Народные танцы Тук-суранских башкир. Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-006
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
ОписаниеВ народных танцах, как и в песнях, сказках и легендах, выражены лучшие черты и стремления свободных, трудолюбивых народов. Как и любое искусство, танец связан с историей народов, их трудом и социально-бытовыми условиями.Справочная информацияОписание
История изучения башкирских народных танцев восходит к XVII–XVIII векам. Описания и фиксация башкирских танцев проводились уже в начале XVII века. В трудах И. И. Лепёхина, С. И. Руденко, П. С. Палласа и др. танец, хотя и записанный фрагментарно, представляется как сложный функциональный комплекс, достаточно хорошо передающий характер и природу башкирского танцевального жанра. Ретроспективный анализ описанных танцев позволяет воссоздать целостность комплексов, а также проследить динамику, функциональные особенности и пути развития башкирского народного танца, в истории которого есть и шаманские, и культово-магические традиции. Историческое содружество башкир с другими
народами России нашло глубокое отражение как в песенном, так и в танцевальном
творчестве башкирского народа. Старинные образцы танцевальных мелодий,
такие как «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гюльназира» и многие
другие, создавались народом под непосредственным влиянием русских хороводов и
плясок, старинных кавалерийских маршей и походных песен. Как мы уже отметили,
некоторые народные игры, распространённые в танцевальном фольклоре башкирского
народа, испытали влияние русских и украинских хороводов. Их песни и
частушки вошли в башкирскую среду, а также повлияли на особенности
танцев. В этнохореографии сохранились русские названия: «нагау-нагау» («в
ногу»), «марш», «косилка-молотилка», «станок» и др. Во втором случае танец
«краковяк», пришедший из польской и финской культур, живёт в народной памяти
под названиями «керкария» и «Кария». Форма хороводов, возгласов и частушек в каждом
регионе была схожей, но при этом отличалась особенностями игры, движений и
танца. Новые башкирские танцы, развивающиеся в Советской Башкирии,
рождаются на основе замечательных традиций старинных народных плясок. Эти
танцы более содержательны и жизнерадостны, они полны энергии, в них проявляются
смелость и уверенность, свойственные свободному народу. В современных танцах всё шире используются
элементы труда и быта, одновременно развивается и танцевальная
техника. Часто встречающиеся хореографические композиции у башкир состоят
из ряда сольных и массовых танцев, изображающих жизнь народа. Подробнее об
игровых танцах в своих исследовательских трудах пишет Файзи Гаскаров. Он
отмечает, что танцы построены на основе башкирского танцевального фольклора. Некоторые
фигуры сюиты сопровождаются песнями и частушками. В сюите участвуют 12 пар
— юношей и девушек. Количество участников может быть сокращено до 6
пар. Музыкальное сопровождение сюиты состоит из пяти народных мелодий: одной
хороводной и четырёх плясовых. В первой мелодии (хороводной) 25
тактов. Вторая мелодия одночастная и состоит из 8 тактов. Третья,
четвёртая и пятая мелодии (частушки) двухчастные и состоят из 16 тактов (из
двух частей по 8 тактов). Каждая тема повторяется несколько раз. Музыка
к танцу делится на определённое количество частей, каждая из которых
соответствует одному повторению. Основные движения, используемые в игровых
танцах: «Переменный ход», «Дробь с притопом», «Засучивание рукава», «Дробный
ход», «Боковой ход с ударом каблуками», «Ход с ударом полупальцами об пол»,
«Подскок с переступанием и дробь с притопом», «Укся баш*» (удары пяткой и
носком), «Дробный боковой ход с притопом», «Ход с поворотом пятки», «Веревочка
с двойным ударом», «Ход с ударом носком о каблук» и т. д.
Во время фольклорно-этнографической экспедиции
в Оренбургскую область мы зафиксировали в каждой башкирской деревне уникальные,
своеобразные тук-суранские этнохореографические композиции. Башкирский
танцевальный фольклор оренбургских башкир был собран нами путём опросов-бесед,
видеофиксации и многократных записей танцев в комплексном единстве обрядовых,
игровых и плясовых сюжетов, с охватом мировоззренческих, поэтико-словесных и
мелодических компонентов. Такой принцип обусловлен изначальной синкретичной
природой фольклорного танца. Каждая композиция в народном танце уникальна
своими движениями, зарисовками, коллективными и парными движениями, в которых
отражается быт народа. Информанты из разных деревень поделились своими
воспоминаниями о том, как они ходили на вечеринки (аулаҡ өй). «В молодости
мы танцевали до утра», — рассказывает Нафиса Смакова Асватовна (1960 г.р.) из
деревни Кутулмбетово. — «И не замечали, как быстро проходило время. Вроде
только собрались, и вдруг слышим крик петуха, и давай мелкими шажками и быстрым
темпом топать домой. Если это было летом, то утром уже нужно было вставать
рано. С вечеринки прямо бежали доить колхозных коров или своих, которые
паслись на лугу. Да, не высыпались. А в клубе во время танцев пыль
поднималась до потолка. Молодёжь приносила с речки ведро воды и выливала
на пол, а потом продолжала веселиться под звуки любимой гармошки или
курая. Танцевали под мелодии «Түңәрәк күл», «Әсмәбикә», «Наза»,
«Косилка-молотилка» и т. д. «Несмотря на домашние хлопоты и колхозные дела,
жители нашей деревни активно участвовали в национальных праздниках», —
рассказывает нам Фарида Мрясова (1960 г.р.) из деревни Мрясово. Многие
были уже в возрасте, имели по трое-пятеро детей, но никогда не бросали
фольклорный коллектив. И все они находили время, чтобы бескорыстно
радовать нас своими талантами, подавая пример нам — подрастающему
поколению. Мы любили наблюдать за старшими, как они зажигали на улице, на
праздниках и в клубе. Любовь к танцам не угасала, и в свои юные годы мы не
отставали от старших. Сегодня мы продолжаем традиции своих предков и с
удовольствием исполняем народные сюжетно-ролевые танцы тук-суранских башкир». Информант Фаниль Ишбулатов (1953 г.р.) из
деревни Кутушево поделился своими воспоминаниями: «С 5 по 7 декабря 1991 года в
Уфе проходили Дни культуры оренбургских башкир. Я был руководителем
делегации от нашей области. Организаторами концерта в основном выступили
члены Оренбургского землячества. Концерт проходил в концертном зале
«Нефтяник» (ГКЗ «Башкортостан»). В первый день концертную программу
просмотрел Амир ага Абдразаков и отобрал лучшие номера. В Уфу приезжали
все башкирские коллективы из 9 районов, где компактно проживают башкиры. Я
и сам люблю танцевать. С друзьями мы с 15 лет (начало 60-х годов) начали
покорять сцены Оренбурга и Башкортостана. Танцевать нас научили старшие
товарищи, родные братья и сельчане». «Я с детства играл на гармони», — рассказывает
информант Давлет Ишбулат Мурзатагирович (1950 г.р.) из деревни Кулагино. —
«Киске уйын без нас не начинался. В мои молодые годы в деревне было около
пяти гармонистов. Кто первым приходил, тот и начинал
вечеринку. Помню, как все с нетерпением ждали нас. Если мы
опаздывали, друзья начинали переживать. Бывали даже случаи, когда нас
забирали на лошадях из дома или с покоса, где мы оставались на ночь. А
утром мы шли пешком или нас тоже подвозили на лошадях. Было
весело. Играли в клубе по очереди. Гармонисты всегда сменяли друг
друга. Так и до утра». В
этнохореографическом танце тук-суранских башкир друг за другом переплетаются
несколько сюжетно-игровых композиций: «Сольный», «Подгорный», «Ситән үреү»,
«Ҡыҙ урлау», «Крестансы», «Өйрәкәйем сумалыр», «Зилем-зиләләй», «Барыня»,
«Петух» и т. д. [1] Фаизи Гаскаров. [2] "Башҡорт халыҡ йола уйындары" / Автор-төҙ.
Р. Ә. Солтангәрәева, Ә. М. Сөләймәнов. – Өфө, 1997. – 120 бит. – (Башҡортостан
Республикаһы мәҙәниәт минисрлығы. Республика халыҡ ижады үҙәге эргәһендәге
редкация-баҫтырыу бүлеге.)
[3] Туҡ-Соран кантоны (рус. Ток-Суранский
кантон, Ток-Чуранский кантон) — Башҡортостан кантоны.
Источники информации
|