Технология приготовления пашкедника в селе Кага Белорецкого района

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-006
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Кагинский пашкедник. Технология приготовления блюда



Описание

Кагинский пашкедник, или паштетник, является традиционным блюдом, популярным среди жителей села Кага Белорецкого района Республики Башкортостан. Пирог готовится из мяса, теста и овощей.

Справочная информация

Описание

Село Кага, расположенное в Республике Башкортостан, обладает своей собственной традиционной кухней, которая отражает особенности местной природы, климата и культурных традиций жителей. Традиционная кухня села Кага основывается на использовании местных и сезонных продуктов, таких как мясо, рыба, овощи, фрукты, злаки и мед. Жители села предпочитают использовать свежие и натуральные продукты, выращенные на самими жителями. В сельской кухне Каги популярны мясные блюда. Мясо обычно приготавливается на костре, запекается в печи, что придает блюдам особый аромат и вкус. Среди до сих пор сохранились традиции приготовления блюд в печи, а также старинные печи в домах.

Пироги и различные виды выпечки также являются неотъемлемой частью традиционной кухни села Кага. Они могут быть начинены мясом, картошкой, капустой, ягодами или фруктами. Пироги часто выпекаются в домашней печи.

Традиционная кухня села Кага в Республике Башкортостан отличается своей натуральностью, богатством вкусов и ароматов, а также уникальными рецептами, передаваемыми из поколения в поколение. Она отражает богатое культурное наследие и традиции местных жителей, сохраняя их уникальную кулинарную идентичность.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Кагинский пашкедник - это традиционное блюдо старообрядцев села Кага Белорецкого района в Республике Башкортостан, которое представляет собой своеобразный пирог с мясом и овощами.

Особенности и традиции приготовления кагинского пашкедника заключаются в использовании свежих и натуральных продуктов и передаче рецепта из поколения в поколение. Это блюдо часто готовится на праздничные и семейные ужины.

Ингредиенты для теста:

500 гр. муки

500 гр. картофеля

200 гр. сливочного масла

1 яйцо

соль по вкусу

холодная вода

Для начинки:

500 гр. мяса (говядина, свинина или курятина)

2 луковицы

2 столовые ложки масла для жарки

соль и перец по вкусу

специи по вкусу (по желанию можно использовать кумин, кориандр, паприку и т.д.)

Приготовление:

В большой миске смешивают муку с солью, добавляют сливочное масло и яйцо, растирают массу до состояния крошки. Постепенно добавляют холодную воду до получения упругой и эластичной конститенции. Тесто разделяют на две части: для нижнего и верхнего слоя пирога.

Мясо тщательно моют, обсушивают и нарезают на небольшие кусочки. Лук чистят и мелко нарезают. Разогревают духовку до 180°C. Выкладывают нижний слой теста на дно формы для выпечки, предварительно смазанной маслом. Равномерно распределяют начинку из мяса, картофеля и лука. Начинку накрывают верхним слоем теста и аккуратно прижимают к краям формы. Делают надрезы на тесте для отвода пара. Верх смазывают взбитым яйцом - для красивого подрумянивания.

Пирог ставят в разогретую печь и выпекают в течение 40-50 минут, пока тесто не станет золотистым. После выпечки блюдо оставляют на решетке для остывания перед нарезкой и подачей.

Некоторые хозяйки готовят пашкедник в горшке, без нижнего слоя теста. Верх накрывается "крышкой" - кругом из теста. 

В летнее время вместо мяса использовали грибы.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Информанты – жительницы села Кага: Фенапетова Зинаида Юрьевна,  Захарина Вера Андреевна, Борисова Валентина Александровна.

Предметы, связанные с объектом

Глиняная посуда, печь

Современное бытование

Жительницы села продолжают сохранять традиции приготовления кагинского пашкедника, готовят его как в будние дни, так и на праздники. 

Историческое бытование


Формы сохранения и использования объекта

Мероприятия Кагинского СДК направлены на сохранение и популяризацию традиций и обычаев жителей села.

Информанты – жительницы села Кага: Фенапетова Зинаида Юрьевна,  Захарина Вера Андреевна, Борисова Валентина Александровна.

Источники информации

·     Колпакова Н.П. Новые записи фольклора на Южном Урале// Ученые записи ЛГУ. Серия Филол. Вып. 12, 1941. С. 147, 148.

· Шакурова Фания Ахнафовна. Южноуральское село Кага [Текст]: история края в вопросах и ответах/ Ф.А. Шакурова; Уфимский ин-т краеведения и туризма. – Уфа: Мэйлер, 2010. – 224 с.: ил., портр.: 20 см.; ISBN 978-5-903922-90-1

— иные

·       Статья на портале Livejournal «Рассказ одного путешественника о селе Кага» https://nasledie-ru.livejournal.com/1194.html

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Передается в быту из поколения в поколение.



Исторический аспект

1740 год считается годом основания села Кага. Маленькая деревня была основана старообрядцами. Название деревни дано по по протекающей здесь реке Кага. А река, в свою очередь, получила название от горы Кагаташ (тюрк. «кага» – трясти, сотрясать; «таш» – камень). Данную версию происхождения названия местности поддерживает научный сотрудник УНЦ РАН Р.К. Шакуров: в недавнем прошлом в районе расположения горы Кагаташ и реки Кага происходили сейсмические толчки и ощущались слабые землетрясения. В деревне был основан один из демидовских заводов — Кагинский завод, который относился к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. Вплоть до 1911 года Кага оставалась заводским поселком, ее население достигало 11 тысяч человек (сейчас – менее тысячи), но в тот год поселок был полностью уничтожен пожаром и так и не восстановился. Старые корпуса завода, в ХХ веке использовавшиеся под колхозные склады, стоят и по сей день. Пожар 1911 года полностью уничтожил завод, после чего экономическая значимость села окончательно упала. Со времен основания завода село принудительно заселялось, в основном русским крестьянством. Башкирское крестьянство, в отличие от русского, обладало личной свободой. Именно поэтому башкир не было среди жителей села Кага. Состав населения села составляет 99% русских, 1% - башкиры и татары. Среди историко-культурного наследия выделяется величественное здание Свято-Никольского храма, построенное в 1898 году. Рядом с храмом расположен дом священника дореволюционной постройки. Село всегда было заводским поселением. В разные годы завод назывался передельным, железоделательным, гвоздильным. Было время, когда завод объединял в себе чугуноплавильное и железоделательное производство. Жители села Кага являются переселенцами из Рязанской, Калужской и Вятской губерний. Поэтому сохранившиеся традиции жителей села Кага можно считать  уникальными, и они, поистине, требуют признания их объектами нематериального этнокультурного достояния. 



..

 История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

28 февраля 2024 года была проведена этнографическая поездка в село Кага Белорецкого района для фиксации традиций жителей села Кага.