![]() Изготовление накосника (баш. «сәсмәүер») у юго-восточных башкир Категория объекта:
Изготовление предметов традиционного костюма
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-008
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеНакосник – часть женского головного убора, который применялся для украшения косы. Он являлся обязательным элементом головного убора девушек брачного возраста и молодых женщин. Внешне накосник имеет вид косоплётки (несколько низок бусин, обойм, как правило, с шумящими привесками на концах), либо полосы ткани или чехла, скрывающего косу с нашитыми бусами, бляшками, монетами и т.д.Справочная информацияОписание
Накосник был
широко распространён среди народов Евразии – от просторов Поволжья на восток и
вплоть до южных границ Центральной Азии. Первые упоминания о накоснике относятся
ко второму тысячелетию до нашей эры. У башкир, как и у многих других народов,
украшения имели глубокий символический смысл. Они часто выполняли функции
амулетов и оберегов. Большинство украшений данной
группы представляли собой украшения из нашитых на ткань кораллов, монет,
раковин, бисера, серебряных монет, ювелирных изделий: нагрудники (селтәр, hаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү), наспинники (инhәлек), перевязи (әмәйҙек, дәүәт, хәситә), накосники (ҡаралыҡ, сәсмәү, сәстәңкэ, арҡалыҡ, сәсҡап, сәс үргес), сплетенные из бус и кораллов сетки, пелерины, ожерелья. Составные украшения в значительной мере определяли территориальные
различия в башкирском народном костюме. При изготовлении украшений предпочтение
отдавалось серебру и кораллам. Использовались также сердолик, бирюза,
перламутровые пластинки, морские раковины каури, золотистый и коричневый янтарь, бисер, красное, зеленое, голубое
шлифованное стекло. Выбор материалов для украшений определялся глубокой верой в их
магические свойства. Серебро считалось наделённым мощной защитной силой, способной
очищать и отгонять злых духов. Его звонкий блеск воспринимался как средство
отпугивания недобрых сил, поэтому костюм украшали многочисленные серебряные
подвески, создающие мелодичный перезвон. Коралловые вставки символизировали
плодородие и богатство, обещая своим владельцам процветание и изобилие. Среди полудрагоценных камней особое место занимал сердолик,
который издавна ассоциировался с радостью и счастьем. Эта традиция пришла с
Востока, где сердолик почитался как камень удачи. Для защиты от сглаза
использовались белые раковины-каури, добываемые у берегов Индийского океана и
доставляемые через торговые пути в Европу и Азию. В книге «Декоративное творчество башкирского народа» приводится следующее
описание украшений для кос башкирских девушек: «Головной убор у девушек был не
всегда обязательным; главное внимание у них уделялось убранству волос. Даже
самые обычные из косоплеток – шерстяные шнуры и узорчатая тесьма с кистями –
выявляли прирожденный вкус их владелиц. Существовали косники обрядового
значения. Один из них (сэсмау), характерный для юго-восточных башкир, состоял
из кожаного треугольника, от которого спускались семь снизок бус, скрепленных в
нескольких местах металлическими пластинками, заканчивающихся внизу бахромой и
бубенчиками. При изготовлении косника использовались бусы семи цветов; они
нанизывались таким образом, что при соединении снизок образовывали мозаику из
разноцветных квадратов. Девичья косоплетка прикреплялась на
затылке к особому украшению – елкэлек (елкэлек, елкэмес). В простейшем варианте
это была металлическая, круглая или овальная, бляха с ушком на обратной
стороне, через которое продевался косный шнурок. Старинный елкэлек представлял
собой обтянутую красной тканью кожаную основу полуовальной (в других случаях –
треугольной или прямоугольной) формы, зашитую кораллами, разноцветным бисером,
мелкими монетками. На некоторых украшениях, выполненных более двух веков назад,
голубые стекла в серебряной оправе, прикрепленные на месте глаз, и сердолик на
месте рта напоминают демоническую маску; бахрома по низу воображаемого лица
дополняет впечатление бороды неведомого грозного существа, призванного, надо
полагать, отпугивать злых духов. Древний смысл украшения такого рода станет
понятным, если учесть, что носили его девушки, вступившие в возраст невесты. В
северных районах Башкирии в старину было известно еще одно украшение – сэскап (башк.
«сәсҡап»), название которого буквально переводится «коробка, футляр для волос».
В далеком прошлом это действительно
был футляр, но до нас украшение дошло в несколько измененном виде. Как правило,
это была полоса плотной ткани в ладонь шириной, которая закреплялась на голове
с помощью ободка и прикрывала косу сверху. В верхней части накосника помещалась
изящная бляха с крупной цветной вставкой; ниже располагались два-три
вертикальных ряда монет. Ажурные серебряные подвески (сулпы), прикрепленные к
низу украшения, издавали при каждом движении мелодичный звон. Еще в XIX – начале
XX в. этот накосник был обязательным в праздничном костюме девушек и молодых
женщин[1]. Различают следующие виды накосных
украшений: сәсмәү, ҡаралыҡ, сәстәңкә и сулпы. Ҡаралыҡ – это косник, состоящий из плетеных шнуров или тесемок с кистями из разноцветной шерсти на концах. Носили его девушки. Старые женщины прикрепляли такой же косник, но с черными кистями. В южной Башкирии и восточном Зауралье были широко распространены сәсмәү – косники из снизок бус на нитях, перехваченных в двух-трех местах свинцовыми или кожаными пластинками с кисточками на концах. Наиболее распространены были сәстәңкә – ременные шнурки с монетами на концах. Наконец, молодые девушки и женщины очень часто носили в косах сулпы –подвески из филигранных блях со вставками сердолика или цветного стекла, с подвесками из монет. Такие подвески могли составляться только из одних монет – тәңкә сулпы. В северо-западной Башкирии к основанию косы прикрепляли длинную полосу ткани с нашитыми монетами и подвесками (сәсҡап). В настоящее время многие
украшения для кос совершенно вышли из употребления. Лучше всего они сохранились
в восточной части Башкирии и в челябинском Зауралье. Здесь пожилые и среднего
возраста женщины вплетают в косы шнуры с монетами на концах, а также различные
подвески из монет и ажурных блях. В юго-восточных районах Башкирии пожилые
женщины иногда вплетают в косы длинные полосы ткани с нашитыми на них монетами. [1] Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа, 1979. – С. 85-86. Техники/Технологии, связанные с объектом
Для изготовления накосника необходимы тесьма
или лента, бусы, монеты, кусок кожи, иголка, нитка и ножницы. Тесьму можно приготовить из косой бейки. Но одну сторону тесьмы пришиваем 2-3 монеты, можно еще пару бус. На
другой конец пришиваем кусок кожи прямоугольной или трапецевидной формы. Её можно украсить ракушкой или бусами.
Далее из этого куска кожи нам нужно спустить нити, в зависимости от длины
волос. На эти нити мы собираем бусы. Нити могут состоять из нескольких рядов,
желательно от 3 до 7. Допустим, мы решили собрать 5 рядов, для этого нам будет удобней собрать 5 нитей с иголками, и
мы их закрепляем на коже и на каждую нить будем собирать бусы. Бусы можно
использовать разных цветов, только все должны быть на одном уровне. Нужно
помнить, что все нити должны быть одинаковой длины, бусы можно внизу
использовать покрупнее, чем выше, тем меньше. Так будет смотреться красивее. Таким образом, в завершении можно на концах накосников пришить монеты
или кисти. При движении монеты будут издавать красивый звук. Издавна накосники были использованы не только для красоты, это еще и
очень удобно использовать как аксессуар для волос. Нередко можно наблюдать, как танцоры пришивают накосники к поясу, либо используют вместо пояса. Это в корне неправильно. Накосники украшают именно волосы девушек, собирают их в косу. С помощью накосника две косы переплетают в одну, перекрещивая их между собой.
Этот метод применялся для девушек с
длинными волосами. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО:
Гайнуллина Асия Султановна Тип ответственности: информант. Место работы/Адрес: г. Сибай Гайнуллина
А. С. является
создателем и руководителем школы сэсэнов «Урал батыр», единственной в своем
роде в Башкортостане. Уже много лет она преподает эпосоведение, этнографию и
технику исполнения в этнохудожественном отделении Сибайского колледжа искусств
им. К.А. Валеева. Также она является основателем Народной студии
декоративно-прикладного искусства и красоты «Ете кыз», этнической группы «Талир
тенкә» и
общественной организации совета старейшин женщин «Ағинәйҙәр ҡоро» города Сибая. После окончания БГПИ
(1978) работала учителем в школах Хайбуллинского района, различных
образовательных учреждениях г. Сибая. Организовала персональные выставки работ
по войлоку, лоскутному шитью, женскому национальному костюму в республике, по
России и Турции. А.С. Гайнуллина вносит весомый вклад
в сохранение, развитие и пропаганду башкирского сказительского искусства,
оказывает методическую помощь башкирам, проживающим в различных регионах РФ. За
свою работу неоднократно поощрялась благодарственными письмами и почетными
грамотами. В 2014 году ей присвоено почетное
звание «Заслуженный работник культуры РБ». В
2017 году за многолетний плодотворный труд она удостоилась премии правительства
РФ «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура». ФИО:
Гайнуллина Минзиля Ишбулатовна Тип ответственности: информант. Место работы/Адрес: г. Сибай Гайнуллина Минзиля Ишбулатовна с 2020 года работает в МБУК «Центр
народной культуры и досуга», является руководителем народной студии этнографии
и декоративно-прикладного творчества
«Ете ҡыҙ», клубов ДПИ «Оҫтабикә» и «Бусинка». Минзиля Ишбулатовна руководитель с высоким творческим потенциалом,
имеет хорошую теоретическую и методическую подготовку. Активно принимает
участие в городских, Республиканских конкурсах, семинарах, выставках. Гайнуллина М.И. награждена Почетной грамотой Исполнительного комитета
международного союза общественных объединений «Всемирный Курултай (Конгресс)
башкир» (2019г.), Почетной грамотой МКУ «Управление культуры» ГО г.Сибай РБ
(2022г.), Почетной грамотой Администрации ГО г.Сибай РБ (2023). Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование:
ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: отдел нематериального этнокультурного достояния Тип
ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2 Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центр
народной культуры и досуга» г. Сибай
Предметы, связанные с объектом
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Накосники на данный момент восстанавливаются, используются во время
выступления танцевальными коллективами, в выставках ДПИ и мастер-классах. Исключительность/ценность Косоплетки у башкирских женщин занимали особое место в
традиционной культуре и были важным элементом национального костюма.
Уникальность их
заключалась в значении, разнообразии форм и способов плетения, а также в
символике, связанной с ними. Сейчас ведется
работа по восстановлению этого аксессуара. Образцами для реконструкции служат
экспонаты районных и городских музеев, а также Национального музея Республики
Башкортостан. Способы передачи традиции Естественная передача. Применяется во время обучения студентов этнохудожественного
отделения, и мастер-классов в учреждениях культуры, а также в танцевальных коллективах. Форма бытования Аутентичная |