Лента - перетяжка постели у башкир (башк. тартҡы, түшәк тартмаһы)

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-017
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Простота техники и отсутствие необходимости в специальном оборудовании сделали вышивку важным видом женского рукоделия у башкир, более популярным, чем ткачество. Девочки начинали учиться вышивать в раннем возрасте (8-10 лет) и по мере накопления опыта участвовали в создании приданого, которое включало вышитые элементы одежды, постельное бельё, а также ленты для стягивания постели (башк. «тартҡы», «түшәк тартмаһы»). Использование перевязочных лент для постели как элемента традиционного быта было характерно для юго-востока Башкортостана. При этом использовались различные названия: «түшәк тартмаһы», «тартҡы» (Абзелиловский, Белорецкий районы) и «ҡаралды тартҡыһы» (Баймакский район).

Справочная информация

Описание

В начале XX века этнограф С.И. Руденко зафиксировал особенности убранства башкирского дома, отметив, что вдоль боковых стен на нарах размещались сундуки с различными предметами быта. Поверх сундуков формировалась сложная композиция из войлоков, ковров, подушек и перин (башк. «түшәк»), которую исследователь назвал «горой». Для закрепления этого сложного комплекса использовалась широкая лента (башк. «түшәк таҫмаһы»), которая перетягивала и фиксировала всю конструкцию у стены.

В исследовании С. Шитовой «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани южных башкир» перетяжка-лента («урын тартма», «тарткы») рассматривается как важный элемент традиционного свадебного обряда. В частности, отмечается, что перетяжки-ленты занимали особое место в наборе свадебных вещей. В XX веке их использовали для украшения постели, сложенной на нарах в жилище. Кроме того, во время свадебной церемонии ленты перекидывались через коврик на седле или попону на крупе коня невесты, символизируя её отъезд на новое место жительства.

В работе Р. А. Султангареевой «Башкирская юрта: традиции установки убранства и культура поведения» подробно описывается элемент убранства юрты — плоская, богато орнаментированная лента «ҡаралды тартҡыһы» (шириной 10–12 см), предназначенная для стягивания постели. Автор подчёркивает, что эта лента, помимо практической функции, имела сакральное значение, оберегая жилище от негативных сил с помощью вышитых родовых тамг и знаков. Искусно вышитая лента служила показателем мастерства и таланта девушки или женщины, занимавшейся рукоделием.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Согласно описанию Шитовой С.Н. в основе перевязи лежала полоса красного сукна (длина - 1,5 м, ширина – 15-17 см) к которой прикреплялась более узкая полоса из вышитого бархата (черного или цветного). Вышивка выполнялась разноцветным шелком и тонким гарусом. Дополнительными декоративными элементами служили монеты, кораллы, позумент и птичьи пушки. Лента окаймлялась широкой полосой с бисером, бусами и шерстяными кистями. Начало ленты оформлялось полувалом, напоминающим девичий позатылень (башк. елкәлек), а заканчивалась лента бахромой.

В рамках мастер-классов по изготовлению тарткы, организованных Народной студией башкирского народного костюма «Селтэр» Республиканского центра народного творчества, своим опытом поделилась Хайретдинова Фатима Салаватовна, уроженка деревни Ташбулатово Абзелиловского района. По ее воспоминаниям, в детстве она часто видела тарткы в домах своих бабушек, что свидетельствует о широком распространении этого элемента декора в прошлом. По ее словам, тарткы выполнял несколько важных функций: служил украшением убранства, был оберегом для семьи и свидетельствовал о ее достатке. Использование дорогих материалов и большая длина тарткы указывали на высокое благосостояние семьи. Для создания перевязи мастерица использует натуральные материалы, такие как сатин и мулине. Размеры изделия составляют 126 см в длину и 12 см в ширину. Орнаменты выполняются тамбурным швом. Фатима Салаватовна, происходящая из рода Кубаляк (Бабочка), выбрала для украшения тарткы символические орнаменты в виде бабочки и солнца.

При создании тарткы мастерица Айгуль Валеева использует технику счетной вышивки, которая, исторически связана с использованием домотканых материалов. Эта техника, основанная на подсчете нитей ткани, позволяла создавать геометрические орнаменты, включающие квадратные и ступенчатые фигуры. В прошлом мастерицы копировали работы других вышивальщиц, а в настоящее время используют схемы на клетчатой бумаге.

Зулейха Рыскулова, уроженка д. Кусимово Абзелиловского района и участница Народной студии башкирского народного костюма «Селтэр», рассказывает о способах передачи узоров для тарткы в прошлом. По ее словам, мастерицы копировали узоры друг у друга, накладывая ткань на готовый образец, обводя контур мылом, а затем вышивая орнамент. В ее семье тарткы, хранящиеся у бабушек, украшались 22 кускарными фигурами. Она полагает, что особую роль перевязь играла во время переездов на летние пастбища (башк. «йәйләү»): во-первых, служила для закрепления постели во время транспортировки, а во-вторых, помогала невесткам обозначить свои вещи в общей юрте.

Фаниса Мингалимова, уроженка деревни Староакташево Кармаскалинского района, поделилась воспоминаниями о процессе изготовления тарткы, за которым она наблюдала в детстве. Она отметила, что семьи с небольшим достатком изготавливали перевязи из лоскутков ткани (башк. «ҡорама») или использовали их в качестве основы. Ее тарткы длиной 185 см украшен кускарными орнаментами, которые повторяются в виде завитков. Вышивка отличается красочной палитрой, включающей красный, желтый, зеленый и другие цвета. Завершают композицию бахромой, по краям тарткы пришиты кисточки (башк. «суҡ»).

Источники сведений

Интерес к перевязи-тарткы в контексте башкирской культуры отражён в трудах различных исследователей. В начале XX века С. И. Руденко описал устройство и интерьер башкирского жилища, упомянув этот предмет. Подробная техника изготовления тарткы представлена в работах С.Н. Шитовой, А. Янбухтина в книге «Народные традиции в убранстве башкирского дома» также уделяет внимание этому элементу традиционного быта. Кроме того, ранние образцы тарткы из села Тупаково Абзелиловского района (датируемые концом XIX — началом XX вв.) хранятся в коллекции Венгерского этнографического музея.

Лица, имеющие отношение к ОНКН
Народная студия башкирского народного костюма «Селтэр» ГБУК РБ РЦНТ, мастерицы Хайретдинова Ф., Валеева А., Мингалимова Ф., Рыскулова З.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Предметы, связанные с объектом

Сатин, иголка, нити, мулине.

Современное бытование

Аутентичная форма. Район распространения – юго-восточные районы Республики Башкортостан.

Формы сохранения и использования объекта

Народная студия башкирского народного костюма «Селтэр» Республиканского центра народного творчества проводит мастер-классы по изготовлению тарткы.

Источники информации

Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

Султангареева Р. А. «Башкирская юрта: традиции установки убранства и культура поведения»

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). – Уфа: Китап, 2006.

Янбухтина А. Народные традиции в убранстве башкирского дома.


Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Бытовая, наследственная.