Мастер-изготовитель башкирских сундуков в Абзелиловском районе Мансур Усманов

Категория объекта:
Технологии традиционных ремесел
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-024
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Мастер-изготовитель башкирских сундуков в Абзелиловском районе Мансур Усманов. Автор видео Ахтямова Ляйсан (дочь мастера)


Размер файла: 372.4 MБ

Описание

Сундук – изделие корпусной мебели с откидной или съемной верхней крышкой, используется как емкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Сегодня этот предмет имеет больше декоративное значение. У башкир он ныне является неотъемлемым атрибутом невесты.

Справочная информация

Описание

Изготовление сундуков - одно из древних ремесел у башкир. Сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения – хранить вещи невесты, он украшал помещение юрты у древних башкир, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта.

Во внутреннем устройстве башкирских изб вплоть до конца 1950-х годов было заметно влияние интерьера кочевых жилищ. В правом углу нар, по соседству с кухонной частью, обычно стоял небольшой украшенный листочками жести или расписанный масляными красками сундук, в котором хранились дорогие для хозяйки дома вещи: украшения, свадебные подарки, платки, нагрудные повязки, платье, отрезы ткани и др.

Поверх сундука складывали парадную постель: стеганые и сшитые из разноцветных клинышков одеяла, узорные кошмы. Под потолком на живописную горку умело уложенных вещей (каждая из них смотрелась с лица узкой декоративной полоской) помещали две-три пуховые подушки в ярких наволочках.

На юго-востоке Башкирии существовали специальные резные или раскрашенные подставки под сундук и постель, сконструированные в форме низкого шкафчика со створками. В восточном Зауралье для постели делали в углу нар деревянный помост полуметровой высоты. Характерной для юго-востока деталью являлись вышитые ленты, которые перебрасывали через сложенную горкой постель[1].

Невозможно было представить башкирский дом без сундука. У башкир-катайцев Инзерского бассейна существовало три вида сундука: «дорожный», «русский» и «башкирский». Последние изготавливались для невесты в качестве приданого, в нем она хранила тканые и вышитые полотенца, платки, подушки и т. д. Все сундуки производились из сосновых досок толщиной 2 см. Дорожный сундук (юл һандығы) был без узора, с деревянными ручками, с замком, маленького размера: длина 80-100 см, ширина 50-60 см, высота 40-50 см. Обычно его ставили на телегу при переездах во время летовок. Русские мастера углы своих сундуков соединяли пазами, башкиры заимствовали этот способ и изготовленные своими руками таким образом сундуки называли «русскими». Урыҫ һандығы имел следующие размеры: длина 110-120 см, высота 50-60 см и ширина 50-60 см; был без узоров, закрывался на внутренний замок, в основном его красили в коричневый цвет. С двух сторон к сундуку крепили металлические ручки. Внутри по левому боку были маленькие отделы для украшений, ниток, мелких предметов. Башкирский сундук красили в голубой или зеленый цвет, украшали металлическими пластинками. Длина изделия составляла 110-120 см, высота 50-60 см и ширина 50-60 см. Сундук закрывали на замок, с двух сторон он имел металлические ручки. Внутри также были сделаны маленькие отделы для хранения денег, украшений. Башкирский сундук имел отдельную подставку длиной 100-110 см, шириной около 50 см и высотой 30-35 см, называли его по-башкирски урын аяҡ, урын аяғы (подставка под сундук). Ее верхняя часть образовывала прямоугольную раму, укрепленную четырьмя или пятью поперечными брусками. Внизу (между ножками) был выдвижной ящик, который открывался за железное кольцо или деревянной ручкой. По наблюдению Р. Г. Кузеева, в горно-лесной части Башкортостана (Белорецкий и восточная часть Баймакского районов) подставки под сундуки украшали узорами: рамковидными фигурами, прямыми, волнистыми, наклонными, зигзагообразными линиями, узором кускар[2].

Для приданого невесты повсеместно, в том числе и в городах, в последние десятилетия готовится сундук ручной работы. (В 1950-х – 1960-х годах в ряде селений, особенно в центральных и западных районах, эта традиция была прервана, было принято приданое переносить в чемоданах.) Мастера по изготовлению сундуков есть во многих башкирских селениях. Сохранились поверья, что, если по какой-нибудь причине свадьба не состоится, предназначенный для девушки сундук нельзя передать другому человеку, надо готовить новый (Архангельский район, д. Азово). Помимо приданого, в сундук складываются подарки и гостинцы для семейной пары, которая после торжественного заноса сундука в дом жениха получит право его открыть в ходе ритуала һандыҡ асыу (букв. «открывание сундука»). В сундук также складываются вещи для раздачи детям после приезда невестки в дом мужа[3].

В сочетании с другими ремеслами развивалось сундучное производство. С давних пор и до последнего времени сундуки (баш. “һандыҡ”) являлись одной из самых необходимых вещей в быту каждой сельской семьи. В них хранили одежду и другие вещи, собирали приданое. В сундуке перевозили вещи молодой килен в дом мужа. Нередко сундуки покупали на базарах, поскольку их изготовление требовало совмещения умений плотника и кузнеца. Их обивали полосками жести, укрепляли оковкой. Деревянные сундуки или сундучки с небольшими жестяными накладками делали и в башкирских деревнях. На жесть наносили выпуклыми точками чеканом орнамент в виде завитков. Узкие полоски жести, прибитые вперехлест, создавали орнамент из ромбов, квадратов.

Были также сундуки с выпуклым деревянным орнаментом – из накладных деталей, реже узор вырезался по-старинному – способом углубления фона. В 50-е годы сделанные мастером сундуки хозяйки разрисовывали масляной краской, изображали цветы, листья. Контурный рисунок из больших листьев и цветов напоминал вышивку стебельчатым швом.

Самый примечательный сундук был обнаружен в 1958 г. в деревне 1-е Иткулово Баймакского района в доме Рысбаевой Маймуны. Он был сделан в начале ХХ в. местным мастером Шарифуллой Каюмовым. В орнаментальное поле включена передняя стенка сундука и крышка. Применена плоская рельефная резьба на двух уровнях. Крупная фигура может быть условно представлена как соединенные основанием лиры, слева и справа от них по три звезды. Эта композиция заключена в рамку причудливых очертаний; в углах – маленькие копья, обращенные к центру.

В 1976 г. в сенях одного из домов в д. Кагарманово (Белорецкий район) мы увидели вместительный старый сундук, передняя стенка которого была украшена выточенными на токарном станке полустолбиками, ромбическими накладками кругами-плашками. Крышка сундука была покатой[4].

Самобытным явлением в искусстве декора, связанным сначала с кочевым, затем с оседлым аульным жилищем, были специальные подставки под постель и сундуки. Их называли «урын аяғы», «һандыҡ аяғы», «кейем урыны». Вместе с сундуком и постелью (или только с постелью) они занимали одну из узких сторон нар у стены, обычно на «чистой» половине жилища. В том случае, когда это было приданое невестки, оно находилось в кухонной части.

Как вся мебель, приспособленная к кочевой жизни и обитанию в юрте, подставки были низкими: от пола до верхнего края 30-35, редко 40 см. Их ширина составляла около 50 см, длина разнилась в пределах 90-130 см. старинные изделия были легкими благодаря детально продуманной конструкции. Две поставленные на ребро доски (по длине подставки), отступя от краев, соединялись тремя-четырьмя перемычками, соответствовавшими ширине. К этой раме-решетке прикрепляли ножки. В оседлом быту основа была усложнена. Стали закрывать всю лицевую часть, появился наличник и заполнившие верхние углы «крылья». В некоторых подставках стали делать выдвижной ящик или полку и распахивающиеся дверцы.

В Бурзянском районе подставки под сундук (“һандыҡ аяғы”) делали резными. Здесь сохранились открытые старинные подставки с узорной рамной доской. Ее нижний край имел фигурные вырезы, а на поверхности доски был нанесен слегка углубленный орнамент в виде полосы уголков, ромбов, кругов, четырех- или шестилепестковых розеток. Иногда фигурно были вырезаны бока ножек. Описываемые подставки были сравнительно короткими. Они обычно соответствовали размеру небольшого сундучка. Рама была собрана таким образом, что сундук «утопал» в ней, его положение фиксировалось краями[5].



[1] Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – С. 208-209.

[2] Хасанова З. Домашние производства из дерева у башкир Инзерского бассейна. – Ватандаш, 2017, № 12. – С.  189.

[4] Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. – Уфа: Китап, 2001. – С. 75-77.

[5] Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. – Уфа: Китап, 2001. – С. 53-54.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Усманов Мансур Маратович (1965 г. р.) вот уже почти 30 лет занимается данным ремеслом. Его дед в молодости был мастером по дереву, погиб на войне. Дело продолжил отец: поднимал дома, изготавливал двери, окна, сундуки. Мансур Маратович для себя выбрал сундучное ремесло.

Башкирские мастера хорошо знали свойства деревьев различных пород.

Для изготовления сундука в первую очередь нужно подобрать необходимую древесину. В ход шли в основном слабо подвергающиеся гниению хвойные породы деревьев – сосна (баш. “ҡарағай”) и лиственница (баш. “ҡарағас”). Мастер-изготовитель Мансур Усманов использует сосну. Древесный материал заготавливается им заранее: дерево должно хорошо подсохнуть в течении 2-3-х лет.

При работе использует саморезы, говорит, что клей не подходит. На изготовление одного сундука у мастера уходит в среднем 4 дня. Все его сундуки выполняются в едином стиле. В качестве украшений мастер использует родовые знаки – тамға. Классический размер сундуков М. Усманова: 80*40*40. Однако все делается по желанию заказчика. Его сундуки востребованы в юго-восточных районах Башкортана, а также в близлежащих регионах.

Современное бытование


Источники сведений

  1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. – Уфа, 1964.
  2. Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН; Ин-т истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. – М.: Наука, 2016. – С. 208-209.
  3. Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа, 1979.
  4. Никольский Д. П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899. – С. 95.
  5. Руденко С. И. Башкиры: Отпыт этнологической монографии. Ч. II. Быт башкир // Записки Географического общества. – Л., 1925. Т. 43, вып. 2. – С. 295-296.
  6. Хасанова З. Домашние производства из дерева у башкир Инзерского бассейна. – Ватандаш, 2017, № 12. – С.  189.
  7. Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. – М.: Наука, 2010. – С. 336.
  8. Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. – Уфа: Китап, 2001. – С. 75-77.
  9. https://nknrb.ru/passport/view?id=49

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Шитова Светлана Николаевна (род. 1936).

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: этнографкандидат исторических наук (1968). Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.

В 1958 году окончила исторический факультет Московского государственного университета.

С 1958 года работает в Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР (ИИЯЛ).

В 1968 году в Московском государственном университете защитила кандидатскую диссертацию по истории башкирского народного костюма. С 1969 года является старшим научным сотрудником ИИЯЛ.

В 2006 году в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа», посвящённая 70-летнему юбилею Шитовой С. Н.

 

ФИО: Усманов Мансур Маратович (1965 г.р.)

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес:    Абзелиловский район, д. Ишкильдино

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Формы сохранения и использования объекта

В рамках подготовки к проведению «Фольклориады 2020» в 2018 году в Абзелиловском районе прошел Открытый районный конкурс «Һандыҡ – шоу». Свои работы тогда выставили 29 мастеров из Абзелиловского, Мелеузовского, Учалинского районов Республики Башкортостан и Красногвардейского района Оренбургской области. На суд зрителей представлены: авторские сундуки, выполненные в традиционной технологии с использованием образов, сюжетов и форм народного творчества, старые или редкие сундуки, имеющие художественно-историческую ценность. Гран-при за сохранение традиций вручили Исмагилу Билалову (Абзелиловский район). Гран-при за новаторское исполнение удостоился Мансур Усманов (Абзелиловский район)[1].

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Сегодня сундучное ремесло довольно развито в республике. У каждого мастера-изготовителя есть собственный стиль, “почерк”, отличающий их работы от остальных. Наиболее развито данное ремесло в юго-восточных, лесных районах Башкортостана. Особо отличются мастера Абзелиловского района. Вот некоторые из них: Исмагил Билалов, Мансур Усманов, Рафис Абдуллин, Хурмат Ахметов, Юлай Хибатов, Азамат Хибатов, Илдар Ярмухаметов, Фарида Шайбекова.



Исключительность/ценность

На сегодняшний день мастер-изготовитель сундуков Абзелиловского района Мансур Усманов не только продолжает семейное дело, но и популяризирует сундучное ремесло. Его работы пользуются спросом по всей республике и за его пределами. Ценность его работ в том, что все они выполнены в едином стиле, имеют однотипные резные декорации, где основными выступают родовые знаки – тамға. 



Способы передачи традиции

Естественная, своими умениями делятся старшее поколение, постепенно передавая свои знания младшим.



Исторический аспект

Художественная обработка дерева в поле зрения исследователей попала поздно. До последних десятилетий XIX века ни в научной, ни в публицистической литературе не было определенных сведений о резьбе по дереву у башкир. Участники академических экспедиций XVIII века П. С. Паллас и И. И. Лепехин, а затем ученые и путешественники XIX века писали главным образом об узкохозяйственном и промышленном использовании деревесины (углежжение, гонка смолы, сидка дегтя, дранье лыка и мочала, заготовка леса). Эти виды деятельности имели в виду авторы, когда называли лесные промыслы важной отраслью хозяйства населения горной местности. В лучшем случае говорилось о зачаточном состоянии башкирских промыслов[1].

В начале 90-х годов XIX века интересовавшиеся бытом башкир П. С. Назаров, позже Д. П. Никольский видели в юртах на летовках массу традиционных вещей, многие из них были сделаны из дерева. Кроме сундуков и деревянной посуды встречались специальные подставки (баш. “аяҡ”, урын”) для постели, сундуков, кумысных больших сосудов, самовара[2].

Большой вклад в описание ремесла, связанного с обработкой древесины, внес С. И. Руденко. В своей монографии, посвященной культуре и быту башкир (1925), он внес описание данного ремесла, приложив фотографии и рисунки вещей. Об орнаментации дерева у башкир есть следующее его описание: «Орнаментация дерева, резной орнамент, у башкир не пользуется успехом. Ни причудливо резных ручек ковшей, столь характерных для восточных и западных финнов, ни резной утвари, дуг, саней и проч., столь распространенных повсеместно в России, особенно в северной, у башкир нет. Как на единственный образчик резного орнамента можно указать на большие деревянные сосуды для кумыса и кислушки (коряга), да еще, пожалуй, на подставки под кожаные сосуды для кумыса (һаба аяк) и под сундуки (һандук аяк), которые мы встречаем у кочевых зауральских башкир. Подставки эти к тому же бывают иногда выкрашены масляной краской»[3].

Изучение деревянной резьбы было продолжено затем через много лет. К этому времени практические навыки тонкой деревообработки в народе были утрачены. Однако еще можно было получить информацию о степени развития деревообрабатывающих ремесел в прошлом. Этот вид искусства в те годы изучал Р. Г. Кузеев. Итогом собирательской и исследовательской работы этнографов стала затем коллективная монография “Декоративно-прикладное искусство башкир” (авторы С. А. Авижанская, Н. В. Бикбулатов, Р. Г. Кузеев). Глава “Резьба и роспись по дереву” была написана для этой книги Р. Г. Кузеевым[4].

Вопрос о развитии деревообрабатывающих ремесел и промыслов у башкир так или иначе затрагивался в этнографических работах. В 1979 г. в сборнике «Хозяйство и культура башкир в XIX – начале ХХ в.» в статье С. Н. Шитовой были классифицированы деревянная посуда и хозяйственная утварь. В конце 70-х годов появилась монография-альбом «Декоративное творчество башкирского народа». Раздел «Резная утварь» также был написан С. Н Шитовой[5].



[1] Никольский Д. П. Башкиры: Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899. – С. 95.

[2] Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. – Уфа: Китап, 2001. – С. 43.

[3] Руденко С. И. Башкиры: Отпыт этнологической монографии. Ч. II. Быт башкир // Записки Географического общества. – Л., 1925. Т. 43, вып. 2. – С. 295-296.

[4] Шитова С.Н. Резьба и роспись по дереву у башкир. – Уфа: Китап, 2001. – С. 7-8.

[5] Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа.- Уфа, 1979