![]() Башкирский народный танец «Салыр» (башк. «Салыр/Ритәтүк») в д. Кильдигулово Бурзянского района Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-016
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
ОписаниеВ 2025 году отделом по работе с нематериальным этнокультурным достоянием Республиканского центра народного творчества Республики Башкортостан в д. Кильдигулово Бурзянского района был зафиксирован народный танец «Салыр». Деревня Кильдигулово, расположенная вдоль реки Сарагы, была основана в середине XIX века башкирами, выходцами из деревни Абдулмамбетово 2-е Карагай-Кыпсакской волости. Основателем поселения считается Кильдигул Ибрагимов, участник Отечественной войны 1812 года, чьи сыновья (Абдулвахит, Сайфулла, Ягуда, Гайнулла) также упоминаются в исторических документах. В 1866 году в деревне насчитывалось 23 домохозяйства с общей численностью населения 152 человека. Основными занятиями жителей были скотоводство и земледелие. В деревне Кильдигулово работает народный фольклорный ансамбль «Умырзая» под руководством Исхаковой Резиды Галимьяновны, удостоенный звания «народный» в 2015 году. В репертуаре коллектива особое место занимает женский танец «Салыр», исполняемый с 1950-х годов.Справочная информацияОписание
Танец посвящён матерям, которые в тяжёлые годы голода и войны добывали пищу
для своих детей, выкапывая съедобные корни растений с помощью орудия труда под
названием «салыр» (деревянная лопата с железным наконечником). Орудие,
получившее название в танце, было важным элементом крестьянского быта и
использовалось для добычи съедобных корней, таких как бубенчик лилиелистный и
саранка (башк. «әтлек», «һарына»). По воспоминаниям местных
жительниц Гульнур Исхаковой (Карамышевой) (1939 г.р.) и Галимы Фаваризовны Шарафуллиной (1940 г.р.), в
начале XX века, когда голод был частым явлением, корни диких растений становились
важнейшим источником пропитания для местного населения. Танец «Салыр» — это дань уважения отважным матерям, которые, несмотря на
голод и изнеможение, находили в себе силы идти в поле и отыскивать съедобные
корни, чтобы спасти своих детей от голодной смерти. Важно отметить, что техника
исполнения танца передавалась из поколения в поколение, обеспечивая сохранение
этой важной части нематериального культурного наследия. Техники/Технологии, связанные с объектом
Описание
структуры и хореографии танца «Салыр» (на основе фольклорной экспедиции): Танец
«Салыр», записанный в исполнении Народного фольклорного ансамбля «Умырзая», представляет собой женский
хороводный танец, имитирующий процесс добывания пропитания с использованием
традиционного орудия труда — «салыра» (деревянной лопаты с железным
наконечником). Композиционно танец состоит из нескольких эпизодов, объединённых
общей сюжетной линией. Экспозиция: Танец начинается с построения участниц в полукруг. Развитие действия: появление двух исполнительниц, сопровождаемое дробным ритмическим рисунком
(«тыпырлау»), символизирует возвращение женщин с промысла. Последующий диалог
между исполнительницами и остальными участницами является вербальным элементом,
раскрывающим сюжет и обстоятельства действия. После словесного обмена участницы
объединяются в хоровом пении, что знаменует переход к основной части танца. 1.Салыр, салыр Салырымды алырмын Эшкә барған саҡтарымда Әттек һарна ҡаҙырмын 2.Салыр, салыр Салырымды алырмын Эшкә барған саҡтарымда Әттек һарна ашармын. 3.Салыр, салыр Салырымды алырмын Балаларға әттек һарна Ҡаҙып алып ҡайтырмын 4.Етәкселәребеҙ беҙҙе Салырҙарҙы ҡуйҙыра Салырҙарҙы ҡуйыуҙар юҡ Ул бит беҙҙе туйҙыра 5.Һуғыш бөткәс алла бирһа Икмәк ашап туйырбыҙ Әсәйҙәргә салырҙарҙан Һәйкәл ҡойоп ҡуйырбыҙ. Кульминация: участницы выполняют «переменный ход» по кругу, что является
распространённым типом движения в башкирских хороводах. Подбор «салыра»
символизирует переход к основной деятельности — добыче корней растений.
Исполнение дроби (башк. «тыпырылау») полукругом с одновременным покачиванием
«салыра» из стороны в сторону имитирует процесс выкапывания корней. Затем
происходит повторение «переменного шага» по кругу с подъёмом «салыра» к центру,
которое трактуется как возведение памятника отважным матерям. Этот комплекс движений
повторяется трижды. Завершение: Поворачиваясь направо, участницы покидают сценическое пространство. Современное бытование
Аутентичная форма. Район
распространения – д. Кильдигулово Бурзянского района Республики Башкортостан. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Народный фольклорный ансамбль "Умырзая" д. Кильдигулово Бурзянского района РБ, художественный руководитель Исхакова Резида Галимьяновна.
Организации, имеющие отношение к ОНКН
ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
На базе сельского дома культуры
функционирует народный фольклорный ансамбль «Умырзая» под руководством
Исхаковой Резиды Галимьяновны. В репертуаре ансамбля – танец «Салыр», с которым
коллектив активно выступает на республиканских и районных фольклорных
праздниках. |