Конноспортивная игра ылаҡ (Күк бүре, козлодрание) / Башкирская конная игра в Баймакском районе Республики Башкортостан

Категория объекта:
.
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.09.2021
Номер объекта:
08-006
Автор-составитель анкеты:
Янузакова Розалия Радиковна
ведущий методист отдела по работе с нематериально-культурным наследием Республиканского центра народного творчества.

Ылаҡ - конно-спортивная игра (козлодрание). Видео Газизова Р.Ф. 2021 год.


Размер файла: 40.4 MБ

Описание

Ылак (Күк бүре, козлодрание) - это старинное тюркское состязание, история которого насчитывает несколько веков, известное ещё со времён Чингисхана. В наши дни она стала игрой, требующая ловкости, отваги и силы. Суть игры — завладеть тушей козла и доставить ее к финишу.

Справочная информация

Описание

Первое описание о башкирской игре Ылак оставил в конце XIX в. П.С.Назаров: "В недавнем прошлом, да и теперь  еще  в  некоторых  местах  существует  обычай  под  именем "Драть козла" (кох бури). Он состоит в следующем: собираются башкиры в известное время верхами, один из них тащит зарезанного козла. По данному знаку башкир с козлом в руке пускается вскачь, а остальные стараются догнать и отнять козла. Если кому-нибудь удалось схватить козла, например, за ногу, то он, стараясь перетащить  к  себе  на  седло  козла,  отрывает  ему  ногу  и  продолжает скакать. Тогда башкиры разделяются на две группы: одна гонится за козлом, другая за ногой, и так продолжается до тех пор, пока козел буквально не будет разорван на клочки. Иногда, впрочем, если у башкира хорошая лошадь и остальные башкиры не могут его догнать,  то  козел  поступает  к  первому  и  игра  таким  образом кончается сразу".

В данном описании, как пишет А. Ф. Илимбетова, есть противоречие между названием состязания («күк бүре» - голубой или сивый волк) и его содержанием и обращается к некоторым аналогиям. Например, подобные состязания были, как часть свадебного ритуала, в прошлом были традиционными у казахов, киргизов, каракалпаков, узбеков, туркмен и других народов Центральной и Средней Азии.

Правила этой обрядовой игры в основном сходные. Обычно у народов Средней Азии в состязаниях участвовали группы мужчин со стороны жениха и невесты. Победителем считался тот, кто смог вырваться с козлом вперед и, проскакав круг на коне, бросить козла к ногам аксакалов. А потом мяса козла и его голова съедалось всеми участниками свадьбы. За несоблюдение обычая козлодрания происходили ссоры между родственниками жениха и невесты. В то же время в данной обрядовой игре у каждого народа наблюдались свои особенности. Так, в каракалпакском свадебном развлечении «ылак» («козленок») гости со стороны невесты в день свадьбы, прежде чем войти в дом, не слезая с коней, требовали от отца жениха козленка, что выполнялось. В 1961 году этнограф Х.Е. Есбергенов на каракалпакской свадьбе наблюдал, как родственники жениха закололи козла, отрезали его голову и ноги до колен, бросили тушу на пол, а затем началась борьба за обладание козлом. В туркменском свадебном ритуале «qook bori» невеста в свадебном наряде садилась на коня, брала через седло овцу или козла и скакала, спасаясь от жениха и его товарищей, которые стремились вырвать и отобрать добычу. В описанном обряде, по мнению С.П. Толстова, невеста олицетворяет козла, тотема рода, а сама обрядовая игра относится к ритуалу борьбы мужского тотема – волка и женского тотема – козла.

Активно возрождать игру «Ылак» начали в Баймакском районе Республики Башкортостана. С 2012 года команда начала принимать участие во Всемирных играх кочевников, которая проводится в Киргизии.

По правилам игры участвуют две команды, каждая из которых состоит из четырех наездников. Они должны поднять тушу козла с земли (ылак) и занести его в «казан» соперника.

 Разрешается поднимать ылак с любого места, отбирать его, передавать или перебрасывать партнерам по команде, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игра останавливается. При этом запрещается атаковать всадника в тот момент, когда он поднимает тушу козла.

Раньше конникам разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью. Однако на официальных соревнованиях эти правила не действуют и за любые удары соперников наказывают.

В данной игре важное значение имеет не только ловкость и сноровка наездников, но и специально подготовленные лошади. Для «Ылака» отбирают особых лошадей с широкой грудью, способных расталкивать других. Специалисты готовят лошадь несколько лет, отбирая для этого трехлеток, и только к 5—6 годам животное допускается на состязания.

Народная забава может вызывать негодование у защитников животных. Дело в том, что конники таскают настоящего козла, использование чучела не приветствуется — необходимо соблюдать традиции. Вес животного должен быть 30—35 килограммов. Все, что выше или ниже нормы, бракуется.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Участвуют две команды, каждая из которых состоит из четырех наездников. Они должны поднять тушу козла с земли (ылак) и занести его в «казан» соперника.

 Разрешается поднимать ылак с любого места, отбирать его, передавать или перебрасывать партнерам по команде, держать сбоку или между ног коня, помогать партнерам доскакать с тушей и бросить его в ворота соперника. При падении всадника или лошади игра останавливается. При этом запрещается атаковать всадника в тот момент, когда он поднимает тушу козла.

Раньше конникам разрешалось применять физическую силу, бить соперников камчой, кожаной плетью. Однако на официальных соревнованиях эти правила не действуют и за любые удары соперников наказывают.

Современное бытование

Район распространения – Баймакский район Республики Башкортостан.


Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Хамитов Ильшат Нуриахметович

Тип ответственности: Информант

Место жительства: г. Баймак Республики Башкортостан.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Предметы, связанные с объектом

Кони, тушка козла, «казан»

Историческое бытование
Основу башкирского народа составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями.
Формы сохранения и использования объекта
Активно возрождать игру «Ылак» начали в Баймакском районе Республики Башкортостана. С 2012 года команда начала принимать участие во Всемирных играх кочевников, которая проводится в Киргизии.
Источники информации

Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. 2-е изд., исп. и доп. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012.

Назаров П.С. Предварительный отчет о поездке в Башкирию //  Известия императорского  общества  любителей  естествознания,  антр опологии  и  этнографии. Дневник антропологического отдела. Вып.2. 1890.

https://rb7.ru/news/177746

https://realnoevremya.ru/articles/102754-igry-kochevnikov-v-bashkirii

https://tass.ru/spec/kok-boru

https://www.bankfax.ru/news/62251

Сведения об особенностях
Состояние бытования
Район распространения – Баймакский район Республики Башкортостан.


Исключительность/ценность

Впервые, это игра в Республике Башкортостан была возрождена в Баймакском районе Республики Башкортостан.

Существовал распространенный древний вид охоты на волков, когда группа всадников верхом на лошадях гналась за волком, настигала его и убивала. Этот способ охоты на волка интересен ещё и тем, что после того, как один из всадников нагонял и убивал волка, он клал его тушу поперек седла, а остальные всадники старались эту тушу у него отнять. Таким образом, двигаясь по направлению к своему селу, они играли в ылак. 



Способы передачи традиции
Правила игры передается из поколения в поколение.


Форма бытования

Реконструированная форма 



Этнологический аспект

Признаки, присущие обрядовой игре «Күк бүре», характерны и для обряда встречи сватов. В Баймакском районе во время свадьбы у родителей невесты навстречу гостям со стороны жениха выезжали верхом на лошадях юноши и молодые мужчины, намотав на руку лоскут красной ткани (обряд «ҡот алып ҡаршы сығыу»). Встретившись с первым гостем, всадники поворачивали обратно и скакали по направлению к деревне. Если гости на своих лошадях догоняли их, они получали лоскут ткани («ҡот»).



Исторический аспект

Основу башкирского народа составили древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. Башкирские народные игры сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями.



Социологический аспект
Социальное значение этой игры в том, что помогает развить в человеке силу, ловкость, смелость и вырабатывает находчивость, быстроту, реакцию и т.д.


Лингвистический аспект

В Таджикистане игра носит название «бузкаши», в Узбекистане — «улак» или «купкари», в Казахстане — «кокпар тарту», в Киргизии — «көк бөрү», на Алтае – «кок-бору».