Детская игра Тук-Суранских башкир Кэрэй (на баш. «Кәрәй»).

Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-005
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

О башкирских народных играх первыми упоминают в своих записях известные учёные-путешественники XVIII века: П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, В. И. Даль и др. На самобытный характер игр башкирского народа (как детских, так и взрослых) обратил внимание И. И. Лепёхин (XVIII в.). В своих «Дневных записках…» он, описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и воспитание соколов, а также некоторые другие развлечения взрослых, делает примечательный вывод: «Впрочем, всякому видно, что их забавы весьма сходны с их образом жизни».

Справочная информация

Описание

О башкирских народных играх первыми упоминают в своих записях известные учёные-путешественники XVIII века: П. С. Паллас, И. И. Лепёхин, В. И. Даль и др.

На самобытный характер игр башкирского народа (как детских, так и взрослых) обратил внимание И. И. Лепёхин (XVIII в.). В своих «Дневных записках…» он, описывая стрельбу из лука, борьбу, соколиную охоту и воспитание соколов, а также некоторые другие развлечения взрослых, делает примечательный вывод: «Впрочем, всякому видно, что их забавы весьма сходны с их образом жизни».

Учёные XVIII века подробно описывали башкирские игрища. Однако в этих материалах речь идёт преимущественно о развлечениях взрослых, которые были самобытными и тем самым привлекали внимание. И только Д. П. Никольский вкратце описывает развлечения детей, отмечая, что они не отличаются замысловатостью и в большинстве своём подражают взрослым, а некоторые игры, по его мнению, несут в себе следы архаики. Д. П. Никольский выделяет зимние и летние игры, а также отмечает возрастной характер игр.

 В трудах С. И. Руденко можно найти более подробное описание детских игр. На протяжении многих лет он собирал богатейший этнографический, антропологический, фольклорный и лингвистический материал, обобщённый в фундаментальной монографии «Башкиры. Историко-этнографические очерки». С. И. Руденко поставил перед собой цель тщательно изучить самобытную культуру башкирского народа. Он описывает и игры, занимающие 5 страниц, начиная с младенческого возраста. Руденко обращает внимание на многие моменты: половозрастной состав участников, характер игры, игровые предметы и сами игрушки.

 В изучение детского башкирского фольклора, в частности детских национальных игр, большой вклад также внесли известные учёные С. Г. Рыбаков, Л. И. Нагаева, Л. Г. Антонова, И. Г. Галяутдинов, Р. А. Султангареева, А. М. Сулейманов, Н. Д. Шункаров, Г. Р. Хусаинова, Г. Р. Шагапова, Н. А. Хуббитдинова, Г. В. Юлдыбаева и др. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

С наступлением весны дети собираются на небольшой возвышенности. Количество участников игры не ограничено. От вершины возвышенности до подножия каждый участник игры выкапывает небольшие ямки (ҡул менән уйым яһайҙар). У подножия горки палкой чертят линию, параллельную её основанию, длиной 10–15 метров. С помощью считалки выбирают водящего. Водящий берёт керәй (кәрәй) и поднимается на вершину возвышенности. Остальные игроки находятся у подножия, перед линией. Водящий поворачивается лицом к своим товарищам и громко произносит считалку:

Кәрәй алдым ҡулыма

Тәгәрәтәм дуҫыма.

Төш тәгәрәп, эй, кәрәй,

Ана китте, тәгәрәй!

 После слов «Ана китте, тәгәрәй!» водящий выпускает из рук кәрәй и направляет его вниз, туда, где стоят его товарищи. Кәрәй, проходя через небольшие ямки, катится вниз к начерченной линии. Ямки делаются для того, чтобы уменьшить скорость кәрәя во время спуска. Как только кәрәй пересекает последнюю ямку и достигает подножия горки, где проведена линия, водящий бежит за ним. В это время остальные игроки разбегаются в разные стороны на расстояние до 30–40 метров. Водящий берёт кәрәй в руки и с линии пытается попасть в одного из игроков. Если кәрәй попадает в кого-то из игроков, они меняются ролями. Если водящий промахивается, он продолжает игру в прежней роли. Игру можно продолжать до наступления сумерек или заменить её другой игрой. Ограничений по времени нет, всё на усмотрение детей.

 По словам информанта из деревни Юлтый Красногвардейского района Гульюзум Раймановой (1946 г.р.), в подвижную игру «Кәрәй» они играли в детстве. «Мы выходили на лужайку, выбирали возвышенность», — поделилась своими воспоминаниями о детстве Гулюзум инәй. — «Дети собирались после обеда, когда на улице было тепло. У каждого был свой талисман игры — кәрәй (маленький мячик, скатанный из шерсти коровы). Игра была увлекательной и очень интересной. Во-первых, она развивала внимательность и ловкость. Во-вторых, с помощью считалок мы развивали речь. В-третьих, игра сплачивала всех нас. Когда мы были маленькими, нам нравилось наблюдать за игрой со стороны. Достигнув 5–6 лет, мы уже сами принимали в ней участие. А у старших братьев и сестёр были свои заботы. Они уже играли во взрослые игры».

Источники сведений

Ғәләүетдинов И. Ғ. һ. б. Б 11 Балалар фольклоры: Бала саҡ — уйнап-көлөп үҫер саҡ,— Өфө: Башҡортостан «Китап» нәшриәте, 1994.— 160 бит.

"Башҡорт халыҡ йола уйындары" / Автор-төҙ. Р. Ә. Солтангәрәева, Ә. М. Сөләймәнов. – Өфө, 1997. – 120 бит. – (Башҡортостан Республикаһы мәҙәниәт министрлығы. Республика халыҡ ижады үҙәге эргәһендәге редакция-баҫтырыу бүлеге.) 

Башҡорт халыҡ уйындары. — Өфө: Ғилем, 2006. — 72 б.