Метод ловли волков в Баймакском районе Башкортостана (башк. бүре һуғыу)

Категория объекта:
.
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.03.2022
Номер объекта:
10-002
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Метод ловли волков в Баймакском районе РБ



Описание

Охота на волков нагоном на лошадях – один из видов охоты у башкир. Охотник преследовал волка по его следам на снегу. Волк не мог бежать так долго и быстро, как башкирская лошадь и всадник его терпеливо загонял.

Справочная информация

Описание

Наиболее из почитаемых животных у башкир является волк. В мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках башкир волк выступает как тотемический предок, прародитель, покровитель и защитник. Одна из версий происхождения этнонима «башҡорт» связано с волком. Волк олицетворяется как сильный, могучий покровитель и предводитель. Следы культа волка наглядно проступают и в знахарстве. Закапывание волчьей головы под порог или фундамент дома, забрасывание ее под крышу, по поверьям башкир, предохраняли семью от болезней и злых наговоров, оберегали от злых духов и порчи, предотвращали беду, приносили благополучие, богатство и счастье. Закапывая волчью голову в помещении для скота или же около него, подвешивая череп над сараем, башкиры стремились оградить домашний скот от нападений хищных зверей. Все эти обычаи, обряды и поверья доказывают тотемную сущность волка.

В Баймакском районе Башкортостана, в лесных местностях района сохранили старый метод охоты. В остальных открытых местностях на снеге образуется твёрдый наст, и лошадь не может гнаться за волком, проваливается в сугроб. Охотится желательно в феврале – когда и снег не столь глубокий и волки без пищи ослабленные. Охотники Салимьян Ульябаев из деревни Бурзян-Елга и Шакир Давлеткильдин из деревни Ишберда охотятся на волков по старинному методу, переняли они от старшего поколения заядлых охотников Ягафара Давлеткильдина и Умуткужи Сыртланова. Лошади приучены к охоте. Они сильные и выносливые. Охотники особое внимание уделяют к подготовке лошади к охоте. На подготовку уходит немало времени и сил. Охота это, прежде всего, долгие часы, проведенные в лесах, часы активного передвижения. Вообще же лошадь должна быть выносливой, быстрой, иметь устойчивую психику и не расходовать себя напрасно. Главное требование, предъявляемое к лошади во время охоты – не бояться диких зверей. Берут их собой на охоту с обученными лошадьми, привязав их на коротком поводке к ним. Так они привыкают, начинают не бояться волков. Приученный конь не боится волков, учуяв его, сам нагоняет, иногда даже затаптывает.

При ловли волков используют дубину, рогатину и биту. Рогатина предназначена для давки зверя, дубину делают из березовой чаги, а у биты на один конец привязывается веревка, другой конец дугообразный. Данная охота заключается в том, при обнаружении следов волка в окрестностях или при нападении на домашний скот, охотники выдвигаются в лес и берут след. По рыхлому снегу волк не может долго бежать, уставший зверь обычно выходит на лесную тропинку и там настигают его. Иногда ловля продолжается и на следующие сутки. Уставший волк забивается в укромное место и замирает, притворившим мертвым. Пользуясь этим, охотник битой бьет пасть и, придавливая коленом горло, завязывает пасть и лапы арканом, затем привязывает к лошади. Если волк накидывается на охотника, то использует дубину и бьют волка по пасти. Привозят зверя домой, и держат на цепи во дворе несколько месяцев, ставят метку на ухо и отпускают на волю. Отпущенный волк больше никогда не возвращался в окрестности деревни. По словам информантов, им не встречались волки, которые побывали у них.
Техники/Технологии, связанные с объектом

Охотники из деревень Ишберда и Бурзян-Елга используют рогатину, биту, аркан. Биту прикрепляют к седлу так, что было удобно достать во время погони. Берут волков живьем в основном в феврале месяце, когда снег неглубокий и волки ослабленные. Волки обычно возвращаются на оставленную ими падаль. Увидев стаю волков, охотники стараются отделить двоих, одного волка нагоном. Затем гонятся за волком, пока он не устанет. Если первый день не удавалось поймать волка, то продолжали на второй день. Обычно уставший волк далеко не убегал. Догнав его, бьют по самому слабому месту битой – в пасть. Придавив шею волка рогатиной, завязывают пасть и задние лапы арканом. Домой везут его, привязав к лошади. В хозяйстве держат около 2 месяцев, затем отпускают в лес. Испуганный волк не возвращается больше в эти края. По наблюдениям и опыту охотники Салимьян Ульябаев и Шакир Давлеткильдеев говорят, что никогда нельзя бить дубиной по спине волка, иначе он может повернуться и наброситься на вас. В первую очередь бьют в самое слабое место – в пасть. От удара волк может потерять сознание. Волки обычно ложатся отдыхать там, где они съедают добычу. У них нет дома. Опытные охотники должны уметь издавать звуки по-волчьи. Через час-полтора волки придут на зов. Но нельзя часто их вызывать – учуют опасность и могут убежать. Сытый волк, когда его преследуют, выплёвывает всё съеденное, чтобы было легче бежать.

Источники сведений
Первые упоминания о ловли волка живьем можно найти в работах экспедиции под руководством Ивана Ивановича Лепехина, в 1768-1773 гг. По словам Лепехина, башкиры отправлялись для этой охоты даже в казахские степи. Гоняют башкиры на лошадях без собак главным образом волков, с собаками же  зайцев и лисиц. Выехав артелью в степь по первой пороше, охотники отыскивают след, по которому определяют, где должен скрываться зверь. Затем, отыскав его или случайно наткнувшись на него, преследуют. При этом охотники так увлекаются, что нередко запаливают лучших лошадей. Загнанного зверя (волка) они или берут живьем или убивают ударами нагайки по норке (носу). Зайцев и лисиц, на которых они охотятся с собаками, ловят эти последние. Башкирская охотничья собака особой породы, на длинных и тонких ногах с острой и длинной мордой, легким туловищем; она больше всего похожа на густопсовую борзую. Весьма интересное замечание описывает И. К. Кириллов: «Башкирцы… говорят, что де дикого зверя – волков всех перевели, и лошадей и скот свой без пастухов в степях и в лесах содержим (что подлинная правда,  ежели где волка завидят, того никогда не отпустят, собрався, от деревни до деревни гонят и всемерно убьют)». Путешественник Эверсман Эдуард Александрович, побывавший в Башкирии в середине ХIX века, в своих записях написал об охоте башкир на волков: «Башкирцы, как народ праздный, охотятся за волками зимою особенным образом. Охотники садятся на лошадей, следят волка по снегу, в продолжение нескольких дней гоняются за ним и наконец заганивают его до смерти. Когда стемнеет, они ночуют в ближайшей деревне и утром, опять уследив волка, продолжают охоту. Шкуру они продают рубля за три серебром, и вырученное делят между собою, строго наблюдая, чтоб никто не был обижен...»
Предметы, связанные с объектом
Рогатина (аса таяҡ), бита (һуйыл), аркан (арҡан), лошадь (ат).
Современное бытование

Традиция охоты на волков нагоном на лошадях древняя, это более гуманный метод охоты, который сохранился по сей день в лесных районах Баймакского района Республики Башкортостан. После выдержки волка во дворе, он не возвращался в деревню, не нападал на домашнюю скотину.

Источники информации

Илембетова А. Ф., Илимбетов Ф. Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. 2 изд., исп. и доп. – Уфа, АН РБ, Гилем, 2012.

Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. – СПб., 1771.

Эверсман Э. А. Естественная история Оренбургского края. Часть II. Естественная история млекопитающих животных Оренбургского края, их образ жизни, способы ловли и отношение к промышленности / Перевод В. И. Даля. – Казань, 1850.

https://kitaplong.ru/wolfhunt_rus

https://nashural.ru/culture/ohota/osobennosti-bashkirskoj-natsionalnoj-ohoty/

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Естественная, своими умениями делится старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим.