Технология приготовления хлеба с тмином у латышей Архангельского района Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
латыши
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-003
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
ОписаниеУ латышей хлеб с тмином является важным элементом кулинарной традиции и имеет свои особенности, связанные не только с его приготовлением, но и с употреблением. Латышский хлеб с тмином часто ассоциируется с традициями гостеприимства и щедрости. Он может быть предложен гостям как символ дружбы и радушия. Кроме того, хлеб считается символом изобилия и благополучия.Справочная информацияОписание
Латышская традиционная кухня схожа с белорусской, литовской, немецкой, эстонской национальными кухнями. Основана она на использовании зерновых, молочных, мясных продуктов и овощей. Хлеб пекли в основном из ржаной муки. Были распространены каши (путра), заправленные кислым молоком, иногда с мясом или жиром, варёная капуста (капости), похлёбка из свежих и квашеных овощей, клёцки из гороха или бобов. По праздникам традиционно готовили пирожки со шпиком, сладкие пироги, имбирное печенье (пипаркукас), тушёную капусту со свининой, студень и др.; из напитков – пиво, домашнее сладкое вино. Ржаной хлеб с тмином включен в Латвийский культурный канон как национальная культурная ценность. Для многих латышей, живущих за пределами родной страны, ржаной хлеб является символом родины. Так, жители села Максим Горький Архангельского района, потомки переселенцев из Латвии, сохранили традиции приготовления латышского хлеба с тмином. Настоящий черный ржаной хлеб выпекается из натуральных ингредиентов, на натуральных дрожжах, без дополнительных добавок и консервантов. Используется цельнозерновая ржаная мука – от нее зависит цвет и вкус ржаного хлеба. Из темной муки хлеб получается плотным, с насыщенным вкусом и ароматом. Длительно ферментированный и правильно испеченный ржаной хлеб будет иметь насыщенный вкус, приятный аромат и высочайшую пищевую ценность. При регулярном употреблении ржаного хлеба в организм человека поступают необходимые питательные вещества – углеводы, белки, клетчатка, витамины группы Б и минеральные вещества – калий, железо, цинк, магний. Ржаной хлеб помогает снизить уровень холестерина в крови, улучшает обмен веществ, частоту сердечных сокращений, здоровье зубов и полости рта, способствует работе пищеварительной системы, укрепляет иммунитет. Ржаной хлеб является богатым источником клетчатки и дает необходимую дозу энергии, но не вызывает проблем с лишним весом, так как дает чувство сытости и не растягивает желудок. Хлеб имеет кисло-сладкий вкус за счет добавления специй и меда. У латышей хлеб с тмином является важным элементом кулинарной традиции и имеет свои особенности, связанные не только с его приготовлением, но и с употреблением. Латышский хлеб с тмином часто ассоциируется с традициями гостеприимства и щедрости. Он может быть предложен гостям как символ дружбы и радушия. Кроме того, хлеб считается символом изобилия и благополучия. Приготовление латышского хлеба с тмином может быть сопряжено с определенными ритуалами или традициями. Например, в некоторых семьях перед началом замешивания теста принято произносить молитвы и благопожелания в адрес тех, кто будет есть этот хлеб. Хлеб с тмином часто подается в качестве дополнения к различным блюдам или как отдельное закусочное блюдо. Он может сопровождать традиционные праздничные ужины или обеды. Во время употребления хлеба могут соблюдаться определенные правила: например, его рекомендуется не ломать руками, а нарезать на кусочки, чтобы сохранить форму и структуру. Тмин, добавляемый в хлеб, ассоциируется с заботой о здоровье, так как тмин считается ароматной и полезной приправой. Кроме того, тмин придает хлебу особый вкус и аромат, что делает его более привлекательным для употребления. Таким образом, хлеб с тмином у латышей не только является продуктом питания, но и имеет культурное и символическое значение, связанное с традициями гостеприимства и заботы о здоровье. Техники/Технологии, связанные с объектом
Традиционно ржаной хлеб выпекают в три этапа –
отпаривание (замес муки в горячей воде), брожение и запекание. Для
приготовления опары необходимо 1 ст.л.
закваски развести с 1 стаканом воды и ржаной мукой до консистенции сметаны. Её оставляют в деревянных кадках для брожения. Для ускорения процесса иногда добавляют мед. Старая закваска считается наиболее ценной. Дрожжи не используются. Опару ставят в теплое место. Добавляют стакан теплой
воды, подсолнечное масло, сахар, соль, тмин (2-3 ст.л), хорошо всё перемешивают.
Затем в опару всыпают пшеничную цельнозерновую муку (около 400 граммов). Замешивать
тесто нужно несколько минут, чтобы оценить его влажность и при необходимости
добавить муки. Из теста сформировать шар и оставить его подходить, накрыв кадку крышкой. Через 3-4 часа, как только тесто немного поднимется, его раскладывают по формам и оставляют расстаиваться еще 1,5 часа. Затем выпекают
в печи или в духовке 50-60 минут при температуре 200 градусов. После выпекания хлеб вынимают из печи и оставляют отдохнуть на несколько часов. Остыв, он легко вынимается из формы. Обычно хозяйки оставляют немного сырого теста на закваску - она будет использоваться при следующем замесе. Спустя неделю закваску необходимо подкормить водой и мукой.
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Сведения об особенностях
Исторический аспект
В Республике Башкортостан проживают 1,5 тысячи
латышей. Они компактно расселены в Архангельском и Иглинском районах
республики. Латышские поселения Башкортостана насчитывают более чем вековую
историю. Аграрные преобразования в Прибалтике в XIX веке привели к
обезземеливанию крестьян, что привело к миграции населения. На территорию Башкирии латыши прибыли в 1860-1890-х годах. Большинство переселенцев были выходцами из сельской местности Курляндской и Лифляндской губерний. Были активно заселены Уфимская, Саратовская, Оренбургская и другие губернии, где земля стоила намного дешевле, чем в западной части империи. Затем состоялся второй этап переселения, и в конце XIX в. образовалось несколько колоний. К 1920 году численность латышей в Башкирии достигла максимального уровня – 8128 чел. В 1928 году было 25 латышских колоний, самые крупные из них находились на территории Иглинского и Архангельского районов. Самым крупным поселением было Архангельское (1800 человек). Латышские хутора образовали Арх-Латышскую колонию. В 1929 году двадцать семь крестьянских хозяйств объединились в колхоз «Яуна Дзиве» («Новая жизнь»), который затем переименовали в колхоз имени Стучки. Позднее укрепленное хозяйство стало носить имя Максима Горького, так же стало называться и само поселение. В Архангельском районе организовано изучение латышского языка в Арх-Латышской средней школе, работают фольклорные коллективы, созданы музеи в селах Арх-Латыши и Бакалдино, где собран богатый этнографический материал, рассказывающий об истории латышей республики. Благодаря деятельности историко-культурного и национально-культурного центров в районе отмечаются народные латышские праздники «Лиго» и «День свечей». Во время проведения районного Сабантуя центр оформляет уголок латышской культуры и выставку национальной латышской кухни. Выступления латышских коллективов (танцевальная группа «Бититэс» («Пчелка») и фольклорная группа девушек «Атбалсс») стали визитной карточкой латышей республики. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению численности
этнических латышей, поэтому очень актуальным является вопрос сохранения
и фиксации латышских традиций на территории Башкортостана. |