Технология приготовления пашкедника в селе Кага Белорецкого района

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
русские
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-006
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.

Кагинский пашкедник. Технология приготовления блюда



Описание

Кагинский пашкетник, или паштетник, является традиционным блюдом, популярным среди жителей села Кага Белорецкого района в Республике Башкортостан. Этот пирог готовится из мяса, теста и овощей.

Справочная информация

Описание

Село Кага, расположенное в Республике Башкортостан, обладает своей собственной традиционной кухней, которая отражает особенности местной природы, климата и культурных традиций жителей. Традиционная кухня села Кага основывается на использовании местных и сезонных продуктов, таких как мясо, рыба, овощи, фрукты, злаки и мед. Жители села предпочитают использовать свежие и натуральные продукты, выращенные на самими жителями. В сельской кухне Каги популярны мясные блюда. Мясо обычно приготавливается на костре, запекается в печи, что придает блюдам особый аромат и вкус. Среди до сих пор сохранились традиции приготовления блюд в печи, а также старинные печи в домах.

Пироги и различные виды выпечки также являются неотъемлемой частью традиционной кухни села Кага. Они могут быть начинены мясом, картошкой, капустой, ягодами или фруктами. Пироги часто выпекаются в домашней печи.

Традиционная кухня села Кага в Республике Башкортостан отличается своей натуральностью, богатством вкусов и ароматов, а также уникальными рецептами, передаваемыми из поколения в поколение. Она отражает богатое культурное наследие и традиции местных жителей, сохраняя их уникальную кулинарную идентичность.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Кагинский пашкетник - это традиционное блюдо старообрядцев села Кага Белорецкого района в Республике Башкортостан, которое представляет собой своеобразный пирог с мясом и овощами.

Особенности и традиции приготовления кагинского пашкетника заключаются в использовании свежих и натуральных продуктов и передаче рецепта из поколения в поколение. Это блюдо часто готовится на праздничные и семейные ужины.

 

Ингредиенты для теста:

500 гр муки

500 гр картофеля

200 гр сливочного масла

1 яйцо

Соль по вкусу

Холодная вода

Для начинки:

500 гр мяса (говядина, свинина или курятина)

2 луковицы

2 столовые ложки масла для жарки

Соль и перец по вкусу

Специи по вкусу (по желанию можно использовать кумин, кориандр, паприку и т.д.)

Приготовление:

Для приготовления теста в большой миске смешивают муку с солью, добавляют сливочное масло и яйцо, замешивая тесто до получения крошечных кусочков. Постепенно добавляют холодную воду, замешивая тесто до получения упругой и эластичной консистенции. Разделяют тесто на две части: одну для нижнего слоя пирога, другую для верхнего слоя.

Мясо тщательно моют, обсушивают и нарезают на небольшие кусочки. Лук чистят и мелко нарезают. Разогревают духовку до 180°C. Выкладывают нижний слой теста на дно формы для выпечки, предварительно смазанной маслом. Равномерно распределяют начинку из мяса, картофеля и лука. Начинку накрывают верхним слоем теста и аккуратно прижимают к краям формы. Делают надрезы на тесте для отвода пара. Тесто смазывают взбитым яйцом для придания более аппетитного вида.

Пирог ставят в разогретую печь и выпекают около 40-50 минут, пока тесто не станет золотистым и хрустящим. После выпечки оставляют блюдо на решетке для остывания перед нарезкой и подачей.

Некоторые хозяйки готовят только с верхним слоем теста.

В летнее время вместо мяса использовали грибы.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Информанты – жительницы села Кага: Фенапетова Зинаида Юрьевна,  Захарина Вера Андреевна, Борисова Валентина Александровна.

Предметы, связанные с объектом

Глиняная посуда, печь

Современное бытование

Жительницы села продолжают сохранять традиции приготовления кагинского пашкетника и готовят его на праздники и в будни.

Историческое бытование


Формы сохранения и использования объекта

Мероприятия Кагинского СДК направлены на сохранение и популяризацию традиций и обычаев жителей села.

Информанты – жительницы села Кага: Фенапетова Зинаида Юрьевна,  Захарина Вера Андреевна, Борисова Валентина Александровна.

Источники информации

·       Колпакова Н.П. Новые записи фольклора на Южном Урале// Ученые записи ЛГУ. Серия Филол. Вып. 12, 1941. С. 147, 148.

·       Шакурова Фания Ахнафовна. Южноуральское село Кага [Текст]: история края в вопросах и ответах/ Ф.А. Шакурова; Уфимский ин-т краеведения и туризма. – Уфа: Мэйлер, 2010. – 224 с.: ил., портр.: 20 см.; ISBN 978-5-903922-90-1

— иные

·       Статья на портале Livejournal «Рассказ одного путешественника о селе Кага» https://nasledie-ru.livejournal.com/1194.html

Сведения об особенностях
Способы передачи традиции

Передается в быту из поколения в поколение.



Исторический аспект

1740 год считается годом основания села Кага. Маленькая деревня была основана старообрядцами. Название деревни дано по по протекающей здесь реке Кага. А река, в свою очередь, получила название от горы Кагаташ (тюрк. «кага» – трясти, сотрясать; «таш» – камень). Данную версию происхождения названия местности поддерживает научный сотрудник УНЦ РАН Р.К. Шакуров: в недавнем прошлом в районе расположения горы Кагаташ и реки Кага происходили сейсмические толчки, и ощущались слабые землетрясения. В деревне был основан один из демидовских заводов — Кагинский завод, который относился к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии. Вплоть до 1911 года Кага оставалась заводским поселком, ее население достигало 11 тысяч человек (сейчас – менее тысячи), но в тот год поселок был полностью уничтожен пожаром и так и не восстановился. Но старые корпуса завода, в ХХ веке использовавшиеся под колхозные склады, стоят по сей день. Пожар летом 1911 года полностью уничтожил завод, после чего экономическая значимость села окончательно упала. Со времен основания завода, село принудительно заселялось, в основном русским крестьянством. Башкирское крестьянство, в отличие от русского, обладало личной свободой. Именно поэтому башкир не было среди жителей села Кага. Состав населения села составляет 99% русских, 1% - башкиры и татары. Среди историко-культурного наследия выделяется величественное здание Свято-Никольского храма, построенное в 1898 году. Рядом с храмом расположен дом священника дореволюционной постройки. Село всегда было заводским поселением. В разные годы завод назывался передельным, железоделательным, гвоздильным. Было время, когда завод объединял в себе чугуноплавильное и железоделательное производство. Жители села Кага являются переселенцами с Рязанской губернии, Калужской и Вятской губернии. Поэтому смело можно считать сохранившиеся традиции жителей села Кага уникальными, и они, поистину, требуют признания их объектами нематериального культурного наследия. 



..

 История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

28 февраля 2024 года была проведена этнографическая поездка в село Кага Белорецкого района для фиксации традиций жителей села Кага.