Традиционное блюдо пилине у мордвы Федоровского района Башкортостана Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
мордва
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-011
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ
ОписаниеПилине представляет собой вид пельменей с 6–8 защипками. По сравнению с традиционными русскими пельменями они более крупные и лепятся веревочкой. Получаются сочные, с бульоном внутри. Подаются со сметаной или с сырым соусом, в состав которого входят помидоры, хрен и чеснок.Справочная информацияОписание
Историография изучения мордвы Башкортостана включает
работы А.Ф. Юртова (1854–1916), М.Е.
Евсевьева (1864–1931), этнографических
экспедиций с 1953 по 1969 гг. московских и саранских ученых под руководством
В.Н. Белицер, экспедиций 1975 и 1977 гг. венгерских этномузыковедов Л. Викар и
Г. Берецки (последние в с. Кузьминовка записали старинные свадебные и
поминальные песни-плачи), экспедиций 1995 и 1998 гг. финского лингвиста и
фольклориста Мерья Сало, экспедиций 2018–2023 гг. Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки под
руководством А. Харлова, экспедиций 2003–2024 гг. Р.Р. Садиков. Сведения об истории и
этнографии мордвы Башкортостана обобщил Р.Р. Садиков. Наблюдения над этнической культурой мордвы оставили А.С. Щербаков и Р.Р. Абдулхаликов.
Традиционная пища мордвы Башкортостана до настоящего времени не являлась темой
специального исследования. По материалам указанных авторов, село Алёшкино (Дём пря – Дёмские вершины) Федоровского
района основано в конце XVIII в. мордовскими переселенцами из
Пензенской губернии. По устным рассказам старожилов, основателем села стал крестьянин по имени Алексей (Алёшкино от уменьшительно-ласкательного
Алёшка). В 1797г. в д. Алёшкино было 409 жителей. Полевые исследования, проведенные в мае 2024 г.
показали, что население Алёшкино сохранило эрзянский язык и традиционную
культуру, в том числе традиционные блюда. Среди популярных мордовских традиционных блюд – пилине. Название блюда родственно русскому названию «пельмени», в коми языке: пель нянь – «хлебное ухо». В настоящее
время готовится как праздничное и повседневное блюдо. Отличие пилине от русских пельменей в том, что они более крупные и
лепятся обязательно веревочкой. Получаются сочными, с бульоном внутри. Подаются
со сметаной или с сырым соусом, в состав которого входят помидоры, хрен и
чеснок. Рецепт теста: 1 яйцо, 1 стакан теплой
воды, 1 столовая ложка подсолнечного масла, немного соли, 3 стакана муки. Рецепт
фарша: 500 грамм свинины, 500 грамм говядины, две средние луковицы, четыре
зубчика чеснока, по вкусу - соль и
черный молотый перец, половина стакана холодной воды. Приготовление. Замешиваем тесто, делаем мясной
фарш с добавлением воды и лепим крупные пельмени с 6-8 защипками. Варим в
подсоленной воде, вынимаем, посыпаем укропом. Блюдо готовят не только в с. Алёшкино
Федоровского района, но и других мордовских селениях. В с. Садовка
Стерлитамакского района пилине
готовят с мясной, картофельной, капустной, творожной грибной, ягодной начинкой,
в зависимости от наличия тех или продуктов в крестьянском хозяйстве в
конкретное время года. Пилине — это блюдо финно-угорских народов,
заимствованное русскими и другими народами. Похожие блюда есть в кухнях многих народов мира. В Китае,
Японии, Корее – цзяоцзы (гёдза), баозцы, вонтоны, манду и шуман, Средней Азии,
Монголии, Тибете, Бурятии, Калмыкии – манты, позы (буузы), бёринги, момо и
чучвара, в Израиле – креплах, у мари – подкошыдьо, на Кавказе - хинкали и др. Техники/Технологии, связанные с объектом
Заготовка фарша, замешивание и раскатывание теста, нарезка на кусочки, защипывание,
варка. Источники сведений
Lallukka S. The East
Finnic Minorities in the Soviet Union.An Appraisal of the Erosive Trends.Helsinki, 1990. László
V. Volgán Innen, Volgán túl. Naplójegyzeter a Magyar őshaza videkeről.
Budapest, 2002. S. 286–287, 318–320. Merja
Salo. Matka diasporan mordvalaisiin kesällä 1995 // Suomalais-Ugrilaisen Seuran
Aikakauskirja. № 86.
Helsinki, 1995. S. 199–222. Абдулхаликов
Р.А. Полевые материалы по этнографии мордвы Республики Башкортостан
(экспедиционные записи 2017 г.) // Документы и материалы по истории и
этнографии народов Южного Урала. Вып. 2. Уфа, 2018. С. 137–160. Ананичева Т.М.
Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре // Типология и взаимосвязи
фольклора народов СССР. М., 1980. С. 282–298. Бояркина Л.Б. Календарные и
круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции,
музыкально-стилевые особенности) // Фольклор и фольклоризм / сост. Н.Е.
Булычева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 79–103. Булычева Н.Е. Фольклор и
фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале
мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с. Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские
ведомости. 1905. 19 авг. № 177. Евсевьев
М. Е. Избранные труды. В 5 т. Т. 1. Народные песни мордвы. Саранск: Мордов. кн.
изд-во, 1961. 360 с. Кандрина И.А., Щанкина Л.Н. Традиционное питание мордвы Республики
Мордовия и Дальнего Востока // Вестник ТГТУ. 2011. Том 17. № 1. С. 230–241. Карпухин И.Е.
Свадьба русских Башкортостана в межэтнических взаимодействиях. Стерлитамак,
1997. 239 с. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Исторические корни.
Структура. Формы бытования. Саранск, 2000. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический
взгляд на историю. М.: Наука, 1992. Мордва. 300 лет в соцветии курая. Сб. историко-этнографических статей,
современных публицистических очерков, воспоминаний участников событий и
зарисовок, посвященных 20-летию создания региональной общественной организации
«Мордовский национально-культурный центр Республики Башкортостан» / авт.-сост.
А.Г. Карпова. Стерлитамак, 2017. 148 с. Мурзабулатов М.В. Мордовское население Башкортостана. Исследования и
материалы. Уфа, 1995. Народный мордовский фольклорно-этнографический ансамбль «Вастома».
vk.com›wall-146259922_1140
Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002. Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва.
Удмурты. М., 2000. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы
Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая
типография», 2016. 270 с. Садиков
Р.Р. Мордва Башкортостана: традиции и современность // Современные
этнополитические и этносоциальные процессы в России: модель Республики
Башкортостан. Материалы Межрегион. науч.-практ. конференции. Уфа, 2004. Щербаков А.С. Мордва Башкирского Приуралья. Историко-этнологические
очерки. Саранск, 2016. 280 с. (Сер. Мордва России). Этнокультурные процессы на Южном
Урале в XX – начале XXI в. / Ф.Г. Галиева, Р.Р. Садиков, Е.Е.
Нечвалода и др. СПб., 2015. Лица, имеющие отношение к ОНКН
Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь
этнографии мордвы и других финно-угорских народов. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Республиканский центр народного творчества Министерства культуры Республики
Башкортостан.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Историческое бытование
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Активная форма. Исключительность/ценность Блюдо является маркером мордовской традиционной культуры. Способы передачи традиции Естественная, через передачу из поколения в поколение. Форма бытования Бытовая. Этнологический аспект Мордва – финно-угорский народ России, состоящий из двух субэтносов – эрзи
и мокши, имеющих существенные этнокультурные особенности и говорящих на разных
письменно-литературных языках – эрзянском и мокшанском. В силу различий
некоторые исследователи считают их самостоятельными этносами. Сформировавшись в
Поволжье, эрзя и мокша расселилась по многим регионам России: в пределах
Республики Мордовия, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской,
Нижегородской, Оренбургской области, Республик Башкортостан и Татарстан.
Мордву, проживающую в Башкортостане, принято относить к этнотерриториальной
группе «приуральская мордва». Основная часть мордвы Башкортостана – эрзя; мокша составляет лишь
незначительную долю (с. Кузьминовка и д. Булякай Федоровского района). В д.
Кожай-Андреево Туймазинского и д. Кожай-Максимово Ермекеевского районов РБ
проживает группа мордвы-эрзя, которая именует себя мурза, их самоназвание – мурзат
(мн. ч.). Главное их отличие от остальных эрзи заключается в языке, где много
русских заимствований. Исторический аспект Заселение
мордвой Заволжья начинается в основном с конца XVII в. В конце XVIII в. существовали поселения мордвы
Федоровка, Кузьминовка, Алешкино, Наумкино, Старомакарово и др. Причинами переселения
мордвы на территорию Башкортостана стали: 1) недостаток земель на прежней
родине в результате переселения туда русских крестьян и захвата земель под монастыри;
2) растущее притеснение мордвы со стороны русских властей; 3) насильственная
христианизация мордвы. В XIX – начале XX в. переселение мордвы в Заволжье было
обусловлено отменой крепостного права (1861), что вызвало социальное расслоение
в деревне и стремление решить эту проблему путем переселений, а позднее -
столыпинской аграрной реформой 1906 г., обеспечившей крестьянам свободный выход
из сельской общины с предоставлением им земельного надела в полную
собственность. Социологический аспект Численность мордвы в Уфимской губернии по переписи Численность с. Алёшкино Федоровского района РБ составляет 240 чел. (2010),
79% населения – мордва-эрзяне. Лингвистический аспект Название блюда пилине родственно русскому названию «пельмени», в коми языке: пель нянь – «хлебное ухо». |