Обереги башкир. Башкирские украшения в роли оберега

Категория объекта:
Мифологические верования, этнографические комплекс
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-022
Автор-составитель анкеты:
Ибрагимова Альфия Газизовна
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РЦНТ РБ

Описание

Оберег – это предмет, наделяемый способностью защищать его владельца от различных бедствий, приносить удачу. В качестве Оберега использовались амулеты, бетеу, талисманы, растения, части оружия, одежды и др. Различные формы оберегов могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Согласно поверьям, оберег может оградить человека от сглаза, болезней, в особенности в те моменты, когда он считается наиболее уязвимым (младенец, женщина до родов, жених и невеста на свадьбе), скот – от падежа и хищников. В качестве оберега широко использовались различные металлические предметы (нож, ножницы, иголки, наконечники стрел), поскольку считалось, что металл, в особенности серебро, обладает магическими, защитными свойствами. Роль оберега выполняли традиционные украшения и используемые в них серебряные монеты и раковины каури.

Справочная информация

Описание

В башкирском народном костюме немало украшений. В прошлом многие украшения у башкир играли роль талисманов, оберегов и служили показателем родовой принадлежности. Большинство украшений башкирок включали ожерелья (муйынсаҡ), затылочные заколки (елкәлек, елкәмес), подвески (суҡ, сулпы), бляхи для нагрудников и головных уборов (ҡаш), серьги (алҡа, һырға), браслеты (беләҙек), перстни и кольца (йөҙөк, балдаҡ), застежки (ҡаптырма).

В наборе украшений главными являлись нагрудник и наспинник. Вначале нагрудник считали оберегом, но из-за утраты традиции он стал просто украшением. Селтэр нагрудное женское украшение. Селтэр означает "кружево", "сетка". Это украшение представляло собой плетенную из коралловых нитей коралловую сетку, которую украшали монетами. Сакал женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. Его главным убранством являлись художественно расположенные узорчатые бляхи, полудрагоценные камни в серебряной оправе. Нагрудник закрывал грудь и спускался ниже талии. Он удерживался с помощью ошейника и широкого пояса. Трапециевидная простёганная на подкладке основа была покрыта украшениями. На нагрудниках можно было увидеть кораллы, монеты и штампованные узорные жетоны. Большую группу представляли украшения из нашитых на ткань кораллов, монет, раковин, бисера, серебряных монет, ювелирных изделий: нагрудники (селтәр, hаҡал, яға, муйынсаҡ, башкиҙеү, алмиҙеү), наспинники (инhәлек), перевязи (әмәйҙек, дәүәт, хәситә), накосники (ҡаралыҡ, сәсмәү, сәстәнкә, арҡалыҡ, сәсҡап, сәс үргес), сплетенные из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья. К ним относятся нагрудное и наспинное украшение, нагрудное украшение, женский головной убор.

Монеты также способствовали усилению и даже привнесению магической семантики, а именно: они служили оберегом – благодаря блеску драгоценного металла, изображению царственных особ и святых, гербового орла, созданию покрытия из ряда монет на груди, на лбу или у висков и т.д. [1]

Довольно часто монеты в декоре костюма соседствуют с раковинами каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу. Известно, что у разных народов мира каури ещё несколько столетий назад могли выполнять функцию денег. Наряду с этим функциональным сходством, раковина каури являлась оберегом от дурного глаза, также, благодаря своей форме, ассоциируется в традиционной культуре с жен­ским началом. Интуитивно-художес­твенное сочетание монет и каури семиотически акцентирует ценность женщины и усиливает её магическую защиту.[2]

Для отпугивания злых духов в башкирском костюме использовались шумящие подвески. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха").

Украшения башкирок закрывали те части тела или прорези в одежде, которые, по народным представлениям, были доступны для проникновения в тело и душу возможных отрицательных воздействий извне (голова, спина, грудь, запястья рук), защищая от злых духов и разной нечисти, а также были своеобразным заслоном от сглаза. Соответственно, края рукавов и подола, воротники, вырезы, места застёжек женского платья также дополнялись ювелирными украшениями.[3]

Женский головной убор кашмау тоже можно считать украшением. Имелись они лишь в состоятельных семьях южных башкир. В его оформлении первенствующую роль играли кораллы, которые сочетались с серебряными нашивками. «Круги из кораллов, мелких, затем крупных монет нашивались на шлем вокруг отверстия. Основная часть шапочки покрывалась низками кораллов, прикрепленными одним концом у края, другим – у отверстия убора. Кроме длинных околоушных подвесок сулпы, кашмау суғы имелась спускающаяся на лоб теменная подвеска маңлай суҡ. От массивной подбородочной пряжки ҡаптырма на грудь свешивались длинные цепочки с ювелирными медальонами. Между шлемом и наспинной полосой располагалась треугольная или круглая бляха, игравшая роль не только затылочного украшения, но и оберега».[4]

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты. В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила.

Помимо своего прямого назначения, ювелирные украшения, особенно включённые в них драгоценные и полудрагоценные камни, имели нередко значение талисмана – оберега, приносящего удачу, счастье владельцу. Причем, толкования особенностей камней, их магической силы и свойств как талисманов различны в разных странах.

Испокон веков камни занимали видное место в народной медицине, так как многие болезни рассматривались как действие демонов, с которыми следует бороться с помощью талисманов. В древних лечебниках особые свойства всегда приписывались, например, кораллам, любимым башкирками элементам украшений.

В башкирском ювелирном искусстве из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.

При внимательном рассмотрении особенностей расположения камней на костюме, украшениях, можно обнаружить, что древним башкирам было известно о том, что камни обладают определёнными вибрациями и своей уникальной конфигурацией тонких тел. Постепенно эти представления забывались, люди привыкали смотреть на необычные предметы с чисто эстетической точки зрения.

 

В украшении жилища исходили из тех же представлений: "Мой дом - моя крепость", а потому в первую очередь надо было украсить места возможного проникновения в дом злых духов. Украшали, прежде всего, ворота, ставни и наличники окон, а также края крыши. Наличники завершались карнизами. Им придавали разные формы. Например, форму пологой ярки, концы которой представляли собой прямые отрезки, загнутые кверху. Подкарнизные доски оформляли фигурными накладками.

На подоконной доске и над карнизом наличника принято помещать силуэты птиц, которые символизировали мир. Они приносили благословения небес, душевное равновесие и надежды на лучшее. Окна домов снабжали ставнями. Ставни оформлялись резьбой или росписью. Мастера-резчики выполняли на небольшую глубину элемент башкирского орнамента - кускар, круг, полукруг, ромб в сочетании с другими простейшими формами. Башкирские мастера-резчики внесли в украшение жилищ немало элементов, обусловленных сложившимся характером народной культуры. При этом предпочтение отдается традиционной орнаментике, к примеру, сложным композициям из S-образных фигур, рогообразному узору “кускар”.

В украшении жилищ важное место занимает также и цвет. В окраске чаще используются красный, белый, синий цвета, несколько реже — голубые и светло-голубые тона в сочетании с белым.

Внутреннее убранство башкирского дома было наполнено глубоким смыслом. Текстильные изделия, такие как ковры, паласы, войлоки, скатерти, занавеси, салфетки и полотенца, выполняли не только декоративную, но и защитную функцию, оберегая дом от невзгод.



[1] Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343.

[2] Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343.

[3] РахматуллинаЗ.Я., ХусаиноваГ.Р., 2023. Традиционные украшения башкирских женщин: этнокультурный взгляд с XXI века // Уфимский археологический вестник. Т.23, №2. С. 320–330

[4] Шитова С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

 

Современное бытование

К сожалению, собственно башкирские изделия – кольца, перстни, браслеты – к началу ХХ в. почти не сохранились. Поэтому по единичным, случайно попавшим в музеи предметам затруднительно составить цельное впечатление об особенностях башкирского ювелирного мастерства.

Источники сведений

1. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964. – С.219.

2. Ермакова Е.С. Об отношении мусульман к драгоценностям. [Электронный ресурс]. Интернет-сайт Фонда Марджани.

3. Кузеев Р., Бикбулатов Н., Шитова С. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа: Типография издательства Башкирского обкома КПСС, 1979. – С.8–9.

4. Мамлеева Э. О коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Художественном музее им.М.В.Нестерова. – Ватандаш. – №3, 2018. – С.138–150.

5. Островский А.Б., Ратникова А.В. Монеты в народной одежде и украшениях. – М.: Бослен, 2019. – С.204.

6. Руденко С. Башкиры: Историко-этнографические очерки.– Уфа: Китап, 2006. – С.343.

7. Янбухтина А.Г. Элементы шаманизма в традиционной мусульманской культуре башкир, населяющих Южный Урал (на материалах ХХ века) // Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения педагога-просветителя, художника Ш.А.Тагирова (Казань, 17–18 апреля 2008 г.). – Казань: Заман, 2009. – С.133–139.

8. Шитова С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир. М., 1984.

9. Масленникова Т. А. Художественное оформление башкирского народного жилища. Уфа.: Гилем, 1998. 9,6 п.л.

Сведения о действиях над/с ОНКН

Интересные сведения об украшениях башкир содержат работы М.А.Круковского, Д.П.Никольского, известного ученого-этнографа С.И.Руденко. То, что особое место в записях как древних путешественников, так и ученых и писателей XVIII–XIX вв. занимает тема башкирских национальных украшений, еще раз доказывает, что данная область материального культурного наследия народа стала одним из наиболее ярких визуальных маркеров этнического своеобразия и ментальных особенностей башкир, их религиозных воззрений, духовных ориентиров, отношения к женщине.

Описания женских украшений с их уникальными фотографиями, запечатлевшими национальную одежду и украшения башкирских женщин, принадлежащих к различным локальным группам (башкиры юго-восточных, центральных, северо-западных районов Башкортостана и соседних регионов), имеют место в исследованиях башкирских ученых – Шитова, 1995; Бикбулатов и др., 2002; Рутто, 2006; Хасанова, 2020; и др., позволяющих обрисовать украшения башкирских женщин, их идеологию и эстетику, практическое предназначение и заложенные в них культурные смыслы, которые прошли через века и сегодня приобретают новую, возрожденную жизнь в облике современных поколений.