Конноспортивная игра ылаҡ (Күк бүре, козлодрание) / Башкирская конная игра в Баймакском районе Республики Башкортостан Категория объекта:
.
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.09.2021
Номер объекта:
08-006
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.
Ылаҡ - конно-спортивная игра (козлодрание). Видео Газизова Р.Ф. 2021 год.Размер файла: 40.4 MБ ОписаниеЫлак (Күк бүре, козлодрание) - это старинное тюркское состязание, история которого насчитывает несколько веков, известное ещё со времён Чингисхана. В наши дни она стала игрой, требующая ловкости, отваги и силы. Суть игры — завладеть тушей козла и доставить ее к финишу.Справочная информацияОписание
Первое описание о башкирской игре
Ылак оставил в конце XIX в. П.С.Назаров: "В недавнем прошлом, да и
теперь еще в
некоторых местах существует
обычай под именем "Драть козла" (кох бури). Он
состоит в следующем: собираются башкиры в известное время верхами, один из них
тащит зарезанного козла. По данному знаку башкир с козлом в руке пускается
вскачь, а остальные стараются догнать и отнять козла. Если кому-нибудь удалось
схватить козла, например, за ногу, то он, стараясь перетащить к
себе на седло
козла, отрывает ему
ногу и продолжает скакать. Тогда башкиры разделяются
на две группы: одна гонится за козлом, другая за ногой, и так продолжается до
тех пор, пока козел буквально не будет разорван на клочки. Иногда, впрочем,
если у башкира хорошая лошадь и остальные башкиры не могут его догнать, то
козел поступает к
первому и игра
таким образом кончается
сразу". В данном описании, как пишет А. Ф. Илимбетова,
есть противоречие между названием состязания («күк бүре» - голубой или сивый
волк) и его содержанием и обращается к некоторым аналогиям. Например, подобные
состязания были, как часть свадебного ритуала, в прошлом были традиционными у
казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, туркмен и других народов Центральной
и Средней Азии. Правила этой обрядовой игры в
основном сходные. Обычно у народов Средней Азии в состязаниях участвовали
группы мужчин со стороны жениха и невесты. Победителем считался тот, кто смог
вырваться с козлом вперед и, проскакав круг на коне, бросить козла к ногам
аксакалов. А потом мяса козла и его голова съедалось всеми участниками свадьбы.
За несоблюдение обычая козлодрания происходили ссоры между родственниками
жениха и невесты. В то же время в данной обрядовой игре у каждого народа
наблюдались свои особенности. Так, в каракалпакском свадебном развлечении
«ылак» («козленок») гости со стороны невесты в день свадьбы, прежде чем войти в
дом, не слезая с коней, требовали от отца жениха козленка, что выполнялось. В
1961 году этнограф Х.Е. Есбергенов на каракалпакской свадьбе наблюдал, как
родственники жениха закололи козла, отрезали его голову и ноги до колен,
бросили тушу на пол, а затем началась борьба за обладание козлом. В туркменском
свадебном ритуале «qook bori» невеста в
свадебном наряде садилась на коня, брала через седло овцу или козла и скакала,
спасаясь от жениха и его товарищей, которые стремились вырвать и отобрать
добычу. В описанном обряде, по мнению С.П. Толстова, невеста олицетворяет
козла, тотема рода, а сама обрядовая игра относится к ритуалу борьбы мужского
тотема – волка и женского тотема – козла. Активно
возрождать игру «Ылак» начали в Баймакском районе Республики Башкортостана. С
2012 года команда начала принимать участие во Всемирных играх кочевников,
которая проводится в Киргизии. По правилам игры участвуют две
команды, каждая из которых состоит из четырех наездников. Они должны поднять
тушу козла с земли (ылак) и занести его в «казан» соперника. Разрешается поднимать ылак с любого места,
отбирать его, передавать или перебрасывать партнерам по команде, держать сбоку
или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить его в ворота
соперника. При падении всадника или лошади игра останавливается. При этом запрещается
атаковать всадника в тот момент, когда он поднимает тушу козла. Раньше конникам разрешалось
применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью. Однако на
официальных соревнованиях эти правила не действуют и за любые удары соперников
наказывают. В данной игре важное значение имеет
не только ловкость и сноровка наездников, но и специально подготовленные
лошади. Для «Ылака» отбирают особых лошадей с широкой грудью, способных
расталкивать других. Специалисты готовят лошадь несколько лет, отбирая для
этого трехлеток, и только к 5—6 годам животное допускается на состязания. Народная забава может вызывать
негодование у защитников животных. Дело в том, что конники таскают настоящего
козла, использование чучела не приветствуется — необходимо соблюдать традиции.
Вес животного должен быть 30—35 килограммов. Все, что выше или ниже нормы,
бракуется. Техники/Технологии, связанные с объектом
Участвуют две команды, каждая из
которых состоит из четырех наездников. Они должны поднять тушу козла с земли
(ылак) и занести его в «казан» соперника. Разрешается поднимать ылак с любого места,
отбирать его, передавать или перебрасывать партнерам по команде, держать сбоку
или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить его в ворота
соперника. При падении всадника или лошади игра останавливается. При этом
запрещается атаковать всадника в тот момент, когда он поднимает тушу козла. Раньше конникам разрешалось
применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью. Однако на
официальных соревнованиях эти правила не действуют и за любые удары соперников
наказывают. Современное бытование
Район распространения – Баймакский
район Республики Башкортостан. Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Хамитов Ильшат Нуриахметович Тип ответственности: Информант Место жительства: г. Баймак Республики Башкортостан. Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ «Республиканский центр народного творчества»
Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия Тип
ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика
Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2
Предметы, связанные с объектом
Историческое бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Состояние бытования
Район распространения – Баймакский район Республики Башкортостан. Исключительность/ценность Впервые, это игра в Республике
Башкортостан была возрождена в Баймакском районе Республики Башкортостан.
Существовал распространенный древний
вид охоты на волков, когда группа всадников верхом на лошадях гналась за
волком, настигала его и убивала. Этот способ охоты на волка интересен ещё и
тем, что после того, как один из всадников нагонял и убивал волка, он клал его
тушу поперек седла, а остальные всадники старались эту тушу у него отнять.
Таким образом, двигаясь по направлению к своему селу, они играли в ылак. Способы передачи традиции Правила игры передается из поколения в поколение. Форма бытования Реконструированная форма Этнологический аспект Признаки, присущие обрядовой игре
«Күк бүре», характерны и для обряда встречи сватов. В Баймакском районе во
время свадьбы у родителей невесты навстречу гостям со стороны жениха выезжали
верхом на лошадях юноши и молодые мужчины, намотав на руку лоскут красной ткани
(обряд «ҡот алып ҡаршы сығыу»). Встретившись с первым гостем, всадники
поворачивали обратно и скакали по направлению к деревне. Если гости на своих
лошадях догоняли их, они получали лоскут ткани («ҡот»). Исторический аспект Основу башкирского народа составили
древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским
нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. Башкирские
народные игры сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей
башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями. Социологический аспект Социальное значение этой игры в том, что помогает развить в человеке силу, ловкость, смелость и вырабатывает находчивость, быстроту, реакцию и т.д. Лингвистический аспект В Таджикистане игра носит название
«бузкаши», в Узбекистане — «улак» или «купкари», в Казахстане — «кокпар тарту»,
в Киргизии — «көк бөрү», на Алтае – «кок-бору». |