Способ ловли рыбы с помощью остроги (башк. «һалтау», «салтау», «сәнске») у башкир

Категория объекта:
рыболовство
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-001
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

Исследователь М.Т. Илимбетов в своих трудах отмечает: «Побывав во многих селениях как в горной, так и в степной зонах Башкирии, а также в приграничных районах соседних областей и республик, ознакомившись с занятиями местных жителей, в первую очередь с рыболовством, беседуя с рыбаками об их способах ловли рыбы, обращая при этом внимание на особенности технологии рыболовства, я лишний раз убеждался в том, что корни этого занятия у башкир уходят вглубь тысячелетий» [2].

Справочная информация

Описание

       Хозяйство башкир в XVII — начале XX века определялось особенностями их проживания в горной и степной местности. Основными видами деятельности башкир были скотоводство и земледелие, хотя и примитивное, которое поддерживалось такими занятиями, как охота, рыболовство, бортничество и собирательство. Не случайно в «Книге Большому Чертежу» [1] при описании способа жизнеобеспечения башкир указывается, что «…кормля их мёд, звери и рыба».
         Многие учёные-исследователи и известные путешественники по Южному Уралу отмечают, что собирательство, рыболовство, охота и бортничество играли важную роль в процессе адаптации людей к природной среде. Так, например, собирая съедобные травы, корнеплоды, ягоды и плоды, люди лучше познавали природу. Занимаясь охотой и рыбной ловлей, они знакомились с животным миром.
         Исследователь М.Т. Илимбетов в своих трудах отмечает: «Побывав во многих селениях как в горной, так и в степной зонах Башкирии, а также в приграничных районах соседних областей и республик, ознакомившись с занятиями местных жителей, в первую очередь с рыболовством, беседуя с рыбаками об их способах ловли рыбы, обращая при этом внимание на особенности технологии рыболовства, я лишний раз убеждался в том, что корни этого занятия у башкир уходят вглубь тысячелетий» [2].
 
             Первые сведения о значении воды и рыбы в жизни башкир предоставляет нам арабский миссионер X века Ибн Фадлан. В своих путевых заметках он сообщает о поклонении башкир, наряду с другими объектами, воде и рыбам. Это, несомненно, свидетельствует об их большом значении в жизни древних башкир, которые до принятия ислама почитали Тенгри. Кстати, рыбная ловля играла немаловажную роль и в хозяйстве мадьяр, которых в эпоху Средневековья часто отождествляли с башкирами [3].      
         Известный исследователь А. П. Чулошников писал о режиме питания башкир следующее: «Рацион питания зависел от времени года. Ранней весной люди употребляли в пищу первую зелень и рыбу, летом наряду с рыбой и молочными продуктами питались ягодами, а ближе к осени рацион дополнялся вкусными плодами растений и съедобными корнями. Собирательство и рыболовство занимали важное место в хозяйственной системе башкир» [4].
         По-видимому, даже после распада могущественной империи — Золотой Орды — образ жизни башкир не изменился. Как бы то ни было, П.И. Рычков [5], оценивая социально-экономическое положение башкир накануне их вхождения в состав Русского государства, отмечает, что они «от своих владельцев были совсем ограблены и разорены и пропитание своё имели с крайним трудом от ловли зверей и рыбы».
          После присоединения башкирских родов к Русскому государству на территории начали селиться другие народы, которые и по сей день проживают в Башкортостане. Тогда многие земли были отданы русским, и хозяевами некоторых территорий стали не сами башкиры, а пришлые — новые люди, которые распоряжались владениями. Жизнь башкир в составе Русского государства в начальный период протекала спокойно, без каких-либо значительных изменений. Традиционные виды деятельности, особенно скотоводство, охота, рыболовство и пчеловодство, развивались более или менее интенсивно. Не случайно в «Книге Большому Чертежу» [6] мы читаем: «А от устья реки Белой Воложки вверх по реке Идель (Уфа), по обеим сторонам и до Аралтовой горы и далее, живут все башкиры, а кормят их мёд, звери и рыба, а пашни у них нет». Важно отметить, что в развитии традиционных хозяйственных занятий коренных жителей Южного Урала было заинтересовано само Российское государство. Казне требовались меха, башкирский мёд и рыба, а русская кавалерия нуждалась в хороших скакунах.
         При рассмотрении истории развития рыболовства у башкир важно отметить три момента. Во-первых, рыба использовалась в качестве дополнительного источника пищи наряду с мясом диких или домашних животных и растительной пищей. В экстремальных ситуациях она играла определяющую роль в жизнеобеспечении населения, особенно зимой. Во-вторых, башкиры употребляли рыбу в пищу, чтобы разнообразить свой рацион. Человеческий организм всегда нуждался и нуждается в таких микроэлементах, как фосфор, кальций и другие. В данном случае башкиры говорили: «Балыҡһыраным», то есть «хочется есть рыбу». В-третьих, иногда у башкир появлялись излишки рыбы, которые они либо продавали, либо обменивали на другие продукты и товары: «Рыбу и дичь они употребляют в пищу очень мало, ибо стараются лучше продать…» [7]
          При изучении народов края трудно переоценить значение материалов, содержащихся в путевых заметках участников академических экспедиций 70–80-х годов XVIII века. Первую экспедицию возглавил П.С. Паллас, вторую — И.И. Лепёхин. Обе экспедиции работали в Башкирии. В их работе также принимал участие И.И. Георги. Если П.С. Паллас и И.И. Лепёхин работали в центральных и южных районах края, то И.И. Георги собирал материал в северо-западных волостях Уфимской губернии. Исследователи тщательно изучали природу края и его население. В их трудах также содержится интересный материал о собирательстве и рыболовстве.
          

Техники/Технологии, связанные с объектом

         М.Т. Илимбетов в своих трудах, посвящённых способу ловли рыбы с помощью һалтау (салтау, сәнеске) у башкир, даёт следующее описание: «Для ловли налима, которым изобиловали реки Ик, Дёма, Большой и Малый Инзер, Урюк, Белая, Идель (Уфа), Урал и их притоки, рыбаки выбирали жаркий безветренный летний день, когда эта рыба становилась вялой и малоподвижной. Обычно на ловлю выходили после обеда по 2–3 человека и шли вдоль реки. Подойдя к какому-нибудь плоскому камню, его приподнимали или осторожно передвигали. Находившаяся под ним рыба бросалась в сторону, но недалеко от прежнего места. Тем временем рыбак бесшумно подходил к налиму со стороны хвоста и, улучив удобный момент, хватал его обеими руками за жабры. Если на пути рыбаков попадались массивные камни или затонувшее дерево, они внимательно осматривали все щели, где могли прятаться особи. Если налим залегал в недоступном месте, использовали острогу (һалдау). Труднее было ловить рыбу (налима и сома), которая пряталась в заводях и омутах (ятыу), глубина которых иногда доходила до трёх и более метров. В этом случае от рыболова требовалось большое мастерство».
          Во время фольклорно-этнографической экспедиции в северо-восточную и южную части Башкортостана, где компактно проживают башкиры родов Унлар (унлар башҡорттары) и Барын-Табын, жители башкирских деревень поделились своими воспоминаниями о том, как в детстве их старшие братья и родители ходили на рыбалку и ловили рыбу острогой (на башк. һалдау, салдау, сәнеске). Перед тем как отправиться на ловлю, местные жители ждут тихой, солнечной погоды. День должен быть спокойным и безветренным, а водоём — чистым и прозрачным. Как говорят сами рыбаки: «һыу үтә күренеп торорға тейеш» («вода должна быть прозрачной»). Перед походом готовят снаряжение: затачивают наконечники һалдау, поправляют остроги и т. д. На закате отправляются к водоёму. По прибытии на берег загружают в лодку необходимое снаряжение и плывут по течению. Лодкой управляют два рыбака, заранее распределив обязанности: один управляет лодкой, второй освещает дорогу фонарём и держит наготове һалдау. Управляют лодкой с помощью шеста (таяҡ, ширда), отталкиваясь от дна на мелководье и гребя на глубине. Местные рыбаки знают, где ночью прячется рыба, и ориентируясь по этим местам, отправляются на охоту. С помощью мощного фонаря рыбак видит, где находится рыба. Заметив рыбу, он предупреждает напарника, управляющего лодкой, определённым сигналом или жестом и направляет свой һалдау на добычу. Остроги (һалдау) чаще всего бывают с четырьмя или пятью зубцами. Метким рыбаком считается тот, кто поймает рыбу с первого раза. Успешная рыбалка длится 3–4 часа, в зависимости от расстояния, выбранного рыбаками. За один раз можно поймать до 5–7 кг. рыбы. Местные жители верят в различные поверья и приметы. По рассказам одного из информантов, перед рыбалкой он просит домочадцев полежать на полу. Он говорит, что если они полежат примерно 5–10 минут, пока он не уйдёт со двора, то улов будет удачным. Этот обряд передавался ему от отца. Среди информантов все члены семьи и его родители из поколения в поколение занимались рыболовством. Мастерство и опыт ловли рыбы с помощью һалдау (салтай, сәнеске) они переняли у своих дедов и отцов.
          Башкиры, жившие у озёр, били острогами рыбу ранней весной, когда она метала икру. Об этом мне рассказали рыбаки южного района Башкортостана. «Наши родители, когда мы были маленькими, группами ходили ловить рыбу, — рассказывает один из информантов, — старшее поколение, как только у берегов озера появлялись забереги и лёд оттаивал в камышах, рыба массово шла к берегам в камыши метать икру. Там рыболовы высматривали её и били острогой. Ловили преимущественно щук и крупных окуней».
          В этнографическом плане представляют интерес также термины, относящиеся как к самому процессу ловли, так и к её атрибутам. На большей части территории расселения башкир острога называется һалдау. В северо-восточной части Башкортостана её называют салтау. В то же время у части населения она известна под названием сәнске. Эти термины как названия остроги фигурируют в работах С.И. Руденко. Что касается этимологии слова «һалдау», ранее мы высказали предположение о генетической связи терминов «һал» (плот) и «һалдау» (острога). На этом основании мы допускаем, что предки башкир когда-то ловили рыбу не с лодки, а с плота и били её обычной деревянной палкой, заострённой на конце в виде долота. По нашим данным, термин «һалдау» чаще всего встречается у башкир, живущих в бассейнах крупных сплавных рек. Из упомянутых нами терминов, обозначающих острогу у башкир, у некоторых тюркских народов в тех или иных вариантах встречается только слово «сәнске». Но это не значит, что у них не было слова, идентичного башкирскому термину «һалдау», поскольку «һал» — «плот» — термин в своей основе общетюркский и встречается ещё в памятниках древнетюркской письменности.
          
 

Современное бытование

Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами регионов Российской Федерации, в частности правилами рыболовства, которые регулируют особенности рыбалки в каждом отдельном рыбохозяйственном бассейне.

Источники сведений

1.     «Книга Большому Чертежу», или Древняя карта Российского государства. СПб., 1838. С. 152.

2.     Муллагулов, М. Г. М 90 Архаичные способы хозяйства у башкир: традиции и новации / М. Г. Муллагулов. -Уфа: Китаи, 2014. - 176 с.: ил.

3.     Путешествие Ибн Фадлана на Волгу / Под ред. акад. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 19д9. С. 66

4.     Чулошников А. П. Феодальные отношения в Башкирии и башкирские восстания XVII - первой половины XVIII в. // МИБ. М.; Л., 1936. Ч. 1. С. 3-64.

5.     Рычков П. И. О крапивной кудели и употреблении в пряжу и в другие экономические надобности//Тр. ВЭО. 1770. Ч. 15. С. 71-72.

  1.  Книга Большому чертежу: [арх. 7 октября 2022] / Д. А. Хитров // Киреев — Конго. — М.: Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 333. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.

7.     Размахнин П. Сведения о башкирцах \ Московский телеграф. №21. Ч. 48. М. 1832. С. 274—275.

8.     Муллагулов М. Г. Башкирский народный транспорт. Уфа, 1992. С. 129-137

9.     Башкирские родословные / Сост., предисл., пояснения к переводу, пер. на рус.яз. Р. М. Булгакова и М. X. Надыргулова. Уфа, 2002. Вып. 1. С. 97. 5  386—387.

10.                       Мәмбәтшәжәрәһе / Инешһүҙ, төҙөү, аңлатм. - Ҡ. Аралбаев. Өфө, 1994.

11.                       Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства 1770 г. СПб., 1786. Ч. 2, кн. первая.

12.                       Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ив. Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. СПб., 1795. Ч. 1. С. 59-61, 143 и др.;

13.                       Продолжение дневных записок путешествия акад. и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб., 1802. Ч. 2. С. 2-3, 4—6, 24, 36-40, 45-56 и др.

14.                       Продолжение дневных записок путешествия акад. и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. Спб., 1802. Ч. 2. С. 95.

15.                       Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ив. Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 гг. Спб., 1795. Ч. 1. С. 247-249.

16.                       Добротворский П. И. В глуши Башкирии. Рассказы. Воспоминания. Уфа, 1989. С. 21-59.

17.                       Сборник статистических сведений по Уфимской губернии. Т. 2. Стерлитамакский уезд. Самара, 1899. С. 94; Т. 5. Бирский уезд. Уфа, 1900. С. 188-189, 202, 245, 250. 2 Руденко С. И. Башкиры... 1925. С. 77, 83, 92.

18.                       Шитова С. Н. Сибирские таежные черты в материальной культуре и хозяйстве башкир // Этнография Башкирии. Уфа, 1976. С. 70-87.

Современное бытование

Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами регионов Российской Федерации, в частности правилами рыболовства, которые регулируют особенности рыбалки в каждом отдельном рыбохозяйственном бассейне.

Историческое бытование
Южный Урал Башкортостана. 
Формы сохранения и использования объекта

Согласно Федеральному закону от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами регионов Российской Федерации, в частности правилами рыболовства, которые регулируют особенности рыбалки в каждом отдельном рыбохозяйственном бассейне.