Мордовский томленый травяной чай (тикшень чайтикше) в Федоровском районе Башкортостана.

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-014
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Томленый травяной чай на протяжении столетий является традиционным для мордвы мокша и эрзя Федоровского района Башкортостана. Он готовится на основе более 10 местных целебных растений, ягод и мёда. Томят чай в чугунке, в печи. Все действия, начиная от сбора трав, сопровождаются обращениями к богиням леса и земли, благопожеланиями и мордовскими песнями. Местная мордовская предпринимательница Татьяна Юртаева использовала опыт поколений и открыла кооператив «Целебные травы», в котором появились разные виды чая, пользующиеся большим спросом.

Справочная информация

Описание

Историография изучения мордвы Башкортостана включает работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е. Евсевьева (1864–1931), этнографических экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под руководством А. Харлова, экспедиций 20032024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов. Традиционная кухня мордвы Башкортостана до настоящего времени не являлась темой специального исследования.

По материалам указанных авторов, мордовские крестьяне, эрзяне и мокшане, переселились на земли современного Федоровского района с Пензенской губернии в конце XVIII в., основали с. Федоровка, д. Алёшкино, с. Верхне-Алыштан, Нижний-Алыштан, с. Кузьминовка. Будучи «лесным народом», они быстро адаптировались к местным природно-географическим условиям и стали использовать дары природы как для утоления жажды, так и для лечения недугов и восполнения энергии. Благодаря произрастанию многочисленных целебных растений они создали рецепты напитка, который сейчас называют мордовским томленым травяным чаем. Традиции приготовления томленого травяного чая в настоящее время зафиксированы в с. Кузьминовка, с. Алёшкино и д. Гончаровка Федоровского района Башкортостана.

В состав томленного мордовского чая входит свыше 10 ароматных лекарственных растений и ягод: душица, зверобой, иван-чай, мята, липовый цвет, плоды шиповника, земляника, лесная малина, лесная смородина, лесная вишня и др. Сбор каждого растения производится в свой срок, но всегда вручную рано утром после того, как спадает роса. Затем они высушиваются естественным способом в темном месте. Раньше чай готовили в дровяной печи в чугунках, сейчас – на плите. Травы томят до темного цвета, когда напиток приобретает необычный вкус и аромат, заваривают не менее 10–15 минут, часто используют как вкусовую добавку к черному чаю. Пьют с сахаром, башкирским медом.

Татьяна Юртаева из с. Алёшкино использовала народные традиции по приготовлению томленого чая для организации в 2019 году сельскохозяйственного кооператива «Целебные травы». Кооператив занимается сбором, сушкой, ферментацией трав, которые произрастают на экологически чистой территории Федоровского района, фасовкой. Ассортимент постоянно расширяется: помимо чая «Из печи» выпускается еще несколько марок чая - «Антистресс», «Женское здоровье», «Красная ягода», «Мятный бриз», «Башкирский чай» и др. Рецепты совершенствуются: к травам в процессе томления добавляются свежие или замороженные в морозильных камерах ягоды, а также сухофрукты. Изменилась и технология приготовления: для высушивания трав используются деревянные эко-сушилки, сохраняя пользу, вкус и аромат лета, вместо печи для томления – специальное оборудование. Томленный травяной чай стал брендом Федоровского района Республики Башкортостан. Предприятие имеет ряд наград: Золотую медаль фестиваля «Наш бренд» в г. Уфе (2019), Золотую медаль на выставке Агрокомплекс (2020) и др. В планах – производство эфирных масел.

Наряду с механизацией труда сохраняются и традиции. При сборе трав Татьяна Юртаева обращается к богам природы, просит мордовскую богиню леса Виравал показать ей нужную поляну, а после благодарит богиню. Травы следует брать, не злоупотребляя богатствами природы. К богу земли Татьяна Юртаева обращается, когда укладывает высушенные травы в печь. Любимой травой она называет душицу с добавлением листьев малины и смородины. Татьяна Юртаева советует использовать травяные чаи от разных болезней, для лечения бронхита она советует потомить с утра в термосе травы, добавить ложку меда и пить перед сном. Местные травницы советуют собирать травы, произнося благопожелания, исполняя мордовские лирические песни.

Мордовский национально-культурный центр организовал видеосъемку процесса сбора целебных трав и приготовления чая на костре, сопровождаемых исполнением мордовских песен. Мордовским томленым чаем нередко угощают гостей во время проведения мероприятий мордовского центра. 

Техники/Технологии, связанные с объектом

Сбор растений и ягод, их засушка и заморозка, томление. 

Источники сведений

Lallukka S. The East Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990.

László V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről. Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. 

Merja Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. № 86. Helsinki, 1995. S. 199–222. 

Абдулхаликов Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан (экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137160.

Ананичева Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298.

Бояркина Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е. Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103.

Булычева Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.

Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. 1905. 19 авг. № 177.

Евсевьев М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. 360 с.

Карпухин И.Е. Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак, 1997. 239 с.

Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни. Структура. Формы бытования. Саранск, 2000.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.

Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей, современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации «Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост. А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с.

Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и материалы. Уфа, 1995.

Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль «Вастома». vk.comwall-146259922_1140

Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.

Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.

Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.

Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016.  270 с.

Садиков Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. 

Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России).

Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.

В Федоровском районе поделлись секреами заготовки мордовского томленого чая. URL: https://addnrb.ru/novosti/v-fedorovskom-rajone-podelilis-sekretami-zagotovki-mordovskogo-tomlennogo-chaya/

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь этнографии мордвы и других финно-угорских народов. 

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики Башкортостан. 

Сведения о действиях над/с ОНКН

Ведется работа по популяризации продукции местного кооператива.

Предметы, связанные с объектом

Бытовая утварь. 

Современное бытование

Федоровский район Республики Башкортостан, г. Уфа.

Историческое бытование

Мордовские селения Уфимской губернии.

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Активная форма.



Исключительность/ценность

Чай является маркером мордовской традиционной культуры.



Способы передачи традиции

Естественная, через передачу из поколения в поколение.



Форма бытования

Бытовая.



Этнологический аспект

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящих на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. 



Исторический аспект

Заселение мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри; 2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее - столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную собственность.



Социологический аспект

Численность мордвы в Уфимской губернии по переписи 1897 г. составила 37,3 тыс. чел. В 1926 г. численность мордвы в БАССР составила 52,3 тыс. чел., накануне Великой Отечественной войны - более 57 тысяч. В последующие годы наблюдалось уменьшение численности мордвы по причине урбанизации и ассимиляции в русской среде (фактическое обрусение) в результате смешанных браков. Численность мордвы в Башкортостане составляла в 1989 г. – 31,0 тыс., в 2002 – 26,0 тыс., в 2010 г. – 20,3 тыс. чел. (0,5 % населения). Численность с. Кузьминовка Федоровского района РБ составляет 439 чел. (2010).

Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящих на разных письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий некоторые исследователи  считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в Поволжье, эрзя и мокша расселилась во многих регионам России: в пределах Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан. Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной группе «Приуральская мордва».

Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д. Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат (мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много русских заимствований. 



Лингвистический аспект

Томленый чай – от слова «томить» (травы в печи).