Обряд обрезания у башкир (башк. «Бабаға ултыртыу», «Сөннәт туй»)

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-027
Автор-составитель анкеты:
Буляков Марат Фаятович
ведущий методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ

«Бабаға ултыртыу»


Суннат баба. Муниров Тагир. Караидельский район РБ.


Бабаға ултырытыу. Фидаил Сафин. Караидельский район РБ.



Описание

Баба («Дед») - у башкир мужчина, совершающий обряд обрезания по мусульманскому обычаю; мифологизированное лицо, в функцию которого входило проведение обряда инициации подростков. «Бабаға биреү» (совершить обрезание) дословно переводится с башкирского языка как «отдать деду». При проведении обрезания «Баба» произносит особый заговор. В южной части Башкортостана его называли «бабасы», на среднем Урале - «Баба-ҡарт» (буквально «Дед-старик»).

Справочная информация

Описание

«Ауылға Баба килһә малайҙар йәшенеп бөтә торғайны» («Когда в деревню приходил Баба, все мальчишки прятались») (М. Мансурова).  От слова «Баба» и произошел «Бапай» (сев.-запад. башк. - «Бапаҡ») в значении «бука; мифический персонаж, которым пугают детей». В русском языке есть пугающий детей своим появлением Бабай (Энциклопедия).

Обряд обрезания у башкир, т.е. суннат, считается священным обычаем, берущим свое начало от пророков. Исследователь XIX века Д.П. Никольский писал, что башкиры неуклонно исполняют этот обряд и «не оставляют ни одного мальчика не обрезанным». Время для совершения операции определяется различно. По наблюдениям Бишева, обрезанием по большей части занимались башкиры и мещеряки. Знания и умения передавались по наследству. Чтобы получить право заниматься обрезанием, такой специалист должен был предварительно получить от мусульманского духовенства свидетельство. Возраст оператора должен быть не моложе 25 и не старше 50 лет. У каждого обрезателя есть помощник, обыкновенно подросток. 

Обрезание проводится мальчику по исполнении трех, пяти или семи лет (возраст должен соответствовать нечетному числу) (БНТ). Р. Султангареева отмечает, что суннат - древнейший традиционный институт здравоохранения, направленный на укрепление и обеспечение благополучного будущего мужчины. Также она отмечает, что существует одностороннее воззрение о том, что суннат привнесен исламской религией. Половое созревание предусматривало поэтапное развитие духовных, нравственных идеалов, физическую, психологическую устойчивость ко всякого рода противостояниям и испытаниям времени с последующей социализацией на ритуальном уровне.

Когда детей ведут на обрезание, их успокаивают:

Дед идет, дед идет,                                                    

Зайца, голубя несет!

Дед идет, дед идет,

Для тебя коня ведет! (БНТ).

У башкир во время обряда обрезания (суннат) проводились молодежные увеселения, устраивались скачки, обильные угощения гостей. Аксакалы произносили благопожелания. Детей завлекали, допуская легкий обман, чтобы исключить страх и психологический шок: «Дед приехал, зайца привез!». За суннат-баба выстраивались мальчики, скандируя по улице, шли в дом, куда тот был приглашен. Мужчину, совершающего обряд обрезания, называли «суннатсы» или «Баба» (Дед).

Баба приехал, баба приехал,

В телеге сладкий пирог есть,

В телеге серебряный лук (уҡ) есть,

В телеге конь красивый есть!

Во время обрезания Баба произносит слова, в которых утверждается новый статус мальчика:

Во имя Аллаха и его благословения!

Неверным был - станешь с верой,

Безвольным был — станешь сильным,

Жеребенком был — конем станешь! (Р.Султангареева)

После ухода старика, совершившего обряд обрезания, мальчика сажали в чистую воду, чтобы проверить, не завязал ли старик на половом органе мальчика тонкий конский волосок. «Баба» обычно делал это на 90-ом или 101-ом ребенке для того, чтобы умение, дар не покинули его. (БНТ)

Таким образом, обрезанию придавалось значение духовного укрепления, перехода в новый статус, обрезание предусматривало заботу о гигиене и телесном здоровье. Раньше обрезание проводилось, как правило, в нечетном возрасте, в благоприятные дни (четверг, пятница), в период растущей луны, в теплое время года. Сейчас старожилы утверждают, что обрезание можно совершать и в 21, и в 23 года.   

 Ф. Хисаметдинова в «Башкирском мифологическом словаре» пишет: «Число семь играет большую роль в жизни человека от рождения до смерти и даже после смерти. Например, по поверьям, обрезание должно быть сделано до достижения ребенком семи лет в седьмой день рождения».

Первые сведения о башкирах появились более тысячи лет назад. Древнейшие восточные писатели, персидские и арабские - Ибн-Даста (в 912 г.), Ибн-Фадлан (в 922 г.) Масуди (в 943 г.) - упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти такую же территорию, какую башкиры занимают в настоящее время.

По свидетельству арабских путешественников, в X веке башкиры были идолопоклонниками. Однако есть указания и на то, что часть башкир приняли магометанство еще в X веке.  Среди башкир нет особенно набожных, до фанатизма преданных исламу, как это встречается у других мусульманских народов. О том, как башкиры соблюдают правила священного Корана, писали Чермишинский, Мозель, Казанцев, Небольсин и др. Каждый правоверный должен следовать пяти столпам ислама. Это очищение, молитва, пост, милостыня и путешествие в Мекку на поклонение к гробу Магомета; для мужского пола - обрезание. (Никольский)

Одним спорных вопросов остается проблема датирования укрепления мусульманской религии у башкир. Процесс проникновения исламской религии на Урал был сложным, неравномерным, занимал большой период времени. Башкиры - многоплеменной этнос, каждый род которого отличался самостоятельным этническим обликом, ментальностью, обычаями (правом), языковыми диалектами. Кроме того, имелись территориальные и климатические различия, также оказавшие влияние на принятие новой веры. В X - начале XIII вв. башкиры, главным образом их западная часть, находились в политической зависимости от Волжской Булгарии [Бикбулатов]. Принято считать, что в этот период в башкирском крае укрепляется официальная религия ислам. Однако в научной литературе имеются еще и сведения историка Шарафутдина Булгари Муслими, которые обнаружил в свое время видный просветитель и ученый М. Уметбаев. Башкиры, по его утверждению, принимают религию ислам в 195 году по хиджре, то есть гораздо раньше своих соседей, проживающих в Туркестане турков, которые перешли в ислам в 400 г. (по старому стилю), а по григорианскому календарю - в X в. [Өмөтбаев]. Эти сведения еще не учитывались в изучении истории религии башкир.

В последнее время появились дополнительные материалы, согласно которым устанавливаются новые факты о принятии башкирами ислама. В исторических хрониках и «кисе» (произведении, в котором сочетается историческое и романтическое) «Факиһтар яҙыуы» («Письмена мудрых знатоков») выражается мысль о том, что ислам не столько привносился, сколько принимался башкирами по собственному выбору. В этой книге, частично написанной на коже сома (рыбы), частично - на пергаменте, привезенном из Китая и Самарканда, повествуется о жизни, быте и религии башкир (минцев, туркмен-кыпсаков) с доисламского времени до трагических событий 1736 г. [БХИ]. Эпизоды поисков новой религии, отраженные в «Письменах», дают возможность предполагать более древние историко-хронологические рамки выбора и принятия башкирами ислама. Арабский путешественник Ибн-Фадлан, посетивший Башкирию в X в., оставил сведения о том, что башкиры поклонялись многим божествам, но при этом «признают господа, который на Небе самый большой из них» [Ковалевский], а также о том, что среди башкир уже были мусульмане [Там же]. В этом видится одно из свидетельств того, что башкиры задолго до принятия ислама поклонялись высшему божеству Тэнгри, а значит, уже были приверженцами монотеистической религии. 

Религиозности башкирского общества в целом присуща тенденция к монотеизму, но в то же время наблюдается сохранение в духовной и обрядовой практике достояний и ценностей языческого природопоклонства и народных обычаев. Синкретичное сращение новой веры ислама и народной религии природопоклонства приобрело к концу XIX в. статичный характер, отобразилось в мировоззрении, литературе, искусстве и обрядовой культуре.

В цикл обрядов, связанных с рождением ребёнка, входил принятый у мусульман обычай обрезания и связанное в ним угощение «суннат-туй». Обрезание считалось обязательным для мусульман, хотя и не имело письменного религиозного узаконения. Устроить «суннат-туй» было обязанностью отца мальчика. Обряд обрезания, воспринятый исламом из ранних верований, стал символом введения нового человека в религиозную общину, подобно христианскому обряду крещения. Обряд проводился в пяти-шестимесячном возрасте или от одного года до 7 лет, обычно обрезание совершал пожилой мужчина, иногда родственник или член семьи, — «бабай» (дед), отсюда второе название обряда — «Бабага биреу». Часто «Баба» ходили из деревни в деревню, предлагали свои услуги за определённую плату. Перед началом обряда читалась молитва, затем производилась операция, по окончании присутствующих одаривали деньгами и угощали. Угощение могло состояться как в день обрезания, таки спустя несколько дней. Описанный обряд был направлен на обеспечение здоровья и благополучия ребёнка и его семьи. Многие действия, несмотря на наличие магических элементов, имели рациональную основу. Разнообразные обряды в честь ребёнка (укладывание в колыбель, наречение имени, обрезание, стрижка первых волос, угощения в честь появления зубов, первого шага и др.) символизировали связь ребёнка и его матери с обществом, коллективом.  

Информант Альфир хазрат из Караидельского района поделился своими воспоминаниями, как в советское время проводился религиозный обряд. Тогда люди не стремились в открытую демонстрировать приверженность исламу. По словам информанта, его родители и дедушка с бабушкой соблюдали традиции ислама: читали намаз, держали пост, собирали гостей на праздник Курбан и «аят-ашы».  Одним из значимых обрядов для членов семьи мужского пола был «Суннат-туй» («Бабаға ултыртыу»). Обряд проводили, когда в деревню приходил Баба («Бабай», «Суннат бабай»). Альфир-хазрат вспоминает: «Мне было три года. Родители говорили, что придет бабай, тебя в суннат отдадим, так как все твои братья тоже в суннате. В нашей деревне всех мальчиков собирали в одно место, закрывали, чтобы никто не убежал.  Когда суннат-бабай приходил, нас по одному заводили к нему. Первыми выталкивали слабых ребят и тех, кто помладше. Старшие оставались последними. Бабай совершал свою миссию, нам, конечно, было больно, так как в наши детские годы не было каких-то медицинских средств. Сыпали на рану (обрезанное место) золу. Чтобы успокоить нас, родители угощали конфетами и печеньками. Аксан-абый, чтобы утешить нас, говорил: «Не плачь, не плачь, я этого бабая выгнал из нашей деревни».

 Традиция Суннат-туй («Бабаға ултыртыу») по всем правилам соответствует мусульманской религии и сохраняется по сей день. Однако в связи с прекращением гонений на религию, характерных для советского времени,  совершение обрезания теперь может проводиться медицинскими сотрудниками в стенах медицинских учреждений.
Техники/Технологии, связанные с объектом

В советское и досоветское время обряд исполнял Баба (суннат-бабай). Перед началом обряда читаются молитвы, затем мальчика кладут на пол, и оператор, оттянув немного preputiun, заключает ее в деревянный зажим и острым ножом или бритвой срезает выступающую из зажима часть. Рану посыпают порошком из гнилушек или золою из соломы, никакой повязки не делается. Порошок и кровь образуют сухой струп, который не трогают до тех пор, пока он сам не отвалится. После операции мальчика укутывали в полотно. Ребенку полагалось отлежаться три дня. Обрезанные кусочки плоти хранили в мешочках или бросали под печь (чтобы «работали» на укрепление дома).

 

В постсоветское время традицию исполняют специализированные медицинские работники.  В хирургической урологии используются:

·         традиционное иссечение скальпелем, при котором врач вручную удаляет лишние участки крайней плоти и сшивает рану рассасывающимися материалами;

·         лазерная коррекция крайней плоти, которая протекает бескровно, но может спровоцировать ожоги кожи;

·         удаление тканей радиоволновым ножом, при котором исключается риск кровотечений и инфицирования.

Время процедуры зависит от выбранного метода и составляет от 10 до 20 минут. Каждый из способов циркумцизии обладает индивидуальными противопоказаниями и особенностями. Но вне зависимости от типа процедуры операция выполняется по строгому плану:

·         Подготовка, включающая визуальный осмотр, подбор типа обрезания и анализы.

·         Обезболивание.

·         Разрез и иссечение крайней плоти по выбранному типу.

·         Сшивание раны.

·         Наложение антисептика и стерильной повязки.

·         Назначение антибактериальных и противовоспалительных препаратов и обезболивание (при необходимости).

В большинстве случаев процедура выполняется под седацией, чтобы избежать психоэмоционального напряжения у ребенка. Первые 2–3 часа после операции пациент проводит под наблюдением врача, а потом может отправляться домой. Хирург назначит визиты для профилактического осмотра и контроля заживления раны.

Современное бытование
Республика Башкортостан. 
Источники сведений

1.     Башкирское народное творчесвто. – Т. 12: Обрядовый фольклор. – Уфа: Китап, 2010. – 592 с.

2.     Султангареева Р.А. / Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции: Т.1: Миф. Обряд. Танец. Сказительство. Шаманский, религиозный, музыкальный фольклор. Современные традиции. – Уфа: Башк. энцикл., 2018.- 520 с.

3.     Башкиры // С.И. Руденко // Историко-этнографические очерки, 2018 г.

4.     Башкиры, Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко, 2016 г.

5.     Хисаметдинова Ф.Г. / Мифологический  словарь башкирского языка. М.: Наука., 2010 г., - 452 с. 

6.     Өмөтбаев М. Өфөнөң тарихына ҡағылышлы материалдар 11 Йәдкәр. — Өфө, 1984.

7.     Рычков Н. Журнал или Дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. — СПб., 1770. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде. - Уфа, 2006.

8.     Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. — СПб., 1802.

9.     Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. - М., 1985. - 307 с.

10.                        Башкирское народное творчество. - Т. 2. — Предания и легенды / сост., авт. вступ. ст., коммент. Ф.А. Надршина. - Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1987 (БНТ).

 Никольский Д.П. / Башкиры / этнологические и санитарно- антропологические исследования/ С.-Петербург, 1899 г. 
Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Буляков Марат Фаятович.

 Тип ответственности: фольклорсит-исследователь.

Место работы/Адрес: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Башкортостан Республиканский центр народного творчества/Российская Федерация, Республика Башкортостан, 450103, г. Уфа, ул. Зайнаб Биишевой, 17/2.

 

ФИО: Ахматов Альфир хазрат Насретдинович.

Тип ответственности: Имам-хатыб мечети «Ихлас» с. Караидель.

Место работы/Адрес: Мечеть «Ихлас» с. Караидель Караидельского района РБ.

ФИО: Муниров Тагир Агзамович, 1962 г.р. 

Тип ответственности: директор МБУК   "Караидельский историко-краеведческий музей" муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан.

Место жительства/Адрес: 452381, Республика Башкортостан, МР Караидельский район, с. Байки, ул. Ленина, 54.   

 

ФИО: Сафин Фидаил Абелгаянович, 1962 г.р. 

Тип ответственности: пенсионер, краевед, мастер по изготовлению охотничьих лыж.  

Место жительства/Адрес: 452381, Республика Башкортостан, МР Караидельский район, с. Байки, ул. Ленина, 54.   

 

ФИО: Сираев Фаниль Миннигалимович, 1956 г.р.

Тип ответственности: лесник, рыбак.

Место работы/Адрес: Республика Башкортостан, Караидельский район, с  Шамратово.  
Организации, имеющие отношение к ОНКН

1.     ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

2.     Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного  центра РАН.

3.     Национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.

4.     Институт истории языка и литературы УФИЦ РАН. 

Сведения о действиях над/с ОНКН
Данная традиция распространилась по всей территории Башкортостана, где компактно проживают мусульмане. 
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

Описанный обряд направлен на обеспечение здоровья и благополучия ребёнка и его семьи, учит уважительному отношению к исламским традициям и законам. 



Форма бытования
Обряд передается из поколения в поколение.