Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в РБ

Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-031
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в Гафурийском районе РБ


Размер файла: 198.1 MБ

Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в Кигинском районе РБ


Размер файла: 438.7 MБ

Описание

Календарно-обрядовый праздник «Боҙ оҙату» относится к тем календарным обрядам, проведение которых обусловлено природными факторами и не привязано к конкретным дням или датам. «Боҙ оҙату» проводится в период, определяемый народно-мифологическим сознанием как особо значимый для всей Вселенной, когда происходит обновление окружающего мира и пробуждение природы – окончание зимы, вскрытие льда на реках. Действия, совершаемые в расположенных на берегах рек башкирских деревнях в рамках ледохода, имеют праздничную окраску. В зависимости от региона и этнической подгруппы башкир обряд называется по-разному: «боҙ оҙату», «боҙ ҡарау», «ташкын ҡарау» и т.д. Несмотря на вариативность названия, характер и порядок проведения обряда едины для всех территорий Башкортостана и башкир, которые компактно проживают в соседних регионах России.

Справочная информация

Описание


В обряде отчетливо прослеживаются следы народных верований, связанных с магической функцией воды. В космогонических мифах башкирского народа, сохранившихся до наших времен, вода является бытийным первоначалом и источником зарождения жизни на земле.

В связи с этим, как отмечает Р.А. Султангареева, примечательны башкирские выражения, обозначающие восход и заход солнца: «ҡояш ҡалҡыу» (букв. «всплыть, подняться на поверхность воды»); «ҡояш батыу» (букв. «тонуть»).

Обряд ««Боҙ оҙату» зафиксирован в Гафурийском районе, в селе Имандаш. Во время ледохода молодые люди раскладывают на плывущих льдинах солому и поджигают её, загадывая при этом желание. Некоторые устраивают соревнования – чья льдина проплывет дальше или чей костер будет гореть дольше. Старшее поколение и дети сбрасывают в воду серебряные монеты – ритуальный амулет/оберег в виде кулечка-лоскуточка, в котором на протяжении зимы «копилось» все плохое: болезни, неприятности, невзгоды; альтернативой данному амулету могут служить носовые платочки с завязанными узелками-пожеланиями.  После завершения основного обряда проводят детские народные игры на берегу реки. 

Сжигание соломы и сбрасывание оберегов – это способы избавления от болезней. Народ до сегодняшнего дня искренне верит, что у потока речной воды есть способность забирать с собой всё плохое, и ритуалы у реки могут помочь избавиться от всего плохого, накопившегося за зиму.

Вода неспроста считалась очистительной и охранительной силой. Согласно мифологическим воззрениям аксакалов, во главе всего живого и неживого на земле стояло божество Ер әсә основной функцией которого являлось покровительство Земле-Воде, то есть миру, населенному людьми.

«Боҙ оҙату» – это обряд умилостивления водной стихии, сохранившийся у башкир с доисламского периода, когда соблюдались традиции и обычаи тенгрианства (башк. «тәңгрегә табыныу»). Эта точка зрения подтверждается тем, что башкиры во время ледохода обращаются к «речному хозяину» как к живому, одушевленному существу. Просят обычно здоровья для себя и близких, для домашнего скота, просят, чтобы не «забирали» животных. В качестве дара пекут и преподносят «речным хозяевам» хлеб. В некоторых районах (Хайбуллинский, Кигинский, Караидельский, Учалинский и т.д.) принято «откупаться» звонкой монетой. Таким образом, в дар приносилось всё, что не наносило урон чистоте воды или могло служить пищей для ее волшебных обитателей. Эта практика вписывается в традицию наших предков кормить всех духов, находящихся рядом с человеком.

Как указывалось ранее, согласно поверьям хранителей традиции, во время ледохода все болезни и невзгоды уплывают вместе со льдом. Унларские, таныпские и балыклинские башкиры (башкиры Караидельского и Аскинского районов) через посредство льдин отправляют весточку будущему или прошлому.

Река, являясь мостом между двумя измерениями, служит своеобразным проводником между миром живых и мертвых. Перемещению людей между мирами помогают духи, которые населяют эту водную стихию. Поднося жертвенные дары, сделанные своими руками, люди питают духов своей ментальной энергией, выражают уважение и почитание, а также демонстрируют внимание к ним.

Характерной чертой древнетюркской традиции, по мнению А.М. Сулейманова, является стремление жить в гармонии с природой. Древнее мифологическое сознание проявлялось в том, что башкирские рода, как правило, располагались около рек, проточных водоемов и ручьев. Проводы льда обычно проходили в обстановке радости и веселья, люди надевали нарядную одежду. Возле реки собиралась вся деревня. Найдя место посуше, устраивали веселые игрища с хороводными песнями, танцами и играми. 

В деревне Ибраево Кигинского района выбрасывали в воду кусочки деревьев, любые травы, старые вещи, приговаривая следующие слова: «Сирем, ауырыу ғазаптармы боҙ менән бергә ағып китһен» («Все мои болезни пусть уплывут»).

В Караидельском районе в деревнях Ново-Берядшево и Кантон кроме исполнения уже описанных обрядов принято собираться ближе к вечеру у реки Юрюзань и варить уху. Участвуют в основном мужчины. Традиция сохраняется до сих пор.

По рассказам жителей Шамратово Караидельского района, все окрестные жители, особенно дети, сбегались к реке наблюдать, как трескаются и плывут льдины. Устраивались народные гулянья с музыкой и танцами. Бывало даже, на плывущие льдины бросали горящие тряпки и солому, так что льдины начинали походить на плывущие костры. Дети, обращаясь к природе с просьбой об обильных весенних дождях и богатом урожае, бросали на льдины солому.

В Хайбуллинском и Гафурийском районе водили вокруг костра хороводы, проводили конкурсы, угощали гостей чаем из самовара, играли в разные игры, такие как «Сәкән һуғыу», «Сума өйрәк сума ҡаҙ», «Йөҙөк һалыш», «Аҡ тирәк, күк тирәк» и др. В казане растапливали лед и этой водой умывались все желающие, чтобы с новой водой пришли бодрость духа, сила и красота, а болезни и неприятности ушли «как весенние воды».

Ледоход означал конец зимы и начало нового цикла жизни, это праздник обновления.
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Передается от старшего поколения к младшему поколению.