![]() Лента - перетяжка постели у башкир (башк. тартҡы, түшәк тартмаһы) Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-017
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
ОписаниеПростота техники и отсутствие необходимости в специальном оборудовании сделали вышивку важным видом женского рукоделия у башкир, более популярным, чем ткачество. Девочки начинали учиться вышивать в раннем возрасте (8-10 лет) и по мере накопления опыта участвовали в создании приданого, которое включало вышитые элементы одежды, постельное бельё, а также ленты для стягивания постели (башк. «тартҡы», «түшәк тартмаһы»). Использование перевязочных лент для постели как элемента традиционного быта было характерно для юго-востока Башкортостана. При этом использовались различные названия: «түшәк тартмаһы», «тартҡы» (Абзелиловский, Белорецкий районы) и «ҡаралды тартҡыһы» (Баймакский район).Справочная информацияОписание
В начале XX века этнограф С.И. Руденко зафиксировал особенности убранства
башкирского дома, отметив, что вдоль боковых стен на нарах размещались сундуки
с различными предметами быта. Поверх сундуков формировалась сложная композиция
из войлоков, ковров, подушек и перин (башк. «түшәк»), которую исследователь
назвал «горой». Для закрепления этого сложного комплекса использовалась широкая
лента (башк. «түшәк таҫмаһы»), которая перетягивала и фиксировала всю конструкцию у стены. В исследовании С. Шитовой «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани южных
башкир» перетяжка-лента («урын тартма», «тарткы») рассматривается как важный
элемент традиционного свадебного обряда. В частности, отмечается, что
перетяжки-ленты занимали особое место в наборе свадебных вещей. В XX веке их
использовали для украшения постели, сложенной на нарах в жилище. Кроме того, во
время свадебной церемонии ленты перекидывались через коврик на седле или попону
на крупе коня невесты, символизируя её отъезд на новое место жительства. В работе Р. А. Султангареевой «Башкирская юрта: традиции установки
убранства и культура поведения» подробно описывается элемент убранства юрты —
плоская, богато орнаментированная лента «ҡаралды тартҡыһы» (шириной 10–12 см),
предназначенная для стягивания постели. Автор подчёркивает, что эта лента,
помимо практической функции, имела сакральное значение, оберегая жилище от
негативных сил с помощью вышитых родовых тамг и знаков. Искусно вышитая лента
служила показателем мастерства и таланта девушки или женщины, занимавшейся
рукоделием. Техники/Технологии, связанные с объектом
Согласно
описанию Шитовой С.Н. в основе перевязи лежала полоса красного сукна (длина -
1,5 м, ширина – 15-17 см) к которой прикреплялась более узкая полоса из
вышитого бархата (черного или цветного). Вышивка выполнялась разноцветным
шелком и тонким гарусом. Дополнительными декоративными элементами служили
монеты, кораллы, позумент и птичьи пушки. Лента окаймлялась широкой полосой с
бисером, бусами и шерстяными кистями. Начало ленты оформлялось полувалом,
напоминающим девичий позатылень (башк. елкәлек), а заканчивалась лента бахромой. В рамках
мастер-классов по изготовлению тарткы, организованных Народной студией башкирского
народного костюма «Селтэр» Республиканского центра народного творчества, своим
опытом поделилась Хайретдинова Фатима Салаватовна, уроженка деревни Ташбулатово
Абзелиловского района. По ее воспоминаниям, в детстве она часто видела тарткы в
домах своих бабушек, что свидетельствует о широком распространении этого
элемента декора в прошлом. По ее словам, тарткы выполнял несколько важных функций: служил украшением
убранства, был оберегом для семьи и свидетельствовал о ее достатке.
Использование дорогих материалов и большая длина тарткы указывали на высокое
благосостояние семьи. Для создания перевязи мастерица использует натуральные материалы, такие как
сатин и мулине. Размеры изделия составляют 126 см в длину и 12 см в ширину.
Орнаменты выполняются тамбурным швом. Фатима Салаватовна, происходящая из рода
Кубаляк (Бабочка), выбрала для украшения тарткы символические орнаменты в виде
бабочки и солнца. При создании
тарткы мастерица Айгуль Валеева использует технику счетной вышивки, которая,
исторически связана с использованием домотканых материалов. Эта техника,
основанная на подсчете нитей ткани, позволяла создавать геометрические
орнаменты, включающие квадратные и ступенчатые фигуры. В прошлом мастерицы
копировали работы других вышивальщиц, а в настоящее время используют схемы на
клетчатой бумаге. Зулейха
Рыскулова, уроженка д. Кусимово Абзелиловского района и участница Народной
студии башкирского народного костюма «Селтэр», рассказывает о способах передачи
узоров для тарткы в прошлом. По ее словам, мастерицы копировали узоры друг у
друга, накладывая ткань на готовый образец, обводя контур мылом, а затем
вышивая орнамент. В ее семье тарткы, хранящиеся у бабушек, украшались 22
кускарными фигурами. Она
полагает, что особую роль перевязь играла во время переездов на летние пастбища
(башк. «йәйләү»): во-первых, служила для закрепления постели во время
транспортировки, а во-вторых, помогала невесткам обозначить свои вещи в общей
юрте. Фаниса Мингалимова,
уроженка деревни Староакташево Кармаскалинского района, поделилась воспоминаниями
о процессе изготовления тарткы, за которым она наблюдала в детстве. Она
отметила, что семьи с небольшим достатком изготавливали перевязи из лоскутков
ткани (башк. «ҡорама») или использовали их в качестве основы. Ее тарткы длиной 185 см
украшен кускарными орнаментами, которые повторяются в виде завитков. Вышивка
отличается красочной палитрой, включающей красный, желтый, зеленый и другие
цвета. Завершают композицию бахромой, по краям тарткы пришиты кисточки (башк. «суҡ»). Источники сведений
Интерес к перевязи-тарткы в контексте башкирской культуры отражён в трудах
различных исследователей. В начале XX века С. И. Руденко описал устройство и
интерьер башкирского жилища, упомянув этот предмет. Подробная техника
изготовления тарткы представлена в работах С.Н. Шитовой, А. Янбухтина в книге
«Народные традиции в убранстве башкирского дома» также уделяет внимание этому
элементу традиционного быта. Кроме того, ранние образцы тарткы из села Тупаково
Абзелиловского района (датируемые концом XIX — началом XX вв.) хранятся в
коллекции Венгерского этнографического музея. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Народная студия башкирского народного костюма «Селтэр» ГБУК РБ РЦНТ, мастерицы Хайретдинова Ф., Валеева А., Мингалимова Ф., Рыскулова З.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная. |