Народная игра табынцев «Бура һуғыу» в Учалинском районе РБ

Категория объекта:
Народные игры, традиционные состязания, единоборст
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-033
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Народная игра табынцев «Бура һуғыу»


Размер файла: 1.1 ГБ

Народная игра табынцев «Бура һуғыу» в Учалинском районе РБ


Размер файла: 522.5 MБ

Описание

Народная игра «Бура һуғыу» относится к одним из древнейших национальных игр башкир. Об этом свидетельствуют в башкирском народном творчестве. В эпосе «Алпамыша менән Барсынһылыу» есть такие слова: «Аҡкүбәктең улы һәләк теремек булып тыуа. Ул, ай үҫәһен көн үҫеп, йыл үҫәһен ай үҫеп, бер көнлөк сағында аяҡ атлап, икенсе көнөндә урамға сығып, балалар менән йүгерешеп, бура һуғып уйнай башланы, ти.» По содержанию эпоса нам всем известно о батырах-алпамыша. Об этом упоминаются в томах Башкирского народно творчества.

Справочная информация

Описание


Место игры. Ровная поляна на окраине деревни или спортивная площадка. Подготовка. Каждый играющий готовит для игры увесистую палку  (бура) длиной в предплечье. Берется широкая доска длиной около 1,5 м. и деревянный круглый шар размером с кулак. Один конец доски кладется на плоский камень высотой 10—15 см, и около камня проводится пограничная линия.   В начале игры выбираются два капитана (уҙамал). Желающие играть делятся на две равные команды. Капитаны жеребьевкой определяют места команд:

Участники игры выбирают из своего состава двух ведущих (капитанов, уҙамал), которые стоят вместе, а остальные игроки парами расходятся по сторонам и, не объявляя другим, тайком дают друг другу имена:

(на башкирском)

— Мин «һауала осҡан турғай» булайым, һин «ерҙә йөрөгән бүҙәнә» бул. Йәки:

— һин — «Урал батыр», мин «Салауат батыр» булайым.

Йә булмаһа еңелсә генә итеп:

— Мин — Батыр, һин — Матур. — Мин — космонавт, һин — осоусы һ. Б

(на русском)

— Я буду «летающим в небе воробьем», а ты — «перепелом на земле». Или: — Ты будь Урал-батыр, а я — Салават-батыр.

Можно давать более простые имена:

— Я — батыр, а ты. — матур.

 — Я — космонавт, а ты — летчик и т. д.

Пара, подошедшая первой к ведущим, здоровается так:

(на башкирском)

— Уҙамалға сәләм бирҙек!

— Сәләм алдыҡ!

 — Ал да гөлмө?

— Гөл кеүек.

— Уйнауҙанмы, ял итеүҙәнме?

— Тәүҙә уйнарға, унан ял итергә

(на русском)

— Узамалу (капитану) шлем привет!

— Принимаем ваш привет!

— Все ли у вас хорошо?

— Да, все прекрасно!

— Поиграем или отдохнем?

— Сначала поиграем, потом отдохнем.

Поприветствовав так друг друга выражениями из древнего обычая, один из игроков спрашивает:

 — Нужна ли звезда на небе, иль нужен бобер в воде?

Если один из ведущих ответит:

«Звезда на небе нужна», то игрок, нареченный этим именем, становится рядом с этим ведущим, а «бобер в воде» идет к другому. Ведущие по очереди выбирают желаемые им имена. Все последующие пары называют только свои имена без предварительной церемонии приветствия. Имена могут состоять из различных образных выражений. Например:

— Нужен уже работающий джигит или вступивший в разговор старик?

— Нужен сэсэн общительный или мастер довольно искусный?

— Нужен батыр — боя украшение или сэсэн — спора украшение?

— Или батыр прославленный, или красавец, за душу хват ающий?

— Сова, на небо взлетевшая, или лиса, горы исходившая?

— Лев, без пищи не возвращающийся, или медведь, не дающий опередить себя?

 — Или недотрога Ерянсяй, или недоступный Курянсяй?

— Козел, не достающий рогами землю, или верблюд, не достающий хвостом землю?

— Кречет с крыльями неутомимыми или тулпар с ногами неутомимыми?

— Утка, плавающая на воде, или сердце неустрашимое?

— Тулпар из тысячного табуна или кречет из сотенной стаи?

— Была ли как соль горькая или как мед сладкая? и т. д.

Когда игроки разделены на две равные команды, определяются места игры сторон: одна из групп становится бьющей шар (шайбу, мяч), другая — ловящей («пастухом»). Определение обязанностей групп производится различными способами:

1) по жребию, первая разновидность которого заключается в том, что ведущие по очереди передвигают руки по предмету определенной длины (веревке, палке и т. д.). Право первого броска по шару дается группе, рука ведущего которой оказалась на верхнем конце веревки, палки, вторая же группа становится «пастухом»;

2) по жребию, вторая разновидность которого заключается в том, что ведущий одной из групп прячет в одну ладонь определенный предмет (камешек или монету) и зажатые кулаки протягивает ведущему другой группы. Последний показывает на один из кулаков. Если предмет окажется в этой руке, то группа этого ведущего получает право на бросок по шару  первой, а если нет, то его группа становится «пастухом»;

3) по отбрасыванию биты, клюшки и пр., при котором оба ведущих становятся на пограничной линии и, поставив клюшки на носок ноги, отбрасывают ее ногой вперед. У кого палка окажется дальше от пограничной линии, его команда первой бьет по шару;

 4) подбрасыванием клюшки, при котором оба ведущих подбрасывают их вверх, и получает право на первый удар команда, клюшка ведущего которой после падения на землю окажется рукояткой к игроку;

5) «шыбаға тотош» определяется среди двух капитанов (уҙамал). Они берут одну биту (палка, бура) и снизу в вверх, по очереди, кулаками должы сделать захват биты (бура). У какого капитана (уҙамала) кулак окажется на самом верху (последний захват) то считается победителем, тоест бьет шар, другая сторона  охраняет шар или становится «пастухом» («көтөүсе»).

Каждый игрок бьющей команды с битой подходит к линии «солдат». Игроки команды «пастухов» становятся в разных местах по другую сторону пограничной линии. А капитан этой группы в варежках остается у доски. Положив деревянный шар на конец доски, отходит в сторону.

Пояснение к игре и правила. Игроки бьющей команды по очереди с линии «солдат» бросают биты (бура) по шару. Бита одного из них отбрасывает шар далеко вперед. В это время игроки, бросившие биты в шар до него, бегут для спасения своих бит. До того, как шар положат на конец доски, они должны успеть вернуться из-за линии постухов на линию броска и ударить битами по доске. Игрок, отбросивший шар, также бежит для спасения своей биты. Игроки команды «пастухов» должны отбить летящий шар битами и быстро перебросить своему капитану, стоящему у доски. Капитан должен поймать шар рукой и положить его на доску и громко сказать «Тук-тук!». Если один из игроков команды, бьющей шар, не успеет спасти свою биту, то группы меняются местами. А если все игроки успеют спасти биты, игрок, отбросивший шар, переходит на линию «капитан» и бросает биту в шар последним. Если и другие игроки, отбросившие шар, сумеют спасти свои биты и перейти на эту линию, то он первым среди них бросает биту в шар.   Если ни один из игроков бьющей стороны не сумеет отбросить шар, то стороны меняются местами. Победителем считается та команда, которая набрала больше очков и имела больше возможностей для ударов по шару. Значение игры. Вовлекает в двигательную деятельность мускулатуру рук, ног, развивает ловкость и слаженность движения рук, воспитывает такие моральные качества, как товарищество и взаимная выручка.

Неотъемлемой частью культуры любого народа были и есть игры. Многие элементы материальной и духовной культуры в силу различных причин могут претерпевать огромные изменения, вплоть до полного исчезновения. Однако игры являются консервативным элементом культуры народа. До недавнего времени изучение игр сводилось к их обычному описанию и отношение к ним было не более как к развлечению. Но активное изучение игр в последние несколько десятилетий специалистами различных областей заставляет сменить обывательское отношение к ним. Игры тесно связаны с хозяйственными занятиями и образом жизни народа, в играх отражается трудовая деятельность народа, велика роль игры в социализации детей. Игры, формировавшиеся в течение многих поколений, несут на себе отпечатки отдельных этапов истории этноса. Через игру ребенок познает жизнь, входит в общество, усваивает его нормативы и становится членом коллектива. А во взрослой жизни игра выступает уже как средство проведения досуга (речь можно вести не об игре, а о развлечении). Все вышесказанное в полной мере относится и к башкирским играм. Целенаправленный сбор башкирских игр и их изучение начат в последние десятилетия. Опубликованы работы по детскому, обрядовому фольклору А. М. Сулейманова, Р. А. Султангареевой, выпущены адаптированные для широкого круга читателей сборники игр И. Г. Галяутдинова, Р. М. Ураксиной, написана кандидатская диссертация Ф. Ш. Абсаликовой на тему "Башкирские игры и развлечения", а также некоторые другие работы.

В башкирских научных трудах упоминается о том, как в IX-XX вв. в лесной и горно-лесных  зонах, когда тысячи мужчин зимой уходили на әрҙәнә (лесоповал), а в половодье становились плотогонами на Иделе, Юрузани, Ае, Белой, Инзере, Сакмаре, Яике, Симе, Урале, Уфе и других реках, устраивались соревнования по кантованию бревен и укладыванию поленниц (на скорость), сплачиванию плотов. При молевом сплаве выявлялись мастера по проводке леса в горных теснинах и разборке заторов. По окончании тяжелых работ и расчета устраивались йыйыны с традиционными спортивными состязаниями. К национальным видам спорта относились также игры с деревянным шаром: сәкән («травяной хоккей»), соҡор туп («ямный мяч»; игра, напоминающая гольф и крокет), бура һуғыу (разновидность городков), сүрәкә («чижик») и др. 

Этнографическая наука республики до 90 - ых годов XX века играм уделяла общее внимание. Только классический труд С. И. Руденко на нескольких страницах рассказывает об играх башкирских детей, а также о развлечениях взрослых на сабантуе. Значительный материал опубликован фольклористами республики. И. Г. Галяутдинов опубликовал несколько сборников игр, авторство которых принадлежит или ему лично, или он является их ответственным редактором. Эти работы содержат популяризированные игры для детей младшего и среднего школьного возраста. В них вошли материалы, большей частью собранные в восточных, северовосточных, зауральских районах Республики Башкортостан. Соавторами сборника "Детский фольклор" являются М. Мамбетов и Р. М. Ураксина. Несомненным достоинством работ И. Г. Галяутдинова и Р. М. Ураксиной является то, что они в ряде случаев указывают на источник информации.

По рассказам информанта из села Наурузово Учалинского района Закира Гарипова (1959 г.р.) нами было зафиксировано следующее: «Я родился в деревне Науруз Учалинского района. С дества помню все народные игры («Бура һуғыу», «Жижик», «Сәкән», «Себен», «Мәзүм», «Бәке» и тд.), которые играли до нас старшее поколение, а потом наследниками традиций стали мы сами – молодое поколение.  Для меня среди всех игр одним из ярких и зрелищных народных игр, которую играли давным-давно наши деды и прадеды эта игра «Бура һуғыу». Весной, как только начинались появляются первые луга, старшее поколение собирались вместе и играли народные игры.  Эту игру в детстве играл мой отец Гадинан Гадиевичи (1927 г.р.). Идея возродить народные игры наших дедов пришла в начале 2000 годов. И в мае месяце мы в рамках праздника «Ауылым көтә улдарын» («Деревня ждет своих сыновей») с односельчанами разных возрастов организовываем игры, народное гуляние и өмә по благоустройству территории нашего села. 

Игра «Бура һуғыу» включен в программу спортивных национальных игр Йыйына молодежи табынских родов, который проходит ежегодно, где компактно проживают представители башкирского рода Табын Республики Башкортостана и регионов РФ.     
Сведения о действиях над/с ОНКН
 Игры этого вида развивают весь организм, особенно мускулы рук, ног, грудной клетки и сердца, и рассчитаны в основном на мальчиков. В отличие от других эти игры требуют наличия большого количества детей. В играх этой группы игроки в большинстве случаев делятся на две равные части (команды). Такие игры воспитывают у подростков чувство дружбы, товарищества, коллективизма, усиливают стремление к самостоятельности, энергичной игре и желание достичь определенной цели. Деление на команды осуществляется так. 
Современное бытование
Территория Башкортостана, где компактно проживают табынские рода (Архангельского, Аургазинского, Гафурийского, Караидельского, Кармаскалинского, Учалинского, Татышлинского, Абзелиловского, Аскинского, Балтачевского, Белорецкого, Давлекановского, Салаватского, Бураевского районов Республики Башкортостан)  
Источники информации

1. Башҡорт халыҡ ижады. III том. Эпос. Өфө, 1998.
2. Галин С.Ә. Башҡорт халҡының ауыҙ-тел ижады. Өфө, 2004.
3. Кирәев Ә.Н. Башҡорт халҡының эпик ҡомартҡылары. Өфө, 1961.
4. Сәғитов М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987.
6. Башкирское народное творчество. Т. I. Эпос. Уфа, 1987.
7. Галин С.А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.
8. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа, 1970.
9. Юлдыбаева Г.В. Башҡорт эпостарының халыҡ телендә һаҡланышы // Ватандаш. 2017. № 2. 156–162-се б.

10. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные детские игры. Книга первая. - Изд. 2-е, изм. - Уфа, Китап, 2002. - 248 с.

11. Атайымдың ос һәнәге . Рассказ. // Нугман Мусин // https://henek.info/articles/s-sm-r-r/2023-05-23/atayymdy-os-n-ge-3267612?ysclid=m1f91o95nj7573905