Метод лечения новорожденного от сглаза (баш. “Баланы күҙ тейеүҙән имләү”) в Нуримановском районе

Категория объекта:
Обряды жизненного цикла человека
Этнокультурная принадлежность:
башкиры
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-012
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Зубаржат Рафкатовна
ведущий методист отдела по работе в объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ РЦНТ


Размер файла: 193.3 MБ

Описание

Башкиры считали, что можно заболеть от дурного глаза. Вредоносное влияние взгляда сильно отражается на детях. До 40 дней новорождённого особенно надо оберегать. Всё опасно для него: нечистая сила, «дурной глаз» (сглаз). При сглазе дети непрерывно плачут, откидывая голову назад. Их мучает жар, озноб, бывают судороги и припадки. Показателем сглаза также является появление «зеленой нитки» между глазами из-за набухания кровеносного сосуда. Сглаз может быть настолько сильным, что ребенок может умереть. Поэтому, если кто-то восхищался и чрезмерно ласкал младенца, к ребенку обязательно приглашали знахаря (знахарку).

Справочная информация

Описание
Согласно «Мифологическому словарю башкирского языка», глаз – мифологизированная часть тела человека, обладающая особыми стрелами (башк. «күҙ уғы»), способными нанести вред в виде сглаза. Когда кто-то смотрит на кого-то или что-то с завистью и восхищением, в человека вонзаются эти стрелы и он подвергается сглазу. Существует поговорка «глаза доведут человека до могилы, а скотину – в котел» . 

Считалось, что до сороковин дитя нельзя было лечить заговорами, знахарством (башк. «им-том»), в противном случае ребенок мог к ним привыкнуть. А если случалось, что ребенок беспокоился, плакал, это объясняли действием дурного глаза. Не зная, кто сглазил ребенка, водой ополаскивали дверные ручки, косяки, края кровати (баш. «сәке»), снимали влагу с окон и водой опрыскивали ребенка, приговаривая:

 

Күҙе ҡаҙан күтенә китһен,

Име-йомо шул булһын!

Пусть глаз дурной на дно котла уйдет,

И лечением пусть это и будет!

Остатками воды обрызгивали потолок (приветствие небу)[1].

Кроме того, в качестве оберега на запястье младенца завязывали красную ткань (нить), на лоб мазали сажу. На платья и головные уборы детей нашивали различные обереги: пух, взятый с хвоста гуся или курицы с хохолком (материалы 3. Минибаевой). В качестве действенного оберега повсеместно использовали цветные бусины, яркие пуговицы, монеты, раковины-ужовки или раковины-каури, плоды рябины, хвост гуся (башк. «каз койрого»), ухо зайца (башк. «куян колагы»), серебряную монету (башк. «комеш танка»), обереги (башк. «бетеу»), которые пришивали или крепили к головным уборам или одежде ребенка.

Чтобы сберечь ребенка от сглаза, башкиры старались до 12 лет не называть его по имени или называли иносказательно. Вообще, у бурят, монголов, киргизов, казахов считалось, что в 12 лет у человека заканчивается детство и «он вступает в пору зрелости»[2].

В книге «Лечебная и охранительная магия башкир» Ф. Г. Хисамитдинова приводит 15 народных методов лечения от сглаза. Это укрывание «собачьей грудью», заговаривание влагой оконных стекол, окуривание, заговаривание нашептанным предметом, лечение с помощью «похищенной» воды, выбрасывания рубашки в реку, опрыскивания, выбрасывания вещей на перекресток; заговаривание очанкой, полосканием камня с банной печи, заговаривание через сито, заговаривание сглазившим человеком, с помощью угля, окуривание дымом гриба и др[3].



[1] Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. – С. 37.

[2] Нурмагамбетова, 1988. – С. 82

[3] Хисамитдинова Ф. Г. Лечебная и охранительная магия башкир. – Уфа, 2009. – С. 84-90.

Техники/Технологии, связанные с объектом

В д. Новокулево Нуримановского района сглаз новорожденного лечат с помощью заговаривания влагой оконных стекол. Данному методу лечения информант Сажида Мирхайдарова научилась у своей бабушки. По ее словам,  для лечения сглаза споласкивают дверные ручки и собирают влагу со стекол окон и этим смывом протирают ребенку лицо. Смыв надо брать с 7 разных поверхностей, с которыми контактировал гость. В первую очередь, это окна, на которые он смотрел, края стола, за которым он сидел, и дверные ручки, которые он трогал при входе и выходе из дома. Именно на этих поверхностях остаются следы рук сглазившего человека. Во время споласкивания чистой водой надо нашептывать следующие слова:

Бисмилләһи-рәхмани-рәхим,

Собханалла, машалла!

Ҡара күҙҙән, зәңгәр күҙҙән, һоро күҙҙән, тьфу-тьфу,

Күҙләре үҙҙәренең артынан китһен, тьфу-тьфу-тьфу!

(Бисмилляхир-рахмани-рахим,

Собханалла, машалла!

От черных глаз, от голубых глаз, от карих глаз, тьфу-тьфу,

Пусть свои глаза с собой возьмут, тьфу-тьфу-тьфу!)

 

Говорят, без этой молитвы пользы не будет. Затем водой, которой сполоснули вышеупомянутые поверхности, следует протереть лицо, тело и голову младенца. А оставшую воду вылить за порог, приговаривая:

 

Бисмилләһи-рәхмани-рәхим,

Күҙләре үҙҙәренең артынан китһен,

Ишек артларына китһен, тьфу-тьфу-тьфу.

(Бисмилляхир-рахмани-рахим,

Пусть свои глаза с собой возьмут,

Пусть уйдут за порог, тьфу-тьфу-тьфу)!

 

Считается, что после того, как вода с заговорами вылита за порог и закрыта дверь, сглаз уходит полностью и ребенок перестает заливаться плачем. 

Лица, имеющие отношение к ОНКН

ФИО: Султангареева Розалия Асфандияровна (1955 г. р.)

Тип ответственности: Исследователь

Место работы/Адрес: Заслуженный работник культуры Башкирской АССР (1990), доктор филологических наук (2003), член Союза писателей (2005).

В 1977 году окончила БГПИ. С 1982 года работает в ИИЯЛ УНЦ РАН: с 1991 г. – старший научный сотрудник, с 2003 г. – ведущий научный сотрудник, с 2007 г. – главный научный сотрудник.

С 2022 г. – руководитель научно-исследовательского центра факультета башкирской филологии ФГБОУ ВО “БГПУ им. М. Акмуллы”. г. Уфа, ул. Окт. Революции, 10, каб. 212

 

ФИО: Мирхайдарова Сажида Сайфеловна

Тип ответственности: информант.

Место работы/Адрес:    Нуримановский район, д.Новокулево

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества». Подразделение: отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Источники информации

Библиография

  1. Башкирское народное творчество. Т.12. Обрядовый фольклор. – Уфа, 2010. – 560 с.
  2. Детский фольклор. – Уфа, 1994.
  3. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006. – С. 270.
  4. Султангареева Р. А. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа: Гилем, 2005. – 344 с.
  5. Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.
  6. Хисамитдинова Ф. Г. Лечебная и охранительная магия башкир. – Уфа, 2009. – 380 с.
  7. Хисамитдинова Ф. Г. Башкирский мифологический словарь. – Уфа: 2015. – 412 с. 

Сведения об особенностях
Исключительность/ценность

По представлениям башкир, сглаз имеет магическое происхождение, и, соответственно, его лечение осуществляется магическими приемами и лечебными заговорами. Данный способ лечения от сглаза считатется традиционным. Может лишь отличаться количество поверхностей, которые подлежат споласкиванию согласно обряду. 



Способы передачи традиции

Естественная, в семейной среде, а также в форме обучения и фиксации традиции.



Форма бытования

Методы лечения новорожденного от сглаза практикуются и ныне. Один из методов был зафиксирован нами в д. Новокулево Нуримановского района от Сажиды Мирхайдаровой



Исторический аспект
Башкирские суеверные приметы нашли отражение в работах В. И. Даля, видного башкирского ученого-просветителя М. И. Уметбаева. Известный ученый-фольклорист Ф. А. Надршина рассматривала их как отдельный вид пословиц, в этнолингвистическом плане часть суеверий исследована Р. Н. Хадыевой, в контексте обычаев – Р. А. Султангареевой, запреты изучены Ф. Ф. Гайсиной и др. Однако, несмотря на вышеупомянутые работы, нужно отметить, что башкирские суеверные приметы изучены разрозненно.