Технология кладки печей у башкир (башк. «мейес сығарыу»)

Категория объекта:
Традиционные технологии и техники
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
18.12.2024
Номер объекта:
18-023
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Описание

Несмотря на развитие технологий, кладка печи по-прежнему остается ремеслом, требующим высокого уровня мастерства и индивидуального подхода. Умелые руки и хороший глазомер печника остаются ключевыми факторами успеха в этом деле. От печи зависит домашнее тепло семейного очага, запах свежеиспеченного хлеба, вечерние посиделки, детские игры. В башкирской мифологии домашняя печь – священное место, связанное с культом огня. Это и символ жизни, силы, тепла.

Справочная информация

Описание

Первые сведения о печах в интерьере домов башкир можно найти в записях Д.П. Никольского в конце XIX в. В те времена наиболее типичной печью для отопления жилища был род камина – сыуал. В большом количестве встречался только в горах Южного Урала и отчасти в Зауралье. По сводкам путешественника в двух башкирских деревнях Екатеринбургского уезда Пермской губернии (зауральские катайцы) у  871 домохозяина было 880 каминов (сыуал). 

В описании интерьера жилища башкир С.И. Руденко пишет: “В одном из углов избы у входной двери, реже посредине стенки, между двух входных дверей, устраивалась печь. Наиболее типичной и примитивной печью для отопления жилища башкир был сыуал. Примитивный камин, рядом с которым помещался очаг с вмазанным в него котлом. Чаще же устраивали вместе камин, очаг и печь. Обычное устройство камина с печью и очагом было следующее. В утлу избы рядом вбитых в землю кольев отгораживалось пространство, примерно 1,2х1,5 м, колья заплетались прутьями, и все пространство между стенами и плетнем заполнялось глиной; получалась глинобитная площадка сантиметров около тридцати высотой, на которой и помещался сыуал с печью (мейес) или очаг (усаҡ) с котлом (ҡаҙан). Для устройства келдекса вместо плетневой загородки чаще стлали под углом два больших бревна или укрепляли две толстые доски. В углу на келдекса делалась небольшая, подобная той, какую мы видели на башкирских кочевках, глинобитная или сложенная из камней печь (мейес). У устья печи вбивался полукругом ряд кольев, образовывавших остов сыуал так, что устье печи выходило в сыуал. Верхняя часть сыуал, также образованная из кольев, вместе с основанием переплеталась лозой или связывалась лыком и обмазывалась глиной. Рядом с камином устраивалась небольшая печурка (усаҡ) с вмазанным котлом, дымоход которой сообщался с верхней частью камина - трубой (мөрйә).”

Существует несколько видов печей: для отопления дома, приготовления пищи. Использовались кирпичные или железобетонные строения. В древности башкиры и внутри юрты ставили печи. С постройкой бревенчатых домов ставилась маленькая печь-котелок, а в летнее время на улице выносился костер-печь для топки.

В книге Фирдаус Хисамитдиновой «Словарь башкирской мифологии» есть такие поверья, связанные с печью. Печь в башкирской мифологии, как и очаг, имеет отгонную и оберегательную силу. Ҡәйнә йортона кергәс, килен иң тәүҙә мейес эргәһенә килеп ҡулын мейескә һала.  Когда невестка заходит в дом свекрови, она подходит к печи и прикладывает ладонь к печи.

Печь у башкир – символ благополучия, как и очаг – центр Вселенной. «Һыйырҡайым ҡыҫыр ҡалмаһын, атҡайым ҡолон һалмаһын, икмәктәрем уңһын,» – тип әпәйҙе бешереп алғас, мейескә утын ташлап ҡуйырға. После приготовления хлеба в печь надо положить несколько полен дров со словами: «Чтобы коровушка моя не осталась яловой, чтобы лошадь благополучно ожеребилась, чтобы хлеб мой всегда хорошо выпекался».

Карниз (мейес гәрнисе) печи, мифологизированная часть печи, куда садятся духи предков. Мейестең гәрнистәрен таҙа тоторға кәрәк. Атна кис әруахлар ҡайтып гәрнискә ултыралар. Карниз печи всегда нужно держать в чистоте. По четвергам души умерших возвращаются и садятся на карниз печи.

Магический способ вызывания ҡот «души», дословно вызывание через печь (мейестән саҡырыу). Ҡот төшмәһә, мейестән саҡырыу йолаһы үткәргәндәр. – Если кут не отливался, проводили обряд вызывания души через печь (дымоход).

Техники/Технологии, связанные с объектом

Информант Бахтиев Фуат Гаязович с Баймакского района печным делом занимается с молодости. Фуат Бахтиев знает все тонкости этого ремесла: как правильно выбрать материалы, рассчитать теплоотдачу, обеспечить хорошую тягу и сделать печь максимально эффективной и безопасной.

По рассказам информанта, печи без варочной панели или комбинированные. Комбинированные печи представляют собой универсальные устройства, сочетающие в себе функции обычной печи и кухонной плиты. Такие конструкции позволяют не только готовить пищу, но и эффективно обогревать помещение благодаря системе дымоходов, которые удерживают и распределяют тепло. Варочная поверхность располагается непосредственно над топочной камерой. Она может быть выполнена из чугуна или стали и иметь одну или несколько конфорок для приготовления пищи. Дымоходы в комбинированных печах устроены таким образом, чтобы удерживать максимальное количество тепла внутри помещения. Горячие газы проходят через систему каналов, отдавая свое тепло стенкам печи, прежде чем выйти наружу.

При выборе места для установки печи в доме важно чтобы она была расположена ближе к центру помещения или между комнатами, чтобы её тепло равномерно распределялось по всему дому. При прокладке дымохода также важно учитывать его правильное размещение относительно балок перекрытия и стропильной системы крыши.

Раньше при строительстве печей иногда использовали деревянные конструкции для фундамента. Это делалось по разным причинам, например, из-за доступности материалов или традиций строительства. Использование древесины в качестве основания для печи представляет серьёзную опасность. Дерево легко воспламеняется, особенно если оно старое и сухое. Нагрев от печи может привести к возгоранию деревянных элементов, что создаёт высокий риск пожара. Сейчас это обычно бетонные или кирпичные основания, которые обеспечивают надёжность и безопасность эксплуатации отопительных устройств.

Раствор для кладки печей традиционно делается на основе глины с добавлением песка и воды. Раствор должен быть не густым и не жидким, она не должна стекать с мастерка, а сползать.

Для кладки печи с плитой используют кирпич разных видов. Обычно берут красный полнотелый. На комбинированную печь уходит примерно 1000 кирпичей. Шамотный кирпич применяется для кладки внутренней части топочной камеры, где происходит непосредственный контакт с огнем. Этот тип кирпича отличается повышенной жаростойкостью и способностью выдерживать экстремально высокие температуры.

Создание дровяной печи можно разделить на эти три этапа: возведение фундамента (нигеҙ), строительство собственно печи (мейес), создание дымоходной конструкции (мөрйә).

Чтобы понять, как правильно сложить простую печь с плитой, сначала выполняют так называемую сухую кладку, т.е. выкладывают кирпичи рядами, согласно задуманной схеме, но без раствора.

Основание для печи не должно соединяться с основным фундаментом дома, будь то ленточный или столбчатый. Устройство тяжелое, оно будет сильнее осаживать основание, чем стены и кровля.

Если кирпич лег правильно, сухую кладку разбирают, после чего приготавливают кладочный раствор и выполняют работы с ним. Арка печи по опыту печника Бахтиева Фуата должна быть выше, так как хлеб будет выпекатся лучше.

Создание дымоходной конструкции — это ключевой этап в процессе постройки печи, так как правильный дымоход обеспечивает безопасное удаление продуктов сгорания и поддержание оптимальной тяги. Высота должна быть достаточной для обеспечения хорошей тяги. Диаметр дымохода должен соответствовать мощности печи. Обычно диаметр составляет 150–200 мм. Исходя из мощности печи и особенностей помещения, рассчитывают необходимую тягу.

После завершения всех работ пробную топку проводят через 1-2 дня.

Источники сведений

В начале XX Сергей Иванович Руденко в своей работе описал устройство жилища башкир и роль печи в нем.

Предметы, связанные с объектом

Глина (балсыҡ), песок (ҡом), вода (һыу), кирпичи (кирбес), печной молоток (сүкеш), емкости для смешивания раствора, мастерок.

Современное бытование

Аутентичная форма. Район распространения – Республика Башкортостан.

Формы сохранения и использования объекта
В с.Большеустьикинское Мечетлинского района проводят брендовое мероприятие Межрегиональный фестиваль народных ремёсел «Мечетлинская мастерская». Печники, косари, пчеловоды, плотники, мастера декоративно-прикладного творчества северо-западного района Башкортостана представляют своё мастерство на фестивале. 
Источники информации

Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. Москва.: Наука, 2010. – 452 с.

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Бытовая, наследственная.