Целительские практики у юго-восточных башкир: вправление суставов, костоправство Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-020
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Гульназ Баймурзина (г. Баймак, 2024)Размер файла: 809.4 MБ Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Гульсум Асадуллина (Абзелиловский район, д. Ишбулдино, 2024 г. ).Размер файла: 250.5 MБ Мнение врача-остеопата, невролога, врача ЛФК Нуруллиной Г. И. о практике народного целительства (Уфа, 2024)Размер файла: 55.7 MБ Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Рауиля Биктимирова (78 лет). Баймакский район, д. Юмашево 2024 г.ОписаниеПравление суставов (или костоправство) – это традиционная методика лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которая существует во многих культурах мира, включая культуру башкир. Эта традиция имеет глубокие корни и связана с народной медициной, основанной на опыте и знаниях, передаваемых из поколения в поколение.Справочная информацияОписание
Основным термином, употребляемым для обозначения
категории народных целителей,
в башкирском языке является слово “имсе” – знахарь,
врачеватель, лекарь, заклинатель. Кроме “имсе”, в народной медицине башкир рассматриваются
и другие названия знахарей: “өшкөрөүсе” – знахарь, который исцеляет
нашептыванием; “һапылдатыусы” – знахарь, который лечит
похлопыванием ладонью по груди и спине; “быуын ултыртыусы” – костоправ
и др., которые являются специалистами узкого профиля [1].
Народными
врачевателями чаще всего становились люди пожилого и преклонного возраста,
умудренные житейским опытом. Правда, встречались и молодые – обычно дети, или
близкие родственники врачевателей. Лечебная практика средствами эмпирической
медицины обычно была уделом женщин. Однако имелись и мужчины, например,
костоправы, специалисты по обрезанию и пр. [2]. Костоправы
у башкир всегда пользовались особым уважением и считались народными целителями.
Их мастерство заключалось в умении восстанавливать функции суставов и
позвоночника путем манипуляций с костями и мышцами. Свои знания и навыки они
передают часто внутри одной семьи. По
мнению исследователя народной медицины курганских башкир З. И. Минибаевой, «медицинские
знания передавались знахарям разными путями: одни получали их непосредственно
по наследству или от других знахарей; другие – пережив летаргический сон;
третьи – от духов предков; четвертые – во время сна на кладбище от духов
покойных» [3]. З. И.
Минибаева костоправов относит ко второй группе знахарей-специалистов, которые
в основном используют рациональные способы и средства лечения болезней.
Целителей этой группы составляют повитухи (кендекәй), костоправы
(быуын ултыртыусы), травники (лекарь), а также специалисты по
обрезанию мальчиков (баба) [4]. Сами
костоправы делятся на 2 категории: костоправы,
которые вправляют, разминают, выправляют, а также костоправы, которые растирают, массируют, натирают. Действия костоправов сопровождаются заговорами и
молитвами. Заговоры в своей основе состояли из молитвенных обращений к
Богу и святым угодникам, как целителям. Но в целом у каждого врачевателя был
свой стиль, и каждый из них в своей практике опирался на навыки, знания,
методы, полученные в процессе обучения, и наработанные в своей практической
деятельности. Для
восстановления функций суставов и позвоночника костоправы используют различные
методы. Во-первых, это мануальная терапия: В основе этой практики лежит работа с суставами и
мышцами. Костоправ может проводить манипуляции, направленные на восстановление
правильного положения костей, устранение смещений и вывихов. Растяжение
мышц и связок. Этот
метод помогает снять напряжение и улучшить подвижность суставов. Костоправ
использует специальные приемы для растяжки мышц и связок, что способствует
восстановлению их эластичности. Массаж. Массаж является важной частью лечения. Он помогает
улучшить кровообращение, снять мышечные спазмы и ускорить процесс заживления. Использование
трав и народных средств. В
дополнение к мануальной терапии костоправы могут использовать различные травы и
народные средства для ускорения процесса выздоровления. Например, компрессы из
лекарственных растений, мази на основе натуральных компонентов и т.д. Рекомендации
по образу жизни.
Костоправы также дают советы по правильному питанию, физической активности и
другим аспектам образа жизни, которые могут способствовать улучшению состояния
здоровья пациента. Историк медицины Башкортостана В. З. Гумаров приводит
следующее описание хирургической помощи костоправов: «При вывихе, переломе
помощь оказывалась костоправами. Укороченная в связи с травмой конечность
вытягивалась следующим образом: сначала костоправ, увлажнив руки каким-либо
жиром (или намылив), нежно массируя, согревал поврежденную часть тела. Это
обычно вело к расслаблению напряженности мышц, успокаивало пострадавшего
человека. На фоне такого массажа, как правило, без значительного физического
усилия осуществлялось вправление вывиха или репозиции перелома. При застарелых процессах сначала в течение нескольких
дней травмированная часть тела распаривалась, массировалась в бане или в
домашних условиях в форме ванны, компресса. Лишь затем осуществлялось
вмешательство костоправа. После вправления вывиха рекомендовалось поврежденную
часть тела в течение нескольких дней оставить в покое. При застарелых вывихах
на неделю накладывалась тугая повязка. После репозиции отломков кости
практиковалась иммобилизация с помощью импровизированных шин (дощечка, палка и
пр.)» [5]. В книге «Лечебная и
охранительная магия башкир» Ф. Г. Хисаметдиновой описывается процесс врачевания
костоправа: «Уложив на нары больного с
вывихнутой рукой, знахарь (костоправ) сам садился рядом. Больной босой ногой
упирался в подмышки знахаря. Знахарь начинал осторожно тянуть на себя
вывихнутую руку больного. При этом произносил следующий заговор: Я тиляу, ты тиляу,
Ногам-рукам будет пеленка, Я ручка, ты коробок, Найди свой шов, ручка, ручка!
При слове “ручка, ручка” вывихнутая рука “садится” на место. Во время этого
заговаривания другой человек стоит рядом и натирает плечи больного крапивой или
гусиным жиром. По поверьям, этот заговор-благопожелание приносит удачу. Как
рассказывают старики, Аллах принимает “пожелания Тиляу”. Храброго мальчика по
имени Тиляу с разрезанным пальцем и языком (башк. Тиләү от теленгән
“разрезанный”) Господь благословил и спас, послав к нему белую волчицу» [6]. Для костоправов были характерны следующие важнейшие
качества: установление быстрого контакта с больными людьми; знание психологии
людей; хладнокровие; выдержка; терпение в обращении с больными людьми;
уважительное отношение к больному человеку. Эти качества считались
профессиональными. К ним следует дополнить: постоянный диалог, постоянная связь
знахаря и больного – одно из главных условий качества, эффективности,
популярности и жизненности народного врачевания. Отметим, что и в наше время есть большое число
опытных костоправов на территории Республики Башкортостан. Как правило, знахари
не знали медицинских формулировок, терминов и не могли объяснить суть
происходящих в организм человека процессов. Они объясняли и объясняют свое
ремесло накоплением практических знаний и умений чувствительного и
осязательного характера в процессе работы (врачевания). Различным видом
массажей, а в первую очередь – мыльного, наложением фиксирующих повязок,
применения лекарственных средств минерального, растительного и животного
происхождения они достигали положительных результатов в довольно сложных
случаях. Отношение односельчан к костоправам, травницам и
повитухам зависело (и зависит в современный период) от того, насколько успешно
они выполняли и выполняют свои функции как врачевателей (лекарей). Наиболее
опытные высоко ценились в прошлом и ценятся в наши дни. Профессиональная этика, неписаный закон природы не
позволяли лекарям брать за лечение деньги. Занятие врачеванием для
общепризнанных костоправов, травниц и повитух служило своеобразным ремеслом:
оно кормило их, помогало и помогает выживать [7]. Государство признает, что народная
медицина существует, и она должна регулироваться правовыми актами. В июне 2018
года Министерством здравоохранения Республики Башкортостан был утвержден
порядок получения разрешения на занятия народной медициной. «Народной медициной
являются методы оздоровления, в основе которых лежит использование знаний,
умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Сюда не
относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение
религиозных обрядов». Официальная
медицина относится к народным знахарям-костоправам неоднозначно. С одной
стороны, признается ценность накопленного опыта и знаний, особенно в тех
случаях, когда традиционные методы лечения оказываются эффективными. С другой
стороны, существуют опасения, связанные с отсутствием научного обоснования
некоторых методов и возможными рисками для пациентов. Современные
врачи рекомендуют обращаться к костоправам только после консультации с
квалифицированным специалистом и под его наблюдением. Это позволяет избежать
возможных осложнений и обеспечить безопасность лечения. Несмотря
на развитие современной медицины, костоправство остается востребованным среди
населения, особенно в сельских районах. Многие люди предпочитают обращаться к
народным целителям, считая их методы более естественными и безопасными. Однако,
с течением времени, количество профессиональных костоправов уменьшается,
поскольку молодое поколение реже выбирает этот вид деятельности как профессию. Таким образом, полное доверие больного и
действенность проводимого лечения народно-лекарственными и другими средствами,
а также – вера в самого врачевателя, имеют положительный результат.
Основополагающим является то, что знахарей, как и в прошлые времена, уважают, с
ними считаются и советуются. Общая характерная черта современных народных
целителей то, что они – знающие люди, практики, поправляющие здоровье населения
и проносящие добро обществу. [1] Хисаметдинова Ф. Г. Терминология
мифологизированных персонажей группы “Знахари, врачеватели, лекари” в
башкирском языке и его диалектах // Проблемы востоковедения. – Уфа,
2020, № 3. [2] Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. –
Уфа, 1985. – С. 27. [3] Минибаева З.И. Народная медицина башкир Курганской
области (конец XIX – начало XXI в.) // автореф. на соискание канд. ист. наук. –
Уфа, 2011. – С. 9. [4] Там же. – С. 10. [5] Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. –
Уфа, 1985. – С. 65. [6] Лечебная и охранительная
магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф.Г.Хисамитдиновой. –
Уфа, 2009. – с. 299. [7] Мальцев Г. И. Народные врачеватели у
коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. – Кудымкар,
2019, № 1. Т. 13. – С. 118-119. Источники сведений
Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Минибаева Заря Ибрагимовна Тип ответственности: исследователь, кандидат исторических наук, научный
сотрудник отдела этнологии с лабораторией антропологической реконструкции ИИЯЛ УФИЦ
РАН Место работы/Адрес:
ФИО:
Нуруллина Галия Ильшатовна Тип ответственности: врач остеопат,
невролог, ЛФК Место работы/Адрес: Основатель
центра послеродового восстановления «Мама без драмы» (г. Уфа)
ФИО:
Биктимирова Рауиля Гильмитдиновна (1946 г.р.) Тип ответственности: информант, народный целитель Место работы/Адрес: Баймакский
район, д. Юмашево
ФИО:
Баймурзина Гульназ Ахсановна Тип ответственности: информант, народный целитель Место работы/Адрес:
Баймакский район, г. Баймак ФИО:
Баязитова Хафиза Закиевна (1956 г.р.) Тип ответственности: информант, народный целитель Место работы/Адрес:
Абзелиловский район, д. Ташбулатово ФИО:
Асадуллина Гульсум Махмутовна (1966 г.р.) Тип ответственности: информант, народный целитель Место работы/Адрес: Абзелиловский район, д.
Ишбулдино Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества». Подразделение:
Отдел нематериального культурного наследия Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика
Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Целительские практики «быуын ултыртыу»
практикуют женщины и народные целители. Несмотря на то, что это не относится к
официальной медицине, манипуляции оказывают благотворное воздействие на
организм человека, а количество людей, обращающихся за помощью, не уменьшается. Естественная, происходит в семье,
своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания
младшим. Целительством занимаются преимущественно женщины, но также встречаются
и мужчины. Форма бытования Бытовая,
наследственная. Исторический аспект Наиболее ранние сведения о народной медицине
башкирского народа имеются в трудах известных ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И. Г. Георги (1799), И. И.
Лепехина (1802), П. С. Палласа (1809), П. Небольсина (1854) И.М. Казанцева
(1866) и др. В целом, ранние этнографические источники содержат лишь отрывочные
и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной
медицины башкир вступило в новую стадию, что было связано с деятельностью в
губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами В. А. Арнольдовым (1894) и
Д. П. Никольским (1899) полевые этнографические материалы послужили хорошим
основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины. Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о
традиционной медицине башкир содержится в работе А. Алимгулова (1915).
Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся
ученый С. И. Руденко (1925; 1955). Большую ценность для этнографической науки
представляет монография врача В. З. Гумарова «Башкирская народная медицина»,
изданная в 1985 году, а также словари (1981, 1990) и статьи, посвященные
лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране
здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. В 1991 году вышла
в свет книга Н. В. Бикбулатова, Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир (XIX–XX вв.)», где затрагиваются вопросы
лечения детских и женских болезней. В 2000 году была издана монография Л. И. Никоновой
«Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы
жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской
народной медицины (татар, башкир, чуваш). В монографии А. Ф. Илимбетовой, Ф. Ф. Илимбетова
«Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится
этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их
религиозно-мифологических представлений. Сведения о традиционной медицине башкир имеются также
в работах башкирских фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А. Н.
Киреева, Г. С. Амантаева, Н. Тагирова, Н. Д. Шункарова, А. М. Сулейманова, Б. С.
Баимова, Р. А. Султангареевой, Ф. Г. Хисамитдиновой, Р. Н. Каримовой, Г. Р.
Батыршиной, Е. В. Кучерова, Р. Б. Ахметова
и др. |