башкир. Башкирские украшения в роли оберега Категория объекта:
Мифологические верования, этнографические комплекс
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-022
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ
ОписаниеОберег – это предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от различных бедствий, приносить удачу. В качестве Оберега использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Различные формы оберегов могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, оберег может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиболее уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот – от падежа и хищников. В качестве оберега широко использовались различные металлические предметы (нож, ножницы, иголки, наконечники стрел), поскольку считалось, что металл, в особенности серебро, обладает магическими, защитными свойствами. Роль оберега выполняли традиционные украшения и используемые в них серебряные монеты и раковины каури.Справочная информацияОписание
В башкирском
народном костюме немало украшений. В прошлом многие украшения у башкир играли
роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство
украшений башкирок включали ожерелья (муйынсаҡ), затылочные заколки (елкәлек, елкәмес), подвески (суҡ, сулпы), бляхи
для нагрудников и головных уборов (ҡаш), серьги (алҡа, һырға), браслеты (беләҙек), перстни и кольца (йөҙөк, балдаҡ), застежки (ҡаптырма). В наборе
украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали
оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Селтэр – нагрудное женское украшение. Селтэр – означает "кружево", "сетка". Это украшение представляло
собой плетенную из коралловых нитей коралловую сетку, которую украшали
монетами. Сакал – женский
нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным убранством являлись художественно расположенные узорчатые бляхи,
полудрагоценные камни в серебряной оправе. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса.
Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На
нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны.
Большую группу представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет,
раковин, бисера, серебряных монет, ювелирных изделий: нагрудники (селтәр, hаҡал, яға, муйынсаҡ, башкиҙеү, алмиҙеү), наспинники (инhәлек), перевязи (әмәйҙек, дәүәт, хәситә), накосники (ҡаралыҡ, сәсмәү, сәстәнкә, арҡалыҡ, сәсҡап, сәс үргес), сплетенные из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья. К ним
относятся нагрудное и наспинное украшение, нагрудное украшение, женский
головной убор. Монеты также
способствовали усилению и даже привнесению магической семантики, а именно: они
служили оберегом – благодаря блеску драгоценного металла, изображению
царственных особ и святых, гербового орла, созданию покрытия из ряда монет на
груди, на лбу или у висков и т.д. [1] Довольно часто
монеты в декоре костюма соседствуют с раковинами каури. Их добывали у берегов
Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу.
Известно, что у разных народов мира каури ещё несколько столетий назад могли
выполнять функцию денег. Наряду с этим функциональным сходством, раковина каури
являлась оберегом от дурного глаза, также, благодаря своей форме, ассоциируется
в традиционной культуре с женским началом. Интуитивно-художественное
сочетание монет и каури семиотически акцентирует ценность женщины и усиливает
её магическую защиту.[2] Для отпугивания
злых духов в башкирском костюме использовались шумящие подвески. Впоследствии у
мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде
(предупреждение о приходе "сосуда греха"). Украшения
башкирок закрывали те части тела или прорези в одежде, которые, по народным
представлениям, были доступны для проникновения в тело и душу возможных
отрицательных воздействий извне (голова, спина, грудь, запястья рук), защищая
от злых духов и разной нечисти, а также были своеобразным заслоном от сглаза.
Соответственно, края рукавов и подола, воротники, вырезы, места застёжек
женского платья также дополнялись ювелирными украшениями.[3] Женский
головной убор кашмау тоже можно считать украшением. Имелись они лишь в
состоятельных семьях южных башкир. В его оформлении первенствующую роль играли
кораллы, которые сочетались с серебряными нашивками. «Круги из кораллов,
мелких, затем крупных монет нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть
шапочки покрывалась низками кораллов, прикрепленными одним концом у края,
другим – у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау
суғы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска маңлай суҡ. От массивной
подбородочной пряжки ҡаптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными
медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или
круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега».[4] В украшении
костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни
в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В
основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым
кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая
очистительная, отгоняющая злых духов сила. Помимо своего прямого назначения, ювелирные украшения,
особенно включённые в них драгоценные и полудрагоценные камни, имели нередко
значение талисмана – оберега, приносящего удачу, счастье владельцу. Причем,
толкования особенностей камней, их магической силы и свойств как талисманов
различны в разных странах. Испокон веков
камни занимали видное место в народной медицине, так как многие болезни
рассматривались как действие демонов, с которыми следует бороться с помощью
талисманов. В древних лечебниках особые свойства всегда приписывались,
например, кораллам, любимым башкирками элементам украшений. В башкирском ювелирном
искусстве из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил
сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и
браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где
сердолик почитался как камень счастья. При
внимательном рассмотрении особенностей расположения камней на костюме,
украшениях, можно обнаружить, что древним башкирам было известно о том, что
камни обладают определёнными вибрациями и своей уникальной конфигурацией тонких
тел. Постепенно эти представления забывались, люди привыкали смотреть на
необычные предметы с чисто эстетической точки зрения. В украшении
жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а
потому в первую очередь надо было украсить места возможного проникновения в дом
злых духов. Украшали, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также
края крыши. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы.
Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки,
загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками. На подоконной
доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц,
которые символизировали мир. Они приносили благословения небес, душевное
равновесие и надежды на лучшее. Окна домов снабжали ставнями. Ставни
оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую
глубину элемент башкирского орнамента - кускар, круг, полукруг, ромб в
сочетании с другими простейшими формами. Башкирские мастера-резчики внесли в украшение
жилищ немало элементов, обусловленных сложившимся характером народной культуры.
При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным
композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”. В украшении
жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используются красный,
белый, синий цвета, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании
с белым. Внутреннее
убранство башкирского дома было наполнено глубоким смыслом. Текстильные
изделия, такие как ковры, паласы, войлоки, скатерти, занавеси, салфетки и
полотенца, выполняли не только декоративную, но и защитную функцию, оберегая
дом от невзгод. [1] Руденко
С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343. [2] Руденко
С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343. [3] РахматуллинаЗ.Я.,
ХусаиноваГ.Р., 2023. Традиционные украшения башкирских женщин: этнокультурный
взгляд с XXI века // Уфимский археологический вестник. Т.23, №2. С. 320–330 [4] Шитова
С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. Современное бытование
К сожалению, собственно башкирские изделия –
кольца, перстни, браслеты – к началу ХХ в. почти не сохранились. Поэтому по
единичным, случайно попавшим в музеи предметам затруднительно составить цельное
впечатление об особенностях башкирского ювелирного мастерства. Источники сведений
1.
Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство
башкир. – Уфа, 1964. – С.219. 2.
Ермакова Е.С. Об отношении мусульман к драгоценностям. [Электронный ресурс].
Интернет-сайт Фонда Марджани. 3.
Кузеев Р., Бикбулатов Н., Шитова С. Декоративное творчество башкирского народа.
– Уфа: Типография издательства Башкирского обкома КПСС, 1979. – С.8–9. 4.
Мамлеева Э. О коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства
в Художественном музее им.М.В.Нестерова. – Ватандаш. – №3, 2018. – С.138–150. 5.
Островский А.Б., Ратникова А.В. Монеты в народной одежде и украшениях. – М.:
Бослен, 2019. – С.204. 6.
Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. –
С.343. 7.
Янбухтина А.Г. Элементы шаманизма в традиционной мусульманской культуре башкир,
населяющих Южный Урал (на материалах ХХ века) // Истоки и эволюция
художественной культуры тюркских народов: Материалы Международной
научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения
педагога-просветителя, художника Ш.А.Тагирова (Казань, 17–18 апреля 2008 г.). – Казань: Заман, 2009. – С.133–139. 8. Шитова
С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984. 9. Масленникова
Т. А. Художественное оформление башкирского народного жилища. Уфа.:
Гилем, 1998. 9,6 п.л.
Сведения о действиях над/с ОНКН
|