Мордовский томленый травяной чай (тикшень чайтикше) в Федоровском районе Башкортостана. Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-014
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеТомленый травяной чай на протяжении столетий является традиционным для мордвы мокша и эрзя Федоровского района Башкортостана. Он готовится на основе более 10 местных целебных растений, ягод и мёда. Томят чай в чугунке, в печи. Все действия, начиная от сбора трав, сопровождаются обращениями к богиням леса и земли, благопожеланиями и мордовскими песнями. Местная мордовская предпринимательница Татьяна Юртаева использовала опыт поколений и открыла кооператив «Целебные травы», в котором появились разные виды чая, пользующиеся большим спросом.Справочная информацияОписание
Историография
изучения мордвы Башкортостана включает работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е. Евсевьева (1864–1931), этнографических
экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством
В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и
Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и
поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и
фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и
Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная кухня мордвы Башкортостана до настоящего
времени не являлась темой специального исследования. По материалам
указанных авторов, мордовские крестьяне, эрзяне и мокшане, переселились на земли
современного Федоровского района с Пензенской губернии в конце XVIII
в., основали с. Федоровка, д. Алёшкино, с. Верхне-Алыштан, Нижний-Алыштан, с.
Кузьминовка. Будучи «лесным народом», они быстро адаптировались к местным
природно-географическим условиям и стали использовать дары природы как для
утоления жажды, так и для лечения недугов и восполнения энергии. Благодаря
произрастанию многочисленных целебных растений они создали рецепты напитка,
который сейчас называют мордовским томленым травяным чаем. Традиции приготовления томленого травяного
чая в настоящее время зафиксированы в с. Кузьминовка, с. Алёшкино и д.
Гончаровка Федоровского района Башкортостана. В состав томленного
мордовского чая входит свыше 10 ароматных лекарственных растений и ягод: душица,
зверобой, иван-чай, мята, липовый цвет, плоды шиповника, земляника, лесная
малина, лесная смородина, лесная вишня и др. Сбор каждого растения производится
в свой срок, но всегда вручную рано утром после того, как спадает роса. Затем они
высушиваются естественным способом в темном месте. Раньше чай готовили в дровяной
печи в чугунках, сейчас – на плите. Травы
томят до темного цвета, когда напиток приобретает необычный вкус и аромат, заваривают
не менее 10–15 минут, часто
используют как вкусовую добавку к черному чаю. Пьют с сахаром, башкирским
медом. Татьяна Юртаева из с. Алёшкино использовала народные традиции по приготовлению томленого чая для организации в 2019 году сельскохозяйственного кооператива «Целебные травы». Кооператив занимается сбором, сушкой, ферментацией трав, которые произрастают на экологически чистой территории Федоровского района, фасовкой. Ассортимент постоянно расширяется: помимо чая «Из печи» выпускается еще несколько марок чая - «Антистресс», «Женское здоровье», «Красная ягода», «Мятный бриз», «Башкирский чай» и др. Рецепты совершенствуются: к травам в процессе томления добавляются свежие или замороженные в морозильных камерах ягоды, а также сухофрукты. Изменилась и технология приготовления: для высушивания трав используются деревянные эко-сушилки, сохраняя пользу, вкус и аромат лета, вместо печи для томления – специальное оборудование. Томленный травяной чай стал брендом Федоровского района Республики Башкортостан. Предприятие имеет ряд наград: Золотую медаль фестиваля «Наш бренд» в г. Уфе (2019), Золотую медаль на выставке Агрокомплекс (2020) и др. В планах – производство эфирных масел. Наряду с механизацией труда
сохраняются и традиции. При сборе трав
Татьяна Юртаева обращается к богам природы, просит мордовскую богиню леса Виравал
показать ей нужную поляну, а после благодарит богиню. Травы следует брать,
не злоупотребляя богатствами природы. К богу земли Татьяна Юртаева обращается, когда
укладывает высушенные травы в печь. Любимой травой она называет душицу с
добавлением листьев малины и смородины. Татьяна Юртаева советует использовать
травяные чаи от разных болезней, для лечения бронхита она советует потомить с
утра в термосе травы, добавить ложку меда и пить перед сном. Местные травницы
советуют собирать травы, произнося благопожелания, исполняя мордовские
лирические песни. Мордовский
национально-культурный центр организовал видеосъемку процесса сбора целебных
трав и приготовления чая на костре, сопровождаемых исполнением мордовских песен.
Мордовским томленым чаем нередко угощают гостей во время проведения мероприятий
мордовского центра. Техники/Технологии, связанные с объектом
Сбор растений и ягод, их засушка и заморозка, томление. Источники сведений
Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An
Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990. László
V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről.
Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. Merja
Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran
Aikakauskirja. № 86.
Helsinki, 1995. S. 199–222. Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы
по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) //
Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2.
Уфа, 2018. С. 137–160. Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре //
Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298. Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев
Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор
и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С.
79–103. Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования
профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во
Мордов. ун-та, 2003. 240 с. Бурдуков М. Мордва.
Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177. Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т.
1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с. Карпухин И.Е. Свадьба русских
Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. 239 с. Корнишина Г.А.
Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы
бытования. Саранск, 2000. Кузеев Р.Г. Народы
Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.:
Наука, 1992. Мордва. 300 лет в
соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных
публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок,
посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский
национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г.
Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с. Мурзабулатов М.В. Мордовское
население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995. Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль «Вастома». vk.com›wall-146259922_1140
Народы Башкортостана.
Энциклопедия. Уфа, 2014. Народы Башкортостана:
историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. Народы Поволжья и
Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы
Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография»,
2016. 270 с. Садиков Р.Р. Мордва
Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и
этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы
Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004.
Щербаков А.С. Мордва
Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с.
(Сер. Мордва России). Этнокультурные
процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е.
Нечвалода и др. СПб., 2015. В
Федоровском районе поделлись секреами заготовки мордовского томленого чая. URL:
https://addnrb.ru/novosti/v-fedorovskom-rajone-podelilis-sekretami-zagotovki-mordovskogo-tomlennogo-chaya/ Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович,
доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других
финно-угорских народов. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр
народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Чай является маркером
мордовской традиционной культуры. Способы передачи традиции Естественная, через передачу
из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Мордва – финно-угорский
народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные
этнокультурные особенности и говорящих на разных письменно-литературных языках
– эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи считают их самостоятельными
этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим
регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской,
Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республик
Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить
к этнотерриториальной группе «приуральская мордва». Основная часть мордвы
Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка
и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово
Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от
остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. Исторический аспект Заселение мордвой Заволжья
начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения
мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине
в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри;
2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная
христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было
обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение
в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее -
столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход
из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную
собственность. Социологический аспект Численность мордвы в
Уфимской губернии по переписи Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящих на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «Приуральская мордва». Основная часть мордвы
Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка
и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д.
Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая
именует себя мурза, их самоназвание –
мурзат (мн. ч.). Главное их отличие
от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. Лингвистический аспект Томленый чай – от слова «томить» (травы в печи). |