Обряд обрезания у башкир (башк. «Бабаға ултыртыу», «Сөннәт туй») Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-027
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
«Бабаға ултыртыу»Суннат баба. Муниров Тагир. Караидельский район РБ.Бабаға ултырытыу. Фидаил Сафин. Караидельский район РБ.ОписаниеБаба («Дед») - у башкир мужчина, совершающий обряд обрезания по мусульманскому обычаю; мифологизированное лицо, в функцию которого входило проведение обряда инициации подростков. «Бабаға биреү» (совершить обрезание) дословно переводится с башкирского языка как «отдать деду». При проведении обрезания «Баба» произносит особый заговор. В южной части Башкортостана его называли «бабасы», на среднем Урале - «Баба-ҡарт» (буквально «Дед-старик»).Справочная информацияОписание
«Ауылға Баба килһә малайҙар йәшенеп бөтә
торғайны» («Когда в деревню приходил Баба, все мальчишки прятались») (М.
Мансурова). От слова «Баба» и произошел «Бапай» (сев.-запад. башк. - «Бапаҡ») в значении
«бука; мифический персонаж, которым пугают детей». В русском языке есть пугающий
детей своим появлением Бабай (Энциклопедия). Обряд обрезания у башкир, т.е.
суннат, считается священным обычаем, берущим свое начало от пророков. Исследователь XIX века Д.П.
Никольский писал, что башкиры неуклонно исполняют этот обряд и «не оставляют ни
одного мальчика не обрезанным». Время для совершения операции определяется
различно. По наблюдениям Бишева, обрезанием по большей части занимались башкиры
и мещеряки. Знания и умения передавались по наследству. Чтобы получить право
заниматься обрезанием, такой специалист должен был предварительно получить от
мусульманского духовенства свидетельство. Возраст оператора должен быть не
моложе 25 и не старше 50 лет. У каждого обрезателя есть помощник, обыкновенно
подросток. Обрезание проводится мальчику по
исполнении трех, пяти или семи лет (возраст должен соответствовать нечетному
числу) (БНТ). Р. Султангареева отмечает, что суннат
- древнейший традиционный институт здравоохранения, направленный на укрепление
и обеспечение благополучного будущего мужчины. Также она отмечает, что
существует одностороннее воззрение о том, что суннат привнесен исламской
религией. Половое созревание предусматривало поэтапное развитие духовных,
нравственных идеалов, физическую, психологическую устойчивость ко всякого рода
противостояниям и испытаниям времени с последующей социализацией на ритуальном
уровне. Когда детей ведут на обрезание,
их успокаивают: Дед идет, дед идет, Зайца, голубя несет! Дед идет, дед идет, Для тебя коня ведет! (БНТ). У
башкир во время обряда обрезания (суннат) проводились молодежные увеселения,
устраивались скачки, обильные угощения гостей. Аксакалы произносили
благопожелания. Детей завлекали, допуская легкий обман, чтобы исключить страх и
психологический шок: «Дед приехал, зайца привез!». За суннат-баба выстраивались
мальчики, скандируя по улице, шли в дом, куда тот был приглашен. Мужчину,
совершающего обряд обрезания, называли «суннатсы» или «Баба» (Дед). Баба
приехал, баба приехал, В
телеге сладкий пирог есть, В
телеге серебряный лук (уҡ) есть, В
телеге конь красивый есть! Во
время обрезания Баба произносит слова, в которых утверждается новый статус
мальчика: Во имя
Аллаха и его благословения! Неверным
был - станешь с верой, Безвольным
был — станешь сильным, Жеребенком
был — конем станешь! (Р.Султангареева) После ухода старика, совершившего
обряд обрезания, мальчика сажали в чистую воду, чтобы проверить, не завязал ли
старик на половом органе мальчика тонкий конский волосок. «Баба» обычно делал это на 90-ом или 101-ом ребенке для того,
чтобы умение, дар не покинули его. (БНТ) Таким
образом, обрезанию придавалось значение духовного укрепления, перехода в новый
статус, обрезание предусматривало заботу о гигиене и телесном здоровье. Раньше
обрезание проводилось, как правило, в нечетном возрасте, в благоприятные дни
(четверг, пятница), в период растущей луны, в теплое время года. Сейчас
старожилы утверждают, что обрезание можно совершать и в 21, и в 23 года. Первые
сведения о башкирах появились более тысячи лет назад. Древнейшие восточные
писатели, персидские и арабские - Ибн-Даста (в 912 г.), Ибн-Фадлан (в 922 г.)
Масуди (в 943 г.) - упоминают о башкирах как о народе самостоятельном,
занимавшем почти такую же территорию, какую башкиры занимают в настоящее время.
По
свидетельству арабских путешественников, в X
веке башкиры были идолопоклонниками. Однако есть указания и на то, что часть
башкир приняли магометанство еще в X веке. Среди башкир нет особенно набожных, до
фанатизма преданных исламу, как это встречается у других мусульманских народов.
О том, как башкиры соблюдают правила священного Корана, писали Чермишинский,
Мозель, Казанцев, Небольсин и др. Каждый правоверный должен следовать пяти
столпам ислама. Это очищение, молитва, пост, милостыня и путешествие в Мекку на
поклонение к гробу Магомета; для мужского пола - обрезание. (Никольский) Одним спорных
вопросов остается проблема датирования укрепления мусульманской религии у
башкир. Процесс проникновения исламской религии на Урал был сложным, неравномерным,
занимал большой период времени. Башкиры - многоплеменной этнос, каждый род
которого отличался самостоятельным этническим обликом, ментальностью, обычаями
(правом), языковыми диалектами. Кроме того, имелись территориальные и климатические
различия, также оказавшие влияние на принятие новой веры. В X - начале XIII вв.
башкиры, главным образом их западная часть, находились в политической
зависимости от Волжской Булгарии [Бикбулатов]. Принято считать, что в этот
период в башкирском крае укрепляется официальная религия ислам. Однако в
научной литературе имеются еще и сведения историка Шарафутдина Булгари Муслими,
которые обнаружил в свое время видный просветитель и ученый М. Уметбаев.
Башкиры, по его утверждению, принимают религию ислам в 195 году по хиджре, то
есть гораздо раньше своих соседей, проживающих в Туркестане турков, которые
перешли в ислам в 400 г. (по старому стилю), а по григорианскому календарю - в
X в. [Өмөтбаев]. Эти сведения еще не учитывались в изучении истории религии
башкир. В
последнее время появились дополнительные материалы, согласно которым устанавливаются
новые факты о принятии башкирами ислама. В исторических хрониках и «кисе»
(произведении, в котором сочетается историческое и романтическое) «Факиһтар
яҙыуы» («Письмена мудрых знатоков») выражается мысль о том, что ислам не
столько привносился, сколько принимался башкирами по собственному выбору. В
этой книге, частично написанной на коже сома (рыбы), частично - на пергаменте,
привезенном из Китая и Самарканда, повествуется о жизни, быте и религии башкир
(минцев, туркмен-кыпсаков) с доисламского времени до трагических событий 1736
г. [БХИ]. Эпизоды поисков новой религии, отраженные в «Письменах», дают
возможность предполагать более древние историко-хронологические рамки выбора и
принятия башкирами ислама. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Башкирию
в X в., оставил сведения о том, что башкиры поклонялись многим божествам, но
при этом «признают господа, который на Небе самый большой из них»
[Ковалевский], а также о том, что среди башкир уже были мусульмане [Там же]. В
этом видится одно из свидетельств того, что башкиры задолго до принятия ислама
поклонялись высшему божеству Тэнгри, а значит, уже были приверженцами
монотеистической религии. Религиозности
башкирского общества в целом присуща тенденция к монотеизму, но в то же время
наблюдается сохранение в духовной и обрядовой практике достояний и ценностей
языческого природопоклонства и народных обычаев. Синкретичное сращение новой
веры ислама и народной религии природопоклонства приобрело к концу XIX в.
статичный характер, отобразилось в мировоззрении, литературе, искусстве и обрядовой
культуре. В цикл обрядов, связанных с рождением ребёнка, входил
принятый у мусульман обычай обрезания и связанное в ним угощение «суннат-туй».
Обрезание считалось обязательным для мусульман, хотя и не имело письменного
религиозного узаконения. Устроить «суннат-туй» было обязанностью отца мальчика.
Обряд обрезания, воспринятый исламом из ранних верований, стал символом
введения нового человека в религиозную общину, подобно христианскому обряду
крещения. Обряд проводился в пяти-шестимесячном возрасте или от одного года до
7 лет, обычно обрезание совершал пожилой мужчина, иногда родственник или член
семьи, — «бабай» (дед), отсюда второе название обряда — «Бабага биреу». Часто «Баба»
ходили из деревни в деревню, предлагали свои услуги за определённую плату.
Перед началом обряда читалась молитва, затем производилась операция, по
окончании присутствующих одаривали деньгами и угощали. Угощение могло состояться
как в день обрезания, таки спустя несколько дней. Описанный обряд был направлен
на обеспечение здоровья и благополучия ребёнка и его семьи. Многие действия,
несмотря на наличие магических элементов, имели рациональную основу.
Разнообразные обряды в честь ребёнка (укладывание в колыбель, наречение имени,
обрезание, стрижка первых волос, угощения в честь появления зубов, первого шага
и др.) символизировали связь ребёнка и его матери с обществом, коллективом. Информант Альфир
хазрат из Караидельского района поделился своими воспоминаниями, как в
советское время проводился религиозный обряд. Тогда люди не стремились в
открытую демонстрировать приверженность исламу. По словам информанта, его родители
и дедушка с бабушкой соблюдали традиции ислама: читали намаз, держали пост, собирали гостей на
праздник Курбан и «аят-ашы». Одним из значимых обрядов для членов семьи
мужского пола был «Суннат-туй» («Бабаға ултыртыу»). Обряд
проводили, когда в деревню приходил Баба («Бабай», «Суннат бабай»). Альфир-хазрат
вспоминает: «Мне было три
года. Родители говорили, что придет бабай, тебя в суннат отдадим, так как все
твои братья тоже в суннате. В нашей деревне всех мальчиков собирали в одно
место, закрывали, чтобы никто не убежал.
Когда суннат-бабай приходил, нас по одному заводили к нему. Первыми
выталкивали слабых ребят и тех, кто помладше. Старшие оставались последними. Бабай
совершал свою миссию, нам, конечно, было больно, так как в наши детские годы не
было каких-то медицинских средств. Сыпали на рану (обрезанное место) золу. Чтобы
успокоить нас, родители угощали конфетами и печеньками. Аксан-абый, чтобы утешить
нас, говорил: «Не плачь, не
плачь, я этого бабая выгнал из нашей деревни». Техники/Технологии, связанные с объектом
В
советское и досоветское время обряд исполнял Баба (суннат-бабай). Перед началом
обряда читаются молитвы, затем мальчика кладут на пол, и оператор, оттянув
немного preputiun, заключает ее в деревянный зажим и острым
ножом или бритвой срезает выступающую из зажима часть. Рану посыпают порошком
из гнилушек или золою из соломы, никакой повязки не делается. Порошок и кровь
образуют сухой струп, который не трогают до тех пор, пока он сам не отвалится. После
операции мальчика укутывали в полотно. Ребенку полагалось отлежаться
три дня. Обрезанные кусочки плоти хранили в мешочках
или бросали под печь (чтобы «работали» на укрепление дома).
В
постсоветское время традицию исполняют специализированные медицинские
работники. В хирургической урологии используются: ·
традиционное
иссечение скальпелем, при котором врач вручную удаляет лишние участки крайней
плоти и сшивает рану рассасывающимися материалами; ·
лазерная
коррекция крайней плоти, которая протекает бескровно, но может спровоцировать
ожоги кожи; ·
удаление
тканей радиоволновым ножом, при котором исключается риск кровотечений и
инфицирования. Время процедуры зависит от выбранного метода
и составляет от 10 до 20 минут. Каждый из способов циркумцизии обладает
индивидуальными противопоказаниями и особенностями. Но вне зависимости от типа
процедуры операция выполняется по строгому плану: ·
Подготовка,
включающая визуальный осмотр, подбор типа обрезания и анализы. ·
Обезболивание. ·
Разрез
и иссечение крайней плоти по выбранному типу. ·
Сшивание
раны. ·
Наложение
антисептика и стерильной повязки. ·
Назначение
антибактериальных и противовоспалительных препаратов и обезболивание (при
необходимости). В большинстве случаев процедура выполняется
под седацией, чтобы избежать психоэмоционального напряжения у ребенка. Первые
2–3 часа после операции пациент проводит под наблюдением врача, а потом может
отправляться домой. Хирург назначит визиты для профилактического осмотра и
контроля заживления раны. Современное бытование
Республика Башкортостан.
Источники сведений
1. Башкирское народное творчесвто. – Т. 12: Обрядовый
фольклор. – Уфа: Китап, 2010. – 592 с. 2. Султангареева Р.А. / Башкирский фольклор: семантика,
функции и традиции: Т.1: Миф. Обряд. Танец. Сказительство. Шаманский,
религиозный, музыкальный фольклор. Современные традиции. – Уфа: Башк. энцикл.,
2018.- 520 с. 3. Башкиры // С.И. Руденко //
Историко-этнографические очерки, 2018 г. 4.
Башкиры,
Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко, 2016 г. 5.
Хисаметдинова
Ф.Г. / Мифологический словарь
башкирского языка. М.: Наука., 2010 г., - 452 с. 6.
Өмөтбаев М. Өфөнөң тарихына ҡағылышлы
материалдар 11 Йәдкәр. — Өфө, 1984. 7.
Рычков Н. Журнал или Дневные записки
путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в
1769 и 1770 году. — СПб., 1770. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде. -
Уфа, 2006. 8.
Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по
разным провинциям Российского государства в 1770 году. — СПб., 1802. 9.
Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и
Приуралья. Историко-этнографические очерки. - М., 1985. - 307 с. 10.
Башкирское народное творчество. - Т. 2. —
Предания и легенды / сост., авт. вступ. ст., коммент. Ф.А. Надршина. - Уфа:
Башкирское кн. изд-во, 1987 (БНТ). Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Буляков Марат Фаятович. Тип ответственности: фольклорсит-исследователь. Место работы/Адрес:
Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский
центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан,
450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.
ФИО: Ахматов Альфир хазрат Насретдинович. Тип ответственности: Имам-хатыб мечети «Ихлас» с. Караидель. Место работы/Адрес: Мечеть
«Ихлас» с. Караидель Караидельского района РБ. ФИО: Муниров Тагир Агзамович, 1962 г.р. Тип ответственности:
директор МБУК "Караидельский
историко-краеведческий музей" муниципального района Караидельский район
Республики Башкортостан. Место жительства/Адрес:
452381, Республика Башкортостан,
МР Караидельский район, с. Байки, ул. Ленина, 54.
ФИО: Сафин Фидаил Абелгаянович, 1962 г.р. Тип ответственности:
пенсионер, краевед, мастер по изготовлению охотничьих лыж. Место
жительства/Адрес: 452381, Республика Башкортостан,
МР Караидельский район, с. Байки, ул. Ленина, 54.
ФИО: Сираев
Фаниль Миннигалимович, 1956 г.р. Тип ответственности: лесник,
рыбак. Организации, имеющие отношение к ОНКН
1. ГБУК
РБ Республиканский центр
народного творчества. 2.
Институт этнологических исследований
им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного
центра РАН. 3.
Национальная библиотека
имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 4. Институт истории языка и литературы УФИЦ
РАН.
Сведения о действиях над/с ОНКН
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
Описанный обряд направлен на
обеспечение здоровья и благополучия ребёнка и его семьи, учит уважительному
отношению к исламским традициям и законам. Форма бытования Обряд передается из поколения в поколение. |