Певческие традиции народного семейного фольклорного ансамбля «Калинушка» г. Бирск

Категория объекта:
Вокальные жанры
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-026
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

"Мамашенька бранится", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 544.9 MБ

"Потеряла я колечко", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 603.3 MБ

"Последний нонешний денечек", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 344 MБ

"У сотничка во дворе", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 350.4 MБ

"Сказал казак через долину", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 581.9 MБ

"Ой с вечора", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 315.6 MБ

"Братцы-кубанцы", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 431.2 MБ

"Уродилася я", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 343.3 MБ

"На серебряных волнах", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 476.3 MБ

"Кругом осиротел я", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 905.8 MБ

"Соловей кукушку уговаривал", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 398.9 MБ

"Я по бережку похаживала", исполняет народный семейный фольклорный ансамбль "Калинушка»" (г. Бирск, 2024)


Размер файла: 313.9 MБ

Описание

«Калинушка» – семейный коллектив, который был образован в 2015 г. при ГДК г. Бирска. Ансамбль включает в себя 4 поколения детей, внучек и правнучек по женской линии Кулагиной Валентины Петровны, старейшей песенницы из с. Калинники Бирского района. В репертуаре ансамбля имеется более 30 песен. Сама же Валентина Петровна исполняет более 70 старинных песен. Руководителем ансамбля «Калинушка» является внучка Валентины Петровны – Копейкина Татьяна Сергеевна. Ансамбль не раз становился победителем республиканских и российских конкурсов. Коллектив занимается сохранением и восстановлением песенных традиций, присущих региону, а также изучает другие объекты нематериального культурного наследия: бытовые, хороводные пляски, сказки, потешки; ставит на сцене целые постановки на тему народных праздников.

Справочная информация

Описание

Село Калинники Бирского района – один из самых ярких и самобытных локальных очагов песенной культуры Башкортостана. Находится село на берегу озера Старица (старице Белой), близ устья реки Калинки в Бирском районе Республики Башкортостан.

В XVII веке царское правительство стало жаловать башкирские земли во владение монастырям. Под покровительством Успенского монастыря в 1651 году были основаны сёла Калинники, Монастырские Дуванеи, Криуши, Зуево, Сорвиха.

Монастырские Дуванеи – одна из самых старинных деревень нашей республики с очень богатой и интересной историей. Первое письменное упоминание поселения относится к 1651 году. Местность, где расположилось село, обжита с давних пор. Еще в VIII-VII вв. до нашей эры, в эпоху раннего железа, здесь жили люди. По этой земле проходили со своими табунами древние сарматы и ногайцы. Название дуваней в источниках является русифицированной формой названия башкирского племени дуван (башк. «дыуан»)[1].

Первые переселенцы кормились вместе с монастырской братиею, одновременно деревни были пристанищем и для беглых крестьян, которые потом оседали здесь. В 1824 году через Калинники проехал император Александр Первый. В селе были устроены почтовая и транспортная станции, через них проходили дороги, связывающие Уфу с северо-восточными и северными районами. По этим же дорогам в Калинники стекались крестьяне на ежегодную ярмарку. Позднее в цент­ре села была построена церковь, освящённая в честь Димитрия Солунского с пределами св. Петра и Павла (разрушена в 50‑е годы)[2].

По Асфандиярову А.З. («История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий») в первой четверти XVIII века земли дуванейцев на севере уходили в леса "Осинской дороги на реке Бирь", достигая "межи Таныпской волости" и "межи Сибирской дороги".

«В 7207 году (1699) по указу государя Петра Алексеевича и по памяти стольника и воеводы И. Н. Пушкина уфимцом Никитой Бреховым по полюбовному челобитью башкирские вотчины Дуванейской и Каршинской волостей меж ими размежеваны и межи той их вотчины и урочищи идучи из Дуваней Монастырских чрез деревню Зуеву по речке Мочняс до вершины тое речки, а с вершины подле лесу до вершины Кош речки, что впала в Бирь реку по дороге, что ездят в Сунеево до вершины речки Курузуль с вершины на Янашевку речку и по той речки по правую сторону тех урочищ Каршинская вотчина, а по левую - Дуванейской с той же речки Ямашевки на нижней мосты по дороге ключа, а с того ключа до вершины речки и по оной речки на низ до граней Романа Трусова, в размежевании вотчин двух волостей – и его брат по левую сторону вотчина Дуванейская до Бирь реки, а по правую – Каршинская…»[3]

Именно с селом Калинники связано начало формирования известного на всю республику и за его пределами ансамбля «Калинушка». Идейным вдохновителем и организатором семейного ансамбля стала Татьяна Сергеевна Копейкина. По ее словам,  ее семья с музыкой идет по жизни уже более 250 лет. Большую роль при организации ансамбля сыграла её бабушка – Валентина Петровна Кулагина, известная как исполнительница старинных песен из с. Калинники.

Кулагина Валентина Петровна родилась в д. Старицыно 1 сентября 1931 года в семье Петра Ивановича и Марины Мироновны Цуцкаревых. Отец был инвалидом – по молодости на спор поднял груженую тележку и надорвал спину, так и остался на всю жизнь сгорбленным. Он был грамотным, в войну помогал солдаткам писать письма. И председателем колхоза был, и заведующим фермой. Очень честным и справедливым был человеком.

Мама выполняла всю колхозную работу. Косила сено, убирала урожай, пахала, засевала и полола поля. Да и дома работала и за себя, и за мужа. Валентина Петровна вспоминает, как ходили за дровами за деревню в лес – отец сидит на берегу рыбу удит, а они с матерью сами и нарубят, и наломают, и в сани сложат. Обратно ехать – отец возьмется за сани, держится и идет тихонько рядом.

Вспоминает Валентина Петровна еще как, бывало, подзовет ее отец к себе: «Идем, Валётка, вечорить будем», сядет она к отцу на коленки и затянут русскую, душевную... К слову, ее родители пели в храме на клиросе.

Валя изо всех сил помогала родителям во всех делах. Особенно тяжело пришлось в войну – она успела закончить только второй класс. Работали все, на работу ходили каждый день. Не было ни выходных, ни праздников[4]. О своей юности она повествует так:

«Родилась я в 1931 году и к началу войны закончила второй класс.
Отец мой, Цуцкарев Пётр Иванович, был инвалидом и на войну не призывался. Он был грамотным, помогал солдаткам писать письма. И председателем колхоза был, и заведующим фермой. Очень честным и справедливым был человеком. Мама, Старцева Марина Мироновна, выполняла всю колхозную работу. Косила сено, убирала урожай, пахала, засевала и полола поля. Я изо всех сил помогала взрослым во всех делах. Работали тогда все за трудодни, на работу ходили каждый день. Не было ни выходных, ни праздников. Выполняли всю работу вручную, использовали лошадей и быков. В колхозе тогда выращивали интересное растение под названием кок-сагыз. Он использовался в промышленности для производства резины. Осенью кок-сагыз выпахивали на лошадях, а я с другими ребятишками собирала корни. Ещё собирали коноплю, но сначала выбирали из неё посконь (это мужское растение конопли). Из поскони делали плотную ткань.

Для снегозадержания на полях мы с ребятами ставили джолы. Девчонки плели тын из дудок, растущих на берегу озера. Примерно 1м высота, 2-3 м длина. Мальчишки ставили колья в поле и крепили к ним эти щиты. Мы называли эти конструкции джолы. Зимой собирали золу по домам, которой потом удобряли поля.

Жили тяжело, очень голодно было, одевать было нечего. До морозов ходили босиком, а зимой в лаптях. Ели лебеду, перезимовавшую картошку. Собирали мох, кислятку, сиргибуз, дикий лук. Во время страды давали по 100 гр хлеба и по одной ложке муки. Из неё варили суп-затируху. Во многих домах было своё хозяйство, огород. Но на продукты питания, выращенные дома, доводился план сдачи государству. Молоко, яйца, мясо, шерсть, всё сдавали, себе ничего не оставалось. Трудно было, но никто не падал духом. Зимними вечерами собирались в каком-нибудь доме. Шили кисеты, вязали носки, варежки для солдат…»[5]

«Раньше у нас в Старицыно было два колхоза: «Заря» и «Моряк», а Калинники тогда существовали отдельно. Отец мой хорошо пел, от него, наверное, унаследовала любовь к песням. С малых лет мы выполняли колхозную работу. Раньше весело работали! Бывало, едем на луга с балалайкой, с песнями, одетые во всё хорошее, что у нас было. Переодевались потом. Было весело, хотя и есть было нечего — почти всё отдавали в казну… Женщина лет сорока была прикреплена к детям на время молотьбы, так она как скомандует: «А ну-ка, девчонки запевайте вашу песню!». Мы маршируем и поём «Во городе во Свердлове»… Были и пионерами. Потом пешком ходили в Бирск вступать в комсомол… »[6]. За прожитые годы она многого повидала, однако никогда не унывала и поддерживала себя песнями.

После войны, не окончив и 7 классов, Валентина уехала на стройку в г. Туймазы, где жил ее дядя Иван Иванович. Там же вышла замуж. Но прожили они недолго – муж уехал к родителям, а Валентину отец не отпустил. У нее родилась двойня – мальчик и девочка. Одной было тяжело, и Валентина хотела, было, вернуться к родителям в Старицыно. Но дети умерли, и Валентина осталась в Туймазах.

В 1955 году Валентина Петровна вышла замуж повторно – за Ивана Усачева. В 1956 году родилась дочь Вера, через 2 года вторая – Надежда.
В 1959 году супруг отправляется в Казахстан на освоение целины и забирает с собой семью. Там, в г. Гурьев (ныне город Атырау на западе Казахстана) в 1961 году родился сын – Сергей.

В 1962 году, узнав о тяжелой болезни матери, Валентина Петровна с семьей вернулась в Калинники. В сентябре 1965 года, не дожив до рождения второго сына 3 месяца, умер Иван. Валентина Петровна назвала сына именем папы. Новым отцом для 4х детей Валентины стал Николай Кулагин. В 1971 году у Николая Демидовича и Валентины Петровны родилась дочь – Любовь.

С 1964 года Валентина Петровна участвует в самодеятельности. Сначала в кружке при сельской школе. Затем в Доме Культуры с. Калинники. В 1978 году при ДК сформировался вокальный ансамбль «Калинка», одной из самых уважаемых участниц которого стала Валентина Петровна. Этот ансамбль раньше был просто кружком народной песни при школе деревни Старицыно, и в нём с 1964 года пела Валентина Кулагина.

В 1987 году при Калинниковском ДК сформировался фольклорный ансамбль «Калинка», в состав которого вошли подруги Валентины Петровны, бабушки-песенницы. Часто вспоминает Валентина Петровна своих подруг из прежней «Калинки». Коллектив просуществовал десять лет, год от года редея в силу естественных причин. В первый состав ансамбля входили: В. П. Кулагина, К. И. Казанцева, П. В. Елизарьева (1925 г. р.), К. Е. Ермолаева (1927 г. р.), В. С. Куфтерина (1928 г. р.), В. Р. Резнова (1929 г. р.), а руководила ими Клавдия Филатовна Кузнецова. Основу репертуара коллектива составили старинные русские песни В.П. Кулагиной, которые она запомнила с детства от своих отца и матери.

В начале 2000-х Валентина Петровна оставила ансамбль, в который в разное время помимо В. П. Кулагиной входили ее 2 дочери — Вера и Надежда и внучка Татьяна. И в 2015 году они образовали свой семейный фольклорный ансамбль «Калинушка», в котором полноправными артистами стали уже правнуки Валентины Петровны[7].

Валентина Петровна, по словам дочерей, «и сегодня энергичный и живой по характеру человек». Она редко сидит на месте и в свои 93 полных лет постоянно чем-то занята, в доме она и за хозяина, и за хозяйку. У Кулагиной В. П. 14 внуков и 18 правнуков.

Репертуар ансамбля «Калинушка» составляют русские народные песни, местные обряды и традиции. Костюмы, в которых выступают участники ансамбля, изготовлены по образцам родного края и являются гармоничным дополнением концертных номеров.

В работе с коллективом используется трёхголосье. Ярко представлены открытая, звонкая подача звука с насыщенной вибрацией. Впечатляет уровень исполнительской импровизации и вокального мастерства певцов.

Семья не мыслит себя без народных песен, частушек, сохраняет обряды и традиции своей малой родины. Валентина Петровна – кладезь старинных песен, она известна своими частушками не только в городе и районе, но и далеко за их пределами. Многочисленный призёр районных, республиканских, межрегиональных и всероссийских фестивалей и конкурсов за народный вокал. Имеет благодарность за большой вклад в развитие русской народной культуры от министра Республики Башкортостан А. И. Шафиковой. Всю свою любовь к русскому фольклору она передаёт младшему поколению.

Целью работы коллектива является возрождение и развитие национальных музыкально-песенных, танцевальных, а также этнокультурных традиций русского народа в данной местности.



[1] Воробьев К. История села Калинники // https://vk.com/@kalinushka_birsk-yvayvayva

[2] Гориченская Л. Ой, да ты калинушка // https://rampa-rb.com/articles/narodnoe-tvorchestvo/2020-06-27/oy-da-ty-kalinushka-210840

[3] Воробьев К. История села Калинники // https://vk.com/@kalinushka_birsk-yvayvayva

[5] Кулагина Валентин Петровна в годы войны // Фольклорный ансамбль «Калинушка» ГДК г. Бирск // https://vk.com/wall491466624_1475?w=wall-165456382_1444&ysclid=m18xmc8ap0613457580

[6] Гориченская Л. Ой, да ты калинушка // https://rampa-rb.com/articles/narodnoe-tvorchestvo/2020-06-27/oy-da-ty-kalinushka-210840

Техники/Технологии, связанные с объектом

По своему жанровому составу репертуар ансамбля довольно обширен. Довольно заметно преобладание лирических песен, есть также плясовые, шуточные, хороводные песни.

Лирические протяжные песни ансамбля “Калинушка” занимают центральное место, отличаются большой распевностью, развитостью гармонически-полифонической фактуры, богатством ладовых красок, придающих им колоритное совеобразие и свежесть.

В репертуаре «Калинушки» есть песня «Мамашенька бранится». Песня довольно распространенная, однако варианты песен отличаются территориально. В песне прослеживается возникновение своего рода диалога-сценки: герой и героиня песен (в 1-м или 3-м лице) постоянно противопоставляются друг другу в их намерениях, планах, поступках; в предпочтительном положении оказывается по традиции мужчина, женщина унижается им, унижает сама себя. Цикл, однако, завершается победой героини[1].

Русская народная песня «Потеряла я колечко», в основе которой лежит стихотворение Матвея Ожегова «Колечко» (1896 г.), относится к разряду балладных песен. Есть несколько версий этой песни, отличающихся лишь концовкой. Вариант, который исполняется «Калинушкой», заканчивается страданиями покинутой и обманутой женщины. Он представляет собой пример произведения переходного типа от балладной песни к романсу, когда исчезает детализация трагических событий и внимание исполнителя переключается с внешнего мира исключительно в сферу чувств[2].

Я отдам сестре малютку,

Сама в море утоплюсь.

Сколько раз в море ныряла,

Не достала в море дна.

Своми русыми косами

Украшала берега.

В основу старинной русской песни «Уродилася я» легло стихотворение русского поэта-самоучки XIX в. Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880), написанное в 1875 году.

Сиротой я росла, как былинка в поле;

Моя молодость шла у других в неволе.

 

Я с тринадцати лет по людям ходила,

Где качала детей, где коров доила.

 

Светлой радости я, ласки не видала.

Износилась моя красота, увяла.

 

Износили ее горе да неволя.

Знать, такая моя уродилась доля.

 

Уродилася я девушкой красивой,

Да не дал только Бог доли мне счастливой.

 

Птичка в темном саду песни распевает,

И волчица в лесу весело играет.

 

Есть у птички гнездо, у волчицы дети, -

У меня ж – ничего, никого на свете.

 

Ох, бедна я, бедна, плохо я одета, -

Никто замуж меня и не взял за это!

 

Эх ты, доля моя, доля-сиротинка!

Что полынь ты трава, горькая осинка!

Родившись в деревне, в семье оброчного крестьянина, Иван Захарович мог видеть тяжелый крестьянский быт, что нашло свое отражение в творчестве. В начале 60-х гг. XIX века произведения поэта стали систематически печататься на страницах газет и журналов. Вскоре вокруг него сложился кружок поэтов-самоучек, просуществовавший до 1933 года.

Стихотворение «Сиротой я росла» стало поистине народным и в десятках вариантах разлетелось по России в виде народной песни. Один из этих вариантов есть в репертуаре Кулагиной Валентины Петровны и семейного ансамбля «Калинушка»[3].

Одним из важнейших компонентов песен семейного ансамбля «Калинушка» является поэтический текст. В протяжных песнях наблюдаются тексты, как с поэтической символикой, так и в сокращенном виде. В сохранившихся песенных образцах преобладают сюжеты с любовной и семейно-бытовой тематикой. Протяжные песни передают различные чувства: тоску по милому, грусть, одиночество, переживания о тяжелой доле[4].

Одной из таковых является песня «Кругом осиротел я…». Еще одно название «Отец мой был природный пахарь» – популярная народная песня, восходящая к балладе Д. Веневитинова «Песнь грека» (1825), посвященной греческому сопротивлению против турецкой оккупации.

Под небом Аттики богатой

Цвела счастливая семья.

Как мой отец, простой оратай,

За плугом пел свободу я.

Но турок злые ополченья

На наши хлынули владенья…

Погибла мать, отец убит,

Со мной спаслась сестра младая,

Я с нею скрылся, повторяя:

За всё мой меч вам отомстит...

Известно не менее двух десятков записей этой песни, распространенной чрезвычайно широко – у русского и казачьего населения на Дону, в областях Брянской, Калужской, Вологодской, Кировской, в Прикамье, на Южном Урале, Удмуртии, Башкирии, Алтае, Омской губернии и в Приморье и др. Чрезвычайно популярная песня приобретала новые варианты текста вплоть до Великой Отечественной войны:

Между Москвой и Ленинградом –

Там наша родина была.

Отец мой был природный пахарь,

А вместе с ним работал я.

На нас напали злы фашисты,

Село родное подожгли,

Отца убили в первой схватке,

А мать живьем в костре сожгли...[5]

В репертуаре семейного ансамбля «Калинушка» есть и казачьи песни. «Скакал казак через долину» – казачья песня, предположительно, начала XX века. Известна во множестве вариантов по всей России, была чрезвычайно популярной и попала в фильм «Даурия» (1971 год).

Песня эта у казаков различных окраин звучала одинаково, только вот «скакал казак» через разные долины – оренбургские, алтайские, маньчжурские, кубанские, донские, терские и прочие края… Баритональный тенор Алексея Грызова звучал проникновенно. Ладно подпевал ему и сам атаман, выводя подголоском:

Напрасно ты, казак, стремишься,

Напрасно мучаешь коня,

Тебе казачка изменила-а-а,

Другому сердце отдала-а-а…

«Ой, да вспомним, братцы мы кубанцы» – популярная казачья песня, известная во множестве вариантов. В особенном разнообразии встречается первый куплет, который воспевает воинскую славу кубанцев, атаманцев, хопёрцев, уральцев, амурцев, ковровцев, сталинградцев... в боях против поляков, японцев, шведов, германцев, буржуев, басмачей, фашистов...

Ой, да вспомним, братцы мы кубанцы,

Двадцать перва сентября,

Как дралися мы с басмачами

От рассвета допоздна[6].

Количество записанных вариантов песни «Соловей кукушку уговаривал» велико – около 50. Это обуславливается как популярностью песни в русском фольклоре, так и временем, прошедшим после событий в истории России, приведших к ее созданию. Фольклорист Б.Н. Путилов не сомневался, что эта песня родом из XVI века и обращается к осаде и взятию Иваном IV Грозным Казани (1552 г.) [7]

Сюжетная канва песни проста – добрый молодец уговаривает девушку ехать жить с ним в Казань. Образ города представлен идеализированно – это город сказочного богатства и песенной красоты. Однако к концу песня приобретает суровую символику, и Казань предстает городом, над которым пронеслась буря войны. Городу безоблачного процветания и счастья противопоставляется город крови, слез и смерти. Именно в этом противопоставлении заключается главная идея песни по мнению Б.Н. Путилова[8].

«Последний нонешний денечек» – популярная в начале XX в. рекрутская песня. Известна во множестве вариантов. Мелодия игралась шарманщиками в эпоху Первой мировой и Гражданской войн. В песенниках она публиковалась по меньшей мере с 1905 г. и исполнялась на русско-японской войне: 18 октября (ст. ст.) 1905 г. в главном харбинском ресторане оркестр играл «На сопках Маньчжурии», «Последний нонешний денечек» и «На Фейчшулинском перевале убьют, наверное, меня», а пьяная публика – русские военные и железнодорожные чины – подпевала, т.е. песни эти ей были хорошо известны[9].

Следующий оригинальный текст приводит сборник песен «Златые горы» (Москва, 1905 г.):

Последний нонешний денечек

Гуляю с вами я друзья,

А завтра рано чуть светочек

Заплачет вся моя семья.

Заплачет мать и мои сестры,

Заплачет брат и мой отец.

Идти в солдаты выпал жребий

И вольный дням пришел конец

Еще заплачет дорогая

С которой три года гулял,

Вести к венцу ее сбирался,

Любить до гроба обещал

Коляска быстро подкатила

Около дома моего.

В коляске старшие кричали

Готовьте сына своего.

Крестьянский сын давно готовый,

Семья вся замертво лежит.

Помчусь теперь я к жизни новой

Царю, отечеству служить.

Есть «женский» («Скорей, скорей бы было темно») и революционный варианты. Есть также аналогичные казачьи песни: «Последний день уж миновался...», «Прощай, любезная станица...», «Прощай, Кубань моя родная...».

Сохранилась запись цирковой клоунады 1919 г. в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко, где использовались шарманочные мелодии песен «Последний нонешний денечек»:

В трамвай я втиснулся насильно.

Там сжали так со всех сторон,

Что пот с меня потек обильно,

Я был в лепешку превращен.

А уж потом я убедился,

В том, что свалял я дурака.

Я золотых часов лишился,

Не досчитался кошелька.

Валентина Петровна помнит эту песню от "папаньки" – Кулагина Петра Ивановича (1893 г.р.)[10].

В репертуаре ансамбля имеется еще и множество других русскмх народных песен. Все они сегодня имеют место быть благодаря Валентине Петровне, т.к. именно она сохранила их в своей памяти и передала своим дочерям. В ансамбле эти песни по-простому называют “бабушкины песни”.

Тексты песен из репертуара ансамбля доселе нигде не печатались. Лишь некоторые из них опубликованы на официальной странице “Калинушки” в ВК участником ансамбля Констатином Воробьевым https://vk.com/kalinushka_birsk?ysclid=m1a9atzry0915439762

Помимо исполнительской деятельности, ансамбль «Калинушка» вносит значительный вклад в популяризацию образцов местного фольклора. Ансамбль всё смелее «идёт по календарю», популяризируя такие праздники, как Масленица, Пасха, Троица, где переплетаются народные и православные традиции, добавляет в свои выступления элементы фольклорного театра. Гармонист-заводила Константин Воробьёв знает много колядок, частушек и всегда подначивает остальных участников, запевая звонким голосом: «Коляда, коляда отворяй ворота!», «Сеем, веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!». За накрытым праздничным столом поют тропарь Рождеству Христову, танцуют кадриль – ключ в ногах, хлопушки в руках – «у Маланьи, у старушки»[11].

Благодаря высокому уровню исполнительского мастерства «Калинушка» приобрела известность и популярность не только в районе, но и в республике. «Калинушка» – участник различных мероприятий, конкурсов, фестивалей. На республиканском конкурсе фольк­лорного искусства «Фолк-тайм –2019» ансамбль стал лауреатом I степени, а в праздничном гала-концерте, в блоке «Русь поющая», в музыкально-игровой форме показал осеннюю композицию «Дожинки». В 2019 году он трижды становился лауреатом II степени — на республиканском фестивале «Песни родной земли», межрегиональном «Распахнись, душа казачья» (Октябрьский) и межрегиональном фестивале-лаборатории русского фольклора «Народный календарь» (село Архангельское). Кстати, на архангельском фестивале Валентина Петровна Кулагина была отмечена Благодарственным письмом «За вклад в развитие русской народной культуры». Участники ансамбля являются также дипломантами Межрегионального конкурса музыкальных проектов народов России «Живая нить» (Пермь), Международного конкурса-фестиваля сценического и художественного иск

Источники сведений

  1. Альбинский В. А. Из наблюдений над единичным проявлением исполнительства в рабочем и крестьянском фольклоре родины П. И. Чайковского (б. Камско-Воткинского горного округа). – С. 58-59 https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19374/1/fu6-1982-05.pdf
  2. Воробьев К. История села Калинники // https://vk.com/@kalinushka_birsk-yvayvayva
  3. Гориченская Л. Ой, да ты калинушка // https://rampa-rb.com/articles/narodnoe-tvorchestvo/2020-06-27/oy-da-ty-kalinushka-210840Селицкая З. Я. Об особенностях бытования балладных песен на юге тюменской области в конце ХХ – начале ХХI веков // Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 1 (8), 2013 г. // https://research-journal.org/archive/1-8-2013-january/ob-osobennostyax-bytovaniya-balladnyx-pesen-na-yuge-tyumenskoj-oblasti-v-konce-xx-nachale-xxi-vekov
  4. Жиров М. С., Жирова О. Я., Алексеева О. И Этномузыкальное наследие фольклорного ансамбля села Афанасьевка Алексеевского района Белгородской области: к проблеме освоения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 21, № 69, 2019. – С. 38-45.
  5. Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. – М.: Госиздат, 1950. Т. 1. – С. 351.
  6. Кулагина Валентина Петровна в годы войны // Фольклорный ансамбль «Калинушка» ГДК г. Бирск // https://vk.com/wall491466624_1475?w=wall-165456382_1444&ysclid=m18xmc8ap0613457580
  7. Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII — XVI вв. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 19960. – С. 181-187.
  8. https://vk.com/kalinushka_birsk

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Копейкина Татьяна Сергеевна (1975 г.р.)

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес:    г. Бирск, Республика Башкортостан

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: МАУК «ГДК» г. Бирск

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Бирск, ул. Ленина, 69.

 

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом
Гармонь
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Семейный фольклорный ансамбль «Калинушка» работает с 2015 г. при МАУК ГДК г. Бирска. В 2018 году ансамбль получил звание «Народный». Руководителем ансамбля является Копейкина Татьяна Сергеевна (1975 г.р.).


Исключительность/ценность

Народный семейный фольклорный ансамбль «Калинушка» состоит только из представительниц женского пола – это дочери, внучки и правнучки Валентины Петровны Кулагиной. Также незаменимым участником ансамбля является и гармонист Константин Воробьев, который является молочным братом руководителя ансамбля Татьяны Копейкиной.

Уникальность песенного творчества ансамбля в том, что все эти песни пели родители Валентины Петровны, и они передаются в семье из поколения в поколение, не меняясь. 



Способы передачи традиции

Семейный коллектив состоит из четырех поколений и составляет две возрастные группы. Самому старшему участнику ансамбля, Валентине Петровне Кулагиной – 93 года, самому младшему – 13 лет. Это правнучка Валентины Петровны – Викуля (Виктория). На данный момент половина состава проживает в с. Калинники Бирского района, остальные – в г. Бирске. Количество наиболее активных участников, составляющих «фундамент» ансамбля – 9 человек. Когда съезжаются все близкие родственники, количество доходит до 25 человек.