Целительские практики у юго-восточных башкир: вправление суставов, костоправство

Категория объекта:
Народная медицина
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-020
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Гульназ Баймурзина (г. Баймак, 2024)


Размер файла: 809.4 MБ

Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Гульсум Асадуллина (Абзелиловский район, д. Ишбулдино, 2024 г. ).


Размер файла: 250.5 MБ

Мнение врача-остеопата, невролога, врача ЛФК Нуруллиной Г. И. о практике народного целительства (Уфа, 2024)


Размер файла: 55.7 MБ

Народная медицина башкир: быуын ултыртыу. Целительница Рауиля Биктимирова (78 лет). Баймакский район, д. Юмашево 2024 г.


Описание

Правление суставов (или костоправство) – это традиционная методика лечения различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, которая существует во многих культурах мира, включая культуру башкир. Эта традиция имеет глубокие корни и связана с народной медициной, основанной на опыте и знаниях, передаваемых из поколения в поколение.

Справочная информация

Описание

Основным термином, употребляемым для обозначения категории народных целителей, в башкирском языке является слово имсе знахарь, врачеватель, лекарь, заклинатель. Кроме имсе, в народной медицине башкир рассматриваются и другие названия знахарей: өшкөрөүсе знахарь, который исцеляет нашептыванием; һапылдатыусы знахарь, который лечит похлопыванием ладонью по груди и спине; быуын ултыртыусы костоправ и др., которые являются специалистами узкого профиля [1].

Народными врачевателями чаще всего становились люди пожилого и преклонного возраста, умудренные житейским опытом. Правда, встречались и молодые – обычно дети, или близкие родственники врачевателей. Лечебная практика средствами эмпирической медицины обычно была уделом женщин. Однако имелись и мужчины, например, костоправы, специалисты по обрезанию и пр. [2].

Костоправы у башкир всегда пользовались особым уважением и считались народными целителями. Их мастерство заключалось в умении восстанавливать функции суставов и позвоночника путем манипуляций с костями и мышцами. Свои знания и навыки они передают часто внутри одной семьи.

По мнению исследователя народной медицины курганских башкир З. И. Минибаевой, «медицинские знания передавались знахарям разными путями: одни получали их непосредственно по наследству или от других знахарей; другие – пережив летаргический сон; третьи – от духов предков; четвертые – во время сна на кладбище от духов покойных» [3].

З. И. Минибаева костоправов относит ко второй группе знахарей-специалистов, которые в основном используют рациональные способы и средства лечения болезней. Целителей этой группы составляют повитухи (кендекәй), костоправы (быуын ултыртыусы), травники (лекарь), а также специалисты по обрезанию мальчиков (баба) [4].

Сами костоправы делятся на 2 категории: костоправы, которые вправляют, разминают, выправляют, а также костоправы, которые растирают, массируют, натирают.

Действия костоправов сопровождаются заговорами и молитвами. Заговоры в своей основе состояли из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам, как целителям. Но в целом у каждого врачевателя был свой стиль, и каждый из них в своей практике опирался на навыки, знания, методы, полученные в процессе обучения, и наработанные в своей практической деятельности.

Для восстановления функций суставов и позвоночника костоправы используют различные методы.

Во-первых, это мануальная терапия: В основе этой практики лежит работа с суставами и мышцами. Костоправ может проводить манипуляции, направленные на восстановление правильного положения костей, устранение смещений и вывихов.

Растяжение мышц и связок. Этот метод помогает снять напряжение и улучшить подвижность суставов. Костоправ использует специальные приемы для растяжки мышц и связок, что способствует восстановлению их эластичности.

Массаж. Массаж является важной частью лечения. Он помогает улучшить кровообращение, снять мышечные спазмы и ускорить процесс заживления.

Использование трав и народных средств. В дополнение к мануальной терапии костоправы могут использовать различные травы и народные средства для ускорения процесса выздоровления. Например, компрессы из лекарственных растений, мази на основе натуральных компонентов и т.д.

Рекомендации по образу жизни. Костоправы также дают советы по правильному питанию, физической активности и другим аспектам образа жизни, которые могут способствовать улучшению состояния здоровья пациента.

Историк медицины Башкортостана В. З. Гумаров приводит следующее описание хирургической помощи костоправов: «При вывихе, переломе помощь оказывалась костоправами. Укороченная в связи с травмой конечность вытягивалась следующим образом: сначала костоправ, увлажнив руки каким-либо жиром (или намылив), нежно массируя, согревал поврежденную часть тела. Это обычно вело к расслаблению напряженности мышц, успокаивало пострадавшего человека. На фоне такого массажа, как правило, без значительного физического усилия осуществлялось вправление вывиха или репозиции перелома.

При застарелых процессах сначала в течение нескольких дней травмированная часть тела распаривалась, массировалась в бане или в домашних условиях в форме ванны, компресса. Лишь затем осуществлялось вмешательство костоправа. После вправления вывиха рекомендовалось поврежденную часть тела в течение нескольких дней оставить в покое. При застарелых вывихах на неделю накладывалась тугая повязка. После репозиции отломков кости практиковалась иммобилизация с помощью импровизированных шин (дощечка, палка и пр.)» [5].

В книге «Лечебная и охранительная магия башкир» Ф. Г. Хисаметдиновой описывается процесс врачевания костоправа: «Уложив на нары больного с вывихнутой рукой, знахарь (костоправ) сам садился рядом. Больной босой ногой упирался в подмышки знахаря. Знахарь начинал осторожно тянуть на себя вывихнутую руку больного. При этом произносил следующий заговор: Я тиляу, ты тиляу, Ногам-рукам будет пеленка, Я ручка, ты коробок, Найди свой шов, ручка, ручка! При слове “ручка, ручка” вывихнутая рука “садится” на место. Во время этого заговаривания другой человек стоит рядом и натирает плечи больного крапивой или гусиным жиром. По поверьям, этот заговор-благопожелание приносит удачу. Как рассказывают старики, Аллах принимает “пожелания Тиляу”. Храброго мальчика по имени Тиляу с разрезанным пальцем и языком (башк. Тиләү от теленгән “разрезанный”) Господь благословил и спас, послав к нему белую волчицу» [6].

Для костоправов были характерны следующие важнейшие качества: установление быстрого контакта с больными людьми; знание психологии людей; хладнокровие; выдержка; терпение в обращении с больными людьми; уважительное отношение к больному человеку. Эти качества считались профессиональными. К ним следует дополнить: постоянный диалог, постоянная связь знахаря и больного – одно из главных условий качества, эффективности, популярности и жизненности народного врачевания.

Отметим, что и в наше время есть большое число опытных костоправов на территории Республики Башкортостан. Как правило, знахари не знали медицинских формулировок, терминов и не могли объяснить суть происходящих в организм человека процессов. Они объясняли и объясняют свое ремесло накоплением практических знаний и умений чувствительного и осязательного характера в процессе работы (врачевания). Различным видом массажей, а в первую очередь – мыльного, наложением фиксирующих повязок, применения лекарственных средств минерального, растительного и животного происхождения они достигали положительных результатов в довольно сложных случаях.

Отношение односельчан к костоправам, травницам и повитухам зависело (и зависит в современный период) от того, насколько успешно они выполняли и выполняют свои функции как врачевателей (лекарей). Наиболее опытные высоко ценились в прошлом и ценятся в наши дни.

Профессиональная этика, неписаный закон природы не позволяли лекарям брать за лечение деньги. Занятие врачеванием для общепризнанных костоправов, травниц и повитух служило своеобразным ремеслом: оно кормило их, помогало и помогает выживать [7].

Государство признает, что народная медицина существует, и она должна регулироваться правовыми актами. В июне 2018 года Министерством здравоохранения Республики Башкортостан был утвержден порядок получения разрешения на занятия народной медициной. «Народной медициной являются методы оздоровления, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. Сюда не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов».

Официальная медицина относится к народным знахарям-костоправам неоднозначно. С одной стороны, признается ценность накопленного опыта и знаний, особенно в тех случаях, когда традиционные методы лечения оказываются эффективными. С другой стороны, существуют опасения, связанные с отсутствием научного обоснования некоторых методов и возможными рисками для пациентов.

Современные врачи рекомендуют обращаться к костоправам только после консультации с квалифицированным специалистом и под его наблюдением. Это позволяет избежать возможных осложнений и обеспечить безопасность лечения.

Несмотря на развитие современной медицины, костоправство остается востребованным среди населения, особенно в сельских районах. Многие люди предпочитают обращаться к народным целителям, считая их методы более естественными и безопасными. Однако, с течением времени, количество профессиональных костоправов уменьшается, поскольку молодое поколение реже выбирает этот вид деятельности как профессию.

Таким образом, полное доверие больного и действенность проводимого лечения народно-лекарственными и другими средствами, а также – вера в самого врачевателя, имеют положительный результат. Основополагающим является то, что знахарей, как и в прошлые времена, уважают, с ними считаются и советуются. Общая характерная черта современных народных целителей то, что они – знающие люди, практики, поправляющие здоровье населения и проносящие добро обществу.



[1] Хисаметдинова Ф. Г. Терминология мифологизированных персонажей группы “Знахари, врачеватели, лекари” в башкирском языке и его диалектах // Проблемы востоковедения. – Уфа, 2020, № 3.

[2] Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. – Уфа, 1985. – С. 27.

[3] Минибаева З.И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало XXI в.) // автореф. на соискание канд. ист. наук. – Уфа, 2011. – С. 9.

[4] Там же. – С. 10.

[5] Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. – Уфа, 1985. – С. 65.

[6] Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф.Г.Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – с. 299.

[7] Мальцев Г. И. Народные врачеватели у коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. – Кудымкар, 2019, № 1. Т. 13. – С. 118-119.

Источники сведений

  1. Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. – Уфа, 1985. – 144 с.
  2. Лечебная и охранительная магия башкир. Тексты. Составление, подготовка текстов Ф. Г. Хисамитдиновой. – Уфа, 2009. – 380 с.
  3. Мальцев Г. И. Народные врачеватели у коми-пермяков // Ежегодник финно-угорских исследований. – Кудымкар, 2019, № 1. Т. 13. – С. 118-119.
  4. Минибаева З. И. Народная медицина башкир Курганской области (конец XIX – начало XXI в.) // автореф. на соискание канд. ист. наук. – Уфа, 2011. – С. 9.
  5. Хисаметдинова Ф. Г. Терминология мифологизированных персонажей группы “Знахари, врачеватели, лекари” в башкирском языке и его диалектах // Проблемы востоковедения. – Уфа, 2020, № 3.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Минибаева Заря Ибрагимовна

Тип ответственности: исследователь, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела этнологии с лабораторией антропологической реконструкции ИИЯЛ УФИЦ РАН

Место работы/Адрес:   

 

ФИО: Нуруллина Галия Ильшатовна

Тип ответственности: врач остеопат, невролог, ЛФК

Место работы/Адрес: Основатель центра послеродового восстановления «Мама без драмы» (г. Уфа)

 

ФИО: Биктимирова Рауиля Гильмитдиновна (1946 г.р.)

Тип ответственности: информант, народный целитель

Место работы/Адрес: Баймакский район, д. Юмашево

 

ФИО: Баймурзина Гульназ Ахсановна

Тип ответственности: информант, народный целитель

Место работы/Адрес: Баймакский район, г. Баймак

 

ФИО: Баязитова Хафиза Закиевна (1956 г.р.)

Тип ответственности: информант, народный целитель

Место работы/Адрес: Абзелиловский район, д. Ташбулатово

 

ФИО: Асадуллина Гульсум Махмутовна (1966 г.р.)

Тип ответственности: информант, народный целитель

Место работы/Адрес:    Абзелиловский район, д. Ишбулдино

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Формы сохранения и использования объекта

Для сохранения и популяризации костоправства предпринимаются различные меры:

Обучение и передача знаний: Организуются курсы и мастер-классы, на которых опытные костоправы делятся своими знаниями с новыми поколениями.

Научные исследования: Проводятся исследования, направленные на изучение эффективности и безопасности традиционных методов лечения.

Культурные мероприятия: Фестивали и выставки, посвященные народной медицине, привлекают внимание общественности и способствуют сохранению традиций.

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Целительские практики «быуын ултыртыу» практикуют женщины и народные целители. Несмотря на то, что это не относится к официальной медицине, манипуляции оказывают благотворное воздействие на организм человека, а количество людей, обращающихся за помощью, не уменьшается.

Естественная, происходит в семье, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим. Целительством занимаются преимущественно женщины, но также встречаются и мужчины.



Форма бытования

Бытовая, наследственная. 



Исторический аспект

Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа имеются в трудах известных ученых-путешественников XVIIIXIX вв. И. Г. Георги (1799), И. И. Лепехина (1802), П. С. Палласа (1809), П. Небольсина (1854) И.М. Казанцева (1866) и др. В целом, ранние этнографические источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир вступило в новую стадию, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами В. А. Арнольдовым (1894) и Д. П. Никольским (1899) полевые этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины.

Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в работе А. Алимгулова (1915). Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С. И. Руденко (1925; 1955). Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В. З. Гумарова «Башкирская народная медицина», изданная в 1985 году, а также словари (1981, 1990) и статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. В 1991 году вышла в свет книга Н. В. Бикбулатова, Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир (XIXXX вв.)», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней.

В 2000 году была издана монография Л. И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш).

В монографии А. Ф. Илимбетовой, Ф. Ф. Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно-мифологических представлений.

Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах башкирских фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А. Н. Киреева, Г. С. Амантаева, Н. Тагирова, Н. Д. Шункарова, А. М. Сулейманова, Б. С. Баимова, Р. А. Султангареевой, Ф. Г. Хисамитдиновой, Р. Н. Каримовой, Г. Р. Батыршиной, Е. В. Кучерова, Р. Б. Ахметова  и др.