Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в РБ Категория объекта:
Календарные обряды
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-031
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в Гафурийском районе РБРазмер файла: 198.1 MБ Календарно–обрядовый башкирский праздник «Проводы льда» (башк. боҙ оҙатыу) в Кигинском районе РБРазмер файла: 438.7 MБ ОписаниеКалендарно-обрядовый праздник «Боҙ оҙату» относится к тем календарным обрядам, проведение которых обусловлено природными факторами и не привязано к конкретным дням или датам. «Боҙ оҙату» проводится в период, определяемый народно-мифологическим сознанием как особо значимый для всей Вселенной, когда происходит обновление окружающего мира и пробуждение природы – окончание зимы, вскрытие льда на реках. Действия, совершаемые в расположенных на берегах рек башкирских деревнях в рамках ледохода, имеют праздничную окраску. В зависимости от региона и этнической подгруппы башкир обряд называется по-разному: «боҙ оҙату», «боҙ ҡарау», «ташкын ҡарау» и т.д. Несмотря на вариативность названия, характер и порядок проведения обряда едины для всех территорий Башкортостана и башкир, которые компактно проживают в соседних регионах России.Справочная информацияОписание
В обряде отчетливо
прослеживаются следы народных верований, связанных с магической функцией воды.
В космогонических мифах башкирского народа, сохранившихся до наших времен, вода
является бытийным первоначалом и источником зарождения жизни на земле. В связи с этим, как
отмечает Р.А. Султангареева, примечательны башкирские выражения, обозначающие
восход и заход солнца: «ҡояш ҡалҡыу» (букв. «всплыть, подняться на
поверхность воды»); «ҡояш батыу» (букв. «тонуть»). Обряд ««Боҙ оҙату»
зафиксирован в Гафурийском районе, в селе Имандаш. Во время ледохода молодые
люди раскладывают на плывущих льдинах солому и поджигают её, загадывая при этом
желание. Некоторые устраивают соревнования – чья льдина проплывет дальше или
чей костер будет гореть дольше. Старшее поколение и дети сбрасывают в
воду серебряные монеты – ритуальный амулет/оберег в виде
кулечка-лоскуточка, в котором на протяжении зимы «копилось» все плохое:
болезни, неприятности, невзгоды; альтернативой данному амулету могут
служить носовые платочки с завязанными узелками-пожеланиями. После
завершения основного обряда проводят детские народные игры на берегу реки. Сжигание соломы и сбрасывание
оберегов – это способы избавления от болезней. Народ до сегодняшнего дня искренне
верит, что у потока речной воды есть способность забирать с собой всё плохое, и
ритуалы у реки могут помочь избавиться от всего плохого, накопившегося за зиму. Вода неспроста
считалась очистительной и охранительной силой. Согласно мифологическим
воззрениям аксакалов, во главе всего живого и неживого на земле стояло божество
Ер әсә основной функцией которого являлось покровительство Земле-Воде,
то есть миру, населенному людьми. «Боҙ оҙату» – это обряд
умилостивления водной стихии, сохранившийся у башкир с доисламского периода,
когда соблюдались традиции и обычаи тенгрианства (башк. «тәңгрегә табыныу»). Эта
точка зрения подтверждается тем, что башкиры во время ледохода обращаются к
«речному хозяину» как к живому, одушевленному существу. Просят обычно здоровья
для себя и близких, для домашнего скота, просят, чтобы не «забирали» животных.
В качестве дара пекут и преподносят «речным хозяевам» хлеб. В некоторых районах
(Хайбуллинский, Кигинский, Караидельский, Учалинский и т.д.) принято
«откупаться» звонкой монетой. Таким образом, в дар приносилось всё, что не
наносило урон чистоте воды или могло служить пищей для ее волшебных обитателей.
Эта практика вписывается в традицию наших предков кормить всех духов,
находящихся рядом с человеком. Как указывалось ранее, согласно
поверьям хранителей традиции, во время ледохода все болезни и невзгоды уплывают
вместе со льдом. Унларские, таныпские и балыклинские башкиры (башкиры Караидельского
и Аскинского районов) через посредство льдин отправляют весточку будущему или
прошлому. Река, являясь мостом
между двумя измерениями, служит своеобразным проводником между миром живых и
мертвых. Перемещению людей между мирами помогают духи, которые населяют эту
водную стихию. Поднося
жертвенные дары, сделанные своими руками, люди питают духов своей ментальной
энергией, выражают уважение и почитание, а также демонстрируют внимание к ним. Характерной чертой
древнетюркской традиции, по мнению А.М. Сулейманова, является стремление жить в
гармонии с природой. Древнее мифологическое сознание проявлялось в том, что башкирские
рода, как правило, располагались около рек, проточных водоемов и ручьев.
Проводы льда обычно проходили в обстановке радости и веселья, люди надевали
нарядную одежду. Возле реки собиралась вся деревня. Найдя место
посуше, устраивали веселые игрища с хороводными песнями,
танцами и играми. В деревне Ибраево
Кигинского района выбрасывали в воду кусочки деревьев, любые травы, старые
вещи, приговаривая следующие слова: «Сирем, ауырыу ғазаптармы боҙ менән бергә
ағып китһен» («Все мои болезни пусть уплывут»). В Караидельском районе
в деревнях Ново-Берядшево и Кантон кроме исполнения уже описанных обрядов принято
собираться ближе к вечеру у реки Юрюзань и варить уху. Участвуют в основном мужчины.
Традиция сохраняется до сих пор. По рассказам жителей
Шамратово Караидельского района, все окрестные жители, особенно дети, сбегались
к реке наблюдать, как трескаются и плывут льдины. Устраивались народные гулянья
с музыкой и танцами. Бывало даже, на плывущие льдины бросали горящие тряпки и
солому, так что льдины начинали походить на плывущие костры. Дети, обращаясь к
природе с просьбой об обильных весенних дождях и богатом урожае, бросали на
льдины солому. В Хайбуллинском и
Гафурийском районе водили вокруг костра хороводы, проводили конкурсы, угощали
гостей чаем из самовара, играли в разные игры, такие как «Сәкән һуғыу», «Сума өйрәк сума ҡаҙ», «Йөҙөк һалыш», «Аҡ тирәк, күк тирәк» и др. В казане
растапливали лед и этой водой умывались все желающие, чтобы с новой водой
пришли бодрость духа, сила и красота, а болезни и неприятности ушли «как
весенние воды».
Сведения об особенностях
Способы передачи традиции
Передается от старшего поколения к младшему поколению. |