Технология изготовления куклы-оберега у восточных марийцев

Категория объекта:
Техники и технологии
Этнокультурная принадлежность:
марийцы
Анкета утверждена:
25.09.2024
Номер объекта:
17-030
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

Описание

Игрушки – важные элементы любой культуры. Самая любимая игрушка - та, которую сделал сам. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в облике самобытность создающего её народа. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед, были первыми друзьями и утешителями.

Справочная информация

Описание

 Марийцы - один из древних финно-угорских народов, подразделяются на три этногруппы: горные, луговые, восточные. Горные (кырыкмары) живут на правобережье Волги в Горномарийском районе Республики Марий Эл. В центральной и восточной части Марий Эл живут луговые марийцы (олык марий). В VI в. часть марийцев ушли на башкирские земли, и появились восточные мари. Религия - ядро духовной культуры марийцев. Марийцы поклоняются духам Керемет - покровителям рода и природе. Почитание духов-матерей (ава) воды, огня, ветра, земли, поля и других небесных и земных объектов и явлений окружающей природы является характерной особенностью финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. 

Из чего же делали куклы обереги? Гончар - из глины, плотник – из дерева, а женщины - из тряпочек, из соломы. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей. По словам информанта Надежды Салиевой, каждая кукла имела свое назначение, могла развлекать и утешать, учить и лечить. Красота была вторична по отношению к содержанию. Лица у куклы не было, его не делали, чтобы предотвратить проникновение нечистой силы, в которую верили предки народов мари. С другой стороны, это говорит о том, что важен был ее смысл. Куколка без лица многолика, лицо ей нарисует фантазия хозяина. Таким образом, у мари, как и у любого другого народа, существовали традиции изготовления кукол, и у каждой куклы было свое предназначение.

Хранительница этнокультурного достояния народа мари из деревни Уразаево Караидельского района Салиева Надежда поделилась секретами изготовления кукол-оберегов. «Куклы-обереги восточных мари бывают разные, - рассказывает информант, - «Талисман дома», «Семья», «Звоночек», «Десятиручница», «Неразлучница», «Дуля», «Желаньица», «Ангелы», «Счастье», «Дева баба», «Удачи», «Коляда», «Крупиничка», кукла на двух осиновых веточках, куклы из соломы, кукла на щепе и т.д. Мне куклы делать интересно, увлекательно. В нашей деревне дети очень заинтересованы куклами. Они делают для себя, родным и близким». 
Техники/Технологии, связанные с объектом

  «Для того чтобы сделать куклы обереги, необходимо соблюдать правила, - рассказывает нам информант Надежда Салиева. - Нужно куклы делать с хорошим настроением, с благими мыслями. Если я начинаю делать куклу, то в этот же день и завершаю. По поверьям, на другой день нельзя оставлять. Когда делаю куклу не пускаю в рабочую комнату (не подпускаю) людей, сижу одна, чтобы меня от хороших мыслей не отвлекали, потому что каждый узелочек нужно завязать, на каждый узелок нужно хорошее благопожелание говорить. С духовной чистотой и добросовестно нужно подойти к своей работе».

При изготовлении кукол-оберегов не используются иголки и ножницы.  При необходимости ткань рвут руками. Количество узелков должно быть нечётным. Согласно поверьям, изготовлением кукол нельзя заниматься в праздники, делать их нужно непременно в женский день (у марийцев это среда, пятница и суббота) и никогда не садиться спиной к солнцу, так как Солнце считается священным для марийского народа. Для изготовления куклы оберега требуется квадратный кусок белой ткани, белая вата для головки, лоскутки ткани для юбочки, косыночки, блузки; соль для мешочка. Белую вату аккуратно скручивают. Далее берут кусок белой ткани, находят середину и через отмеченный заранее прорез надевают белую вату (головку), складывают. Чтобы личико получилось ровным и аккуратным, нужно сильно–сильно прижать белую ткань. Получившуюся голову крепко обвязывают красной ниткой. Красный цвет выбирается неслучайно. Считается, что красный цвет несет обережную функцию, символизируя собой силу и красоту. Нитку обвязывают 6-8 раз, число должно быть четным. При завязывании произносятся благопожелания: «На здоровье в этом доме», «На счастье в этом доме», «На благополучие семьи» и т.д. Для блузки используют ткань посветлее. Посередине делают маленькую дырочку, чтобы можно было просунуть головку. После того, как одели головку, формируют ручки. Ручки также завязывают красными ниточками. Далее надевают юбочку. Она также может быть яркого красного цвета. Перед тем как завязать платочек, надевают на голову куклы очелочек. Как только кукла готова, к ней привязывают мешочек с солью. Мешочек с солью оберегает от злых сил, нечистых сил, от сглаза. Снимает негатив у тех, кто заходит в дом с плохими намерениями.
Современное бытование
 Марийские поселения Республика Башкортостан. 
Источники сведений

1.      

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Буляков Марат Фаятович.  

Тип ответственности: фольклорист-исследователь.

Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.

 

ФИО: Салиева Надежда Андреевна, 1953 г.р. 

Тип ответственности:  мастер по изготовлению кукол оберегов мари.

Место жительства/Адрес: Республика Башкортостан, Караидельский район, с Уразаево.

Сведения о действиях над/с ОНКН
На сегодняшний день куклы-обереги используются в быту у марийцев, которые проживают на территории Башкортостана и не только.  
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Пулакш имел сакральное магическое значение и выполнял защитные функции оберега: дурной глаз запутывался в чёрных тугих нитках и не мог сделать женщину бесплодной.



Способы передачи традиции

Из поколения в поколение. По рассказам и показам мастеров по изготовлению кукол-оберегов.  



Форма бытования