Метод лечения новорожденного от сглаза (башк. «Баланы күҙ тейеүҙән имләү») в Нуримановском районе Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-012
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ
Размер файла: 193.3 MБ ОписаниеБашкиры считали, что можно заболеть от дурного глаза. Вредоносное влияние взгляда сильно отражается на детях. До 40 дней новорождённого особенно надо оберегать. Всё опасно для него: нечистая сила, «дурной глаз» (сглаз). При сглазе дети непрерывно плачут, откидывая голову назад. Их мучает жар, озноб, бывают судороги и припадки. Показателем сглаза также является появление «зеленой нитки» между глазами из-за набухания кровеносного сосуда. Сглаз бывает настолько сильным, что ребенок может умереть. Поэтому, если кто-то чрезмерно восхищался и ласкал младенца, к ребенку обязательно приглашали знахаря (знахарку).Справочная информацияОписание
Согласно «Мифологическому словарю башкирского языка», глаз – мифологизированная часть тела человека, обладающая особыми стрелами (башк. «күҙ уғы»), способными нанести вред в виде сглаза. Когда кто-то смотрит на кого-то или что-то с завистью и восхищением, в человека вонзаются эти стрелы и он подвергается сглазу. Существует поговорка «глаза доведут человека до могилы, а скотину – в котел» .
Считалось, что до сороковин дитя нельзя было лечить заговорами,
знахарством (башк. «им-том»), в противном случае ребенок мог к ним
привыкнуть. А если случалось, что ребенок беспокоился, плакал, это объясняли
действием дурного глаза. Не зная, кто сглазил ребенка, водой ополаскивали
дверные ручки, косяки, края кровати (баш. «сәке»), снимали влагу с окон и водой опрыскивали ребенка,
приговаривая:
Күҙе ҡаҙан күтенә
китһен, Име-йомо шул булһын! Пусть глаз дурной на дно котла уйдет, И лечением пусть это и будет! Остатками воды обрызгивали потолок (приветствие небу)[1]. Кроме того, в качестве оберега на запястье младенца завязывали красную ткань (нить), на лоб мазали сажу. На платья и головные уборы детей нашивали различные обереги: пух, взятый с хвоста гуся или курицы с хохолком (материалы 3. Минибаевой). В качестве действенного оберега повсеместно использовали цветные бусины, яркие пуговицы, монеты, раковины-ужовки или раковины-каури, плоды рябины, хвост гуся (башк. «каз койрого»), ухо зайца (башк. «куян колагы»), серебряную монету (башк. «комеш танка»), обереги (башк. «бетеу»), которые пришивали или крепили к головным уборам или одежде ребенка. Чтобы сберечь ребенка от сглаза, башкиры старались до 12 лет не называть его по имени или называли иносказательно. Вообще, у бурят, монголов, киргизов, казахов считалось, что в 12 лет у человека заканчивается детство и «он вступает в пору зрелости»[2]. В книге «Лечебная и охранительная магия башкир» Ф. Г. Хисамитдинова приводит 15 народных методов лечения от сглаза. Это укрывание «собачьей грудью», заговаривание влагой оконных стекол, окуривание, заговаривание нашептанным предметом, лечение с помощью «похищенной» воды, выбрасывания рубашки в реку, опрыскивания, выбрасывания вещей на перекресток; заговаривание очанкой, полосканием камня с банной печи, заговаривание через сито, заговаривание сглазившим человеком, с помощью угля, окуривание дымом гриба и др[3]. Техники/Технологии, связанные с объектом
В д. Новокулево
Нуримановского района сглаз новорожденного лечат с помощью заговаривания влагой
оконных стекол. Данному методу лечения информант Сажида Мирхайдарова научилась
у своей бабушки. По ее словам, для
лечения сглаза споласкивают дверные ручки и собирают влагу со стекол
окон и этим смывом протирают ребенку лицо. Смыв надо брать с 7 разных поверхностей, с которыми контактировал
гость. В первую очередь, это окна, на которые он смотрел, края стола, за
которым он сидел, и дверные ручки, которые он трогал при входе и выходе из
дома. Именно на этих поверхностях остаются следы рук сглазившего человека. Во
время споласкивания чистой водой надо нашептывать следующие слова: Бисмилләһи-рәхмани-рәхим, Собханалла, машалла! Ҡара күҙҙән, зәңгәр
күҙҙән, һоро күҙҙән, тьфу-тьфу, Күҙләре үҙҙәренең
артынан китһен, тьфу-тьфу-тьфу! (Бисмилляхир-рахмани-рахим, Собханалла, машалла! От черных глаз, от
голубых глаз, от карих глаз, тьфу-тьфу, Пусть свои глаза с
собой возьмут, тьфу-тьфу-тьфу!)
Говорят, без этой молитвы пользы не будет. Затем водой, которой сполоснули вышеупомянутые поверхности,
следует протереть лицо, тело и голову младенца. А оставшую воду вылить за порог,
приговаривая:
Бисмилләһи-рәхмани-рәхим, Күҙләре үҙҙәренең
артынан китһен, Ишек артларына
китһен, тьфу-тьфу-тьфу. (Бисмилляхир-рахмани-рахим, Пусть свои глаза с
собой возьмут, Пусть уйдут за порог,
тьфу-тьфу-тьфу)!
Считается, что после
того, как вода с заговорами вылита за порог и закрыта дверь, сглаз уходит
полностью и ребенок перестает заливаться плачем. Лица, имеющие отношение к ОНКН
ФИО: Султангареева Розалия Асфандияровна
(1955 г. р.) Тип ответственности:
Исследователь Место работы/Адрес: Заслуженный
работник культуры Башкирской АССР (1990), доктор филологических наук (2003),
член Союза писателей (2005). В 1977 году окончила БГПИ. С 1982
года работает в ИИЯЛ УНЦ РАН: с 1991 г. – старший научный сотрудник, с 2003 г. – ведущий научный сотрудник, с 2007 г. – главный научный сотрудник. С 2022 г. – руководитель научно-исследовательского центра факультета
башкирской филологии ФГБОУ ВО “БГПУ им. М. Акмуллы”. г. Уфа, ул. Окт. Революции, 10,
каб. 212
ФИО: Мирхайдарова
Сажида Сайфеловна Тип ответственности: информант. Место работы/Адрес:
Нуримановский район, д.Новокулево Организации, имеющие отношение к ОНКН
Наименование: ГБУК РЦНТ РБ
«Республиканский центр народного творчества». Подразделение: отдел
нематериального культурного наследия Тип ответственности: Исследователь Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З.
Биишевой, 17/2
Источники информации
Сведения об особенностях
Исключительность/ценность
По представлениям
башкир, сглаз имеет
магическое происхождение, и, соответственно, его лечение осуществляется
магическими приемами и лечебными заговорами. Данный способ лечения от сглаза считатется
традиционным. Может лишь отличаться количество поверхностей, которые подлежат
споласкиванию согласно обряду. Способы передачи традиции Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и
фиксации традиции. Форма бытования Методы лечения новорожденного от сглаза практикуются и
ныне. Один из методов был
зафиксирован нами в д. Новокулево Нуримановского района от Сажиды Мирхайдаровой. Исторический аспект Башкирские суеверные приметы нашли отражение в работах В. И. Даля, видного башкирского ученого-просветителя М. И. Уметбаева. Известный ученый-фольклорист Ф. А. Надршина рассматривала их как отдельный вид пословиц, в этнолингвистическом плане часть суеверий исследована Р. Н. Хадыевой, в контексте обычаев – Р. А. Султангареевой, запреты изучены Ф. Ф. Гайсиной и др. Однако, несмотря на вышеупомянутые работы, нужно отметить, что башкирские суеверные приметы изучены разрозненно. |