![]() Народная игра оренбургских башкир «Кукушка» Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
26.03.2025
Номер объекта:
19-003
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеИгра «Кукушка» – это старинная башкирская игра, в которой парни незаметно подкладывают яйца за спины сидящим девушкам. Цель игры – угадать количество спрятанных яиц, прокуковав нужное число раз. Если девушка ошибается, ей назначается шуточное наказание. Успех в игре вознаграждается подарком, в том числе кольцом, символизирующим выбор невесты. В игре отражаются традиции брачных обрядов и народные поверья, связанные с кукушкой.Справочная информацияОписание
Игра – один из древнейших архетипических кодов, отражающих народное
мировоззрение, традиционную культуру и историю. Каждый элемент игрового
комплекса (предмет, действие, слово, правила, нормы, запреты, напев, наказ,
награда) несёт в себе собственный мифозамысел, обладает самостоятельной
глубинной семантикой и функцией. В своей совокупности игра – это первородный
способ освоения жизненных ситуаций и обучения, модель преодоления страха,
закалки воли, физического и умственного развития, созидательный акт включения
человека в культурное пространство. Феномен игры возник не как развлечение, а
как инструмент приобретения опыта и навыков познания жизни и природы. Игра «Кукушка», записанная Р. А.
Султангареевой во время фольклорно-этнографической экспедиции в 2024 году от
Флюры Агишевой (1948 г.р.) в деревне Колманово (Карьяпово) Красногвардейского
района, оказалась редкой находкой. В записанном образце игры «Кукушка» уникальна сохранность древних
компонентов и замыслов. Структура игры отражает архаические верования о вещей
птице, идеи умилостивления, приметы о плодородии и укреплении брачных уз. Этот
комплекс, некогда имевший характер сакрального ритуала, вероятно, был частью
мировоззренческого поля праздника «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Ритуалы,
празднества и целительские действа старались проводить в период кукования вещей
птицы. В действиях прослеживаются идеи избегания одиночества, обретения
покровительства тотемной птицы, повышения женского плодородия и ответственности
за семью. Со временем обряд и игра приобрели более развлекательный характер, но
по-прежнему связаны с брачными узами и обучением девушек заботе о детях. Техники/Технологии, связанные с объектом
В игре участвуют молодые девушки («кукушки-самки»),
сидящие в кружке, и парни («кукушки-самцы»), которые стоят рядом и наблюдают.
Один из парней бегает позади девушек, улучая момент, чтобы подложить вареное
яйцо за спину одной из них. Другой парень крадет это яйцо и подкладывает другой
девушке (или имитирует это действие). Девушки не видят, что происходит за
спиной. Следующий парень тоже незаметно кладет яйцо за ту же девушку. Таким
образом, за одной девушкой может оказаться три или четыре яйца. Парни спрашивают: - Кәкүк! Күкәйең ҡайҙа? (Кукушка! Где твое яйцо?) Девушка отвечает: - Миндә! (У меня!) - Күкәй һиндә юҡ! (Неверно, у тебя нет яйца!) В этом случае незадачливую «кукушку» наказывают:
«Спой!», «Спляши!», «Поцелуй меня!», «Назови любимого!» и т.д. После выполнения
наказания девушка возвращается на свое место. Парни снова громко задают вопрос: - Кәкүк! күкәйең ҡайҙа? Если девушка правильно угадала количество яиц, она
должна прокуковать столько раз, сколько яиц ей положили. - Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! После этого выполнившей задание девушке парень дарит
косынку, платок, а иногда и серебряное кольцо. Информанты пояснили, что раньше в деревне жил мастер
Гиззат-агай, который из серебряных монет изготавливал красивые кольца. У него
было свое сверло, с помощью которого он дырявил монету, а затем отбивал её
тяжелым молотом (башк. «көмөш йөҙөк ҫуға ине»). Одаривая
девушку кольцом, парень иногда сразу объявлял о том, что избрал её в жены: «Вот
так!» Все в этот момент кричат: «О-о-о-! Кукушка нашла свое яйцо!» («Кәкүк
күкәйен тапты!»). Выражая свою радость, девушка пела или танцевала, подражая
движениям птицы. По окончании игры все яйца нужно было съесть без остатка,
затем танцевали и веселились. В мировой
мифологии кукушка - сакрализованная птица, которая обладает как негативной, так
и позитивной символикой. В народной памяти до сих пор сохраняется множество
верований: «Пролетая, кукушка кукует в деревне – быть пожару», «Кукует на
дереве в саду – к гибели хозяина, сплетням и наговорам». С другой стороны,
приезд невесты в дом
жениха во время кукования – «значит, чистая и благородная жена», усаживание
птиц на вывод цыплят – «будет хороший выводок», «услышать правым ухом первый
весенний зов кукушки – к благодатному году» и т.д. Современное бытование
Оренбургская
область (Переволоцкий район). Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Султангареева Розалия Асфандияровна
(1955 г. р.) Тип ответственности:
Исследователь, соавтор Место работы/Адрес:
Заслуженный
работник культуры Башкирской АССР (1990), доктор филологических наук (2003),
член Союза писателей (2005). В 1977 году окончила БГПИ. С 1982
года работает в ИИЯЛУНЦ РАН: с 1991 г.– старший научный сотрудник, с 2003 г. – ведущий научный сотрудник, с 2007 г. – главный научный сотрудник. С 2022 г. – руководитель научно-исследовательского центра факультета
башкирской филологии ФГБОУ ВО “БГПУ им. М. Акмуллы”. г. Уфа, ул. Окт. Революции, 10,
каб. 212
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и
фиксации традиции. Форма бытования Сегодня
башкирские народные игры бытуют и в аутентичной, и в реконструированной форме,
взрослыми возвращаются (если какие-то
виды забыты) в традиционную среду. Также в целях бытования широко
демонстрируются в сценической форме в исполнении различных фольклорных
ансамблей (сегодня фольклорные ансамбли действуют силами энтузиастов на селе, а
также в школьных кружках и конкурсах). Исторический аспект О башкирских народных играх упоминают в своих записях
известные учёные-путешественники XVIII века: П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, В. И.
Даль и др. На самобытный характер игр башкирского народа (как
детских, так и взрослых) обратил внимание И. И. Лепёхин (XVIII в.). В своих
«Дневных записках…» он, описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и
воспитание соколов, а также некоторые другие развлечения взрослых, делает
примечательный вывод: «Впрочем, всякому видно, что их забавы весьма сходны с их
образом жизни». Учёные XVIII века подробно описывали башкирские
игрища. Однако в этих материалах речь идёт преимущественно о развлечениях
взрослых, которые были самобытными и тем самым привлекали внимание. И
только Д. П. Никольский вкратце описывает развлечения детей, отмечая, что они
не отличаются замысловатостью и в большинстве своём подражают взрослым, а
некоторые игры, по его мнению, несут в себе следы архаики. Д. П. Никольский
выделяет зимние и летние игры, а также отмечает возрастной характер игр. В трудах С. И. Руденко можно найти более подробное
описание детских игр. На протяжении многих лет он собирал этнографические,
антропологические, фольклорные и лингвистические данные, обобщённые в
фундаментальной монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки». С.
И. Руденко поставил перед собой цель тщательно изучить самобытную культуру башкирского
народа. Он описывает игры, начиная с младенческого возраста. Исследователь
обращает внимание на многие моменты: половозрастной состав участников, характер
игры, игровые предметы и сами игрушки. В изучение детского башкирского фольклора, в частности
детских национальных игр, большой вклад также внесли известные учёные С. Г.
Рыбаков, Л. И. Нагаева, Л. Г. Антонова, И. Г. Галяутдинов, Р. А. Султангареева,
А. М. Сулейманов, Н. Д. Шункаров, Г. Р. Хусаинова, Г. Р. Шагапова, Н. А.
Хуббитдинова, Г. В. Юлдыбаева и др. |