Народные танцы Тук-суранских башкир.

Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-006
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

В народных танцах, как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. Как и любое искусство, танец связан с историей народов, их трудом и социально-бытовыми условиями.

Справочная информация

Описание

  История изучения башкирских народных танцев восходит к XVII–XVIII векам. Описания и фиксация башкирских танцев проводились уже в начале XVII века. В трудах И. И. Лепёхина, С. И. Руденко, П. С. Палласа и др. танец, хотя и записанный фрагментарно, представляется как сложный функциональный комплекс, достаточно хорошо передающий характер и природу башкирского танцевального жанра. Ретроспективный анализ описанных танцев позволяет воссоздать целостность комплексов, а также проследить динамику, функциональные особенности и пути развития башкирского народного танца, в истории которого есть и шаманские, и культово-магические традиции.

    Историческое содружество башкир с другими народами России нашло глубокое отражение как в песенном, так и в танцевальном творчестве башкирского народа. Старинные образцы танцевальных мелодий, такие как «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гюльназира» и многие другие, создавались народом под непосредственным влиянием русских хороводов и плясок, старинных кавалерийских маршей и походных песен. Как мы уже отметили, некоторые народные игры, распространённые в танцевальном фольклоре башкирского народа, испытали влияние русских и украинских хороводов. Их песни и частушки вошли в башкирскую среду, а также повлияли на особенности танцев. В этнохореографии сохранились русские названия: «нагау-нагау» («в ногу»), «марш», «косилка-молотилка», «станок» и др. Во втором случае танец «краковяк», пришедший из польской и финской культур, живёт в народной памяти под названиями «керкария» и «Кария».  

          Форма хороводов, возгласов и частушек в каждом регионе была схожей, но при этом отличалась особенностями игры, движений и танца. Новые башкирские танцы, развивающиеся в Советской Башкирии, рождаются на основе замечательных традиций старинных народных плясок. Эти танцы более содержательны и жизнерадостны, они полны энергии, в них проявляются смелость и уверенность, свойственные свободному народу.

          В современных танцах всё шире используются элементы труда и быта, одновременно развивается и танцевальная техника. Часто встречающиеся хореографические композиции у башкир состоят из ряда сольных и массовых танцев, изображающих жизнь народа. Подробнее об игровых танцах в своих исследовательских трудах пишет Файзи Гаскаров. Он отмечает, что танцы построены на основе башкирского танцевального фольклора. Некоторые фигуры сюиты сопровождаются песнями и частушками. В сюите участвуют 12 пар — юношей и девушек. Количество участников может быть сокращено до 6 пар. Музыкальное сопровождение сюиты состоит из пяти народных мелодий: одной хороводной и четырёх плясовых. В первой мелодии (хороводной) 25 тактов. Вторая мелодия одночастная и состоит из 8 тактов. Третья, четвёртая и пятая мелодии (частушки) двухчастные и состоят из 16 тактов (из двух частей по 8 тактов). Каждая тема повторяется несколько раз. Музыка к танцу делится на определённое количество частей, каждая из которых соответствует одному повторению. Основные движения, используемые в игровых танцах: «Переменный ход», «Дробь с притопом», «Засучивание рукава», «Дробный ход», «Боковой ход с ударом каблуками», «Ход с ударом полупальцами об пол», «Подскок с переступанием и дробь с притопом», «Укся баш*» (удары пяткой и носком), «Дробный боковой ход с притопом», «Ход с поворотом пятки», «Веревочка с двойным ударом», «Ход с ударом носком о каблук» и т. д.

 

          Во время фольклорно-этнографической экспедиции в Оренбургскую область мы зафиксировали в каждой башкирской деревне уникальные, своеобразные тук-суранские этнохореографические композиции. Башкирский танцевальный фольклор оренбургских башкир был собран нами путём опросов-бесед, видеофиксации и многократных записей танцев в комплексном единстве обрядовых, игровых и плясовых сюжетов, с охватом мировоззренческих, поэтико-словесных и мелодических компонентов. Такой принцип обусловлен изначальной синкретичной природой фольклорного танца. Каждая композиция в народном танце уникальна своими движениями, зарисовками, коллективными и парными движениями, в которых отражается быт народа. Информанты из разных деревень поделились своими воспоминаниями о том, как они ходили на вечеринки (аулаҡ өй). «В молодости мы танцевали до утра», — рассказывает Нафиса Смакова Асватовна (1960 г.р.) из деревни Кутулмбетово. — «И не замечали, как быстро проходило время. Вроде только собрались, и вдруг слышим крик петуха, и давай мелкими шажками и быстрым темпом топать домой. Если это было летом, то утром уже нужно было вставать рано. С вечеринки прямо бежали доить колхозных коров или своих, которые паслись на лугу. Да, не высыпались. А в клубе во время танцев пыль поднималась до потолка. Молодёжь приносила с речки ведро воды и выливала на пол, а потом продолжала веселиться под звуки любимой гармошки или курая. Танцевали под мелодии «Түңәрәк күл», «Әсмәбикә», «Наза», «Косилка-молотилка» и т. д.

          «Несмотря на домашние хлопоты и колхозные дела, жители нашей деревни активно участвовали в национальных праздниках», — рассказывает нам Фарида Мрясова (1960 г.р.) из деревни Мрясово. Многие были уже в возрасте, имели по трое-пятеро детей, но никогда не бросали фольклорный коллектив. И все они находили время, чтобы бескорыстно радовать нас своими талантами, подавая пример нам — подрастающему поколению. Мы любили наблюдать за старшими, как они зажигали на улице, на праздниках и в клубе. Любовь к танцам не угасала, и в свои юные годы мы не отставали от старших. Сегодня мы продолжаем традиции своих предков и с удовольствием исполняем народные сюжетно-ролевые танцы тук-суранских башкир».

          Информант Фаниль Ишбулатов (1953 г.р.) из деревни Кутушево поделился своими воспоминаниями: «С 5 по 7 декабря 1991 года в Уфе проходили Дни культуры оренбургских башкир. Я был руководителем делегации от нашей области. Организаторами концерта в основном выступили члены Оренбургского землячества. Концерт проходил в концертном зале «Нефтяник» (ГКЗ «Башкортостан»). В первый день концертную программу просмотрел Амир ага Абдразаков и отобрал лучшие номера. В Уфу приезжали все башкирские коллективы из 9 районов, где компактно проживают башкиры. Я и сам люблю танцевать. С друзьями мы с 15 лет (начало 60-х годов) начали покорять сцены Оренбурга и Башкортостана. Танцевать нас научили старшие товарищи, родные братья и сельчане».

          «Я с детства играл на гармони», — рассказывает информант Давлет Ишбулат Мурзатагирович (1950 г.р.) из деревни Кулагино. — «Киске уйын без нас не начинался. В мои молодые годы в деревне было около пяти гармонистов. Кто первым приходил, тот и начинал вечеринку. Помню, как все с нетерпением ждали нас. Если мы опаздывали, друзья начинали переживать. Бывали даже случаи, когда нас забирали на лошадях из дома или с покоса, где мы оставались на ночь. А утром мы шли пешком или нас тоже подвозили на лошадях. Было весело. Играли в клубе по очереди. Гармонисты всегда сменяли друг друга. Так и до утра».

           В этнохореографическом танце тук-суранских башкир друг за другом переплетаются несколько сюжетно-игровых композиций: «Сольный», «Подгорный», «Ситән үреү», «Ҡыҙ урлау», «Крестансы», «Өйрәкәйем сумалыр», «Зилем-зиләләй», «Барыня», «Петух» и т. д.



[1] Фаизи Гаскаров.

[2] "Башҡорт халыҡ йола уйындары" / Автор-төҙ. Р. Ә. Солтангәрәева, Ә. М. Сөләймәнов. – Өфө, 1997. – 120 бит. – (Башҡортостан Республикаһы мәҙәниәт минисрлығы. Республика халыҡ ижады үҙәге эргәһендәге редкация-баҫтырыу бүлеге.) 

 

[3] Туҡ-Соран кантоны (рус. Ток-Суранский кантон, Ток-Чуранский кантон) — Башҡортостан кантоны.

Источники информации

Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1958. — 184 с.

"Башҡорт халыҡ йола уйындары" / Автор-төҙ. Р. Ә. Солтангәрәева, Ә. М. Сөләймәнов. – Өфө, 1997. – 120 бит. – (Башҡортостан Республикаһы мәҙәниәт министрлығы. Республика халыҡ ижады үҙәге эргәһендәге редакция-баҫтырыу бүлеге.) 

         Султангареева Р.А. Танцевальный фольклор башкир. - Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2013. — 128 с.+ цв. вкл. ISBN 978-5-88185-125-5