Игровой танец-полька «Ойра-ойра» у латышей Архангельского района Категория объекта:
хореографические формы
Этнокультурная принадлежность:
латыши
Анкета утверждена:
28.03.2024
Номер объекта:
16-002
Автор-составитель анкеты:
Утарбаева Валия Сабитовна
методист отдела по работе с объектами нематериального культурного наследия ГБУК РБ Республиканский центр народного творчества.
Игровой танец-полька «Ойра-ойра» у латышей Архангельского районаОписаниеОйра-ойра (Ойра, Полька ойра) — парный танец-полька в размере 2/4, темп умеренно быстрый. Появился в конце XIX века. Получил популярность в Восточной Европе. Танец выполняется в парах по кругу. Блок движений повторяется несколько раз подряд: хлопанье в ладони, простые шаги, синхронное вытягивание ноги на «носок-каблук», заглядывание друг другу в лицо и другие. Исполнители во время танца часто скандировали «ой-ра!», откуда и происходит название танца.Справочная информацияОписание
В Башкортостане проживают 1,5 тысячи латышей. Они компактно расселены в Архангельском и Иглинском районах республики. Латышские поселения Башкортостана насчитывают более чем вековую историю. Аграрные преобразования в Прибалтике в XIX веке привели к обезземеливанию крестьян, что стало причиной миграции сельского населения. На территории Башкирии латыши появились в 1860-1890-х годах. Латыши, проживающие в Башкортостане, представляют собой небольшую этническую группу, сохранившую культурную идентичность в новых условиях. Они сохранили свой язык и традиции, включая песни, танцы и кулинарные привычки. Традиционная музыка латышей часто сопровождается использованием народных инструментов, таких как сказа, скрипка и дудук. По информации Башкортостанстата, согласно переписи 2020 года, в Башкортостане проживало 465 этнических латышей. При этом самое большое количество латышей (160 человек) проживает в Архангельском районе. В Арх-Латышской средней школе организовано изучение латышского языка, в селе работают фольклорные коллективы, созданы музеи в селах Арх-Латыши и Бакалдино, где собран богатый этнографический материал, рассказывающий об истории латышей республики. Благодаря деятельности историко-культурного и национально-культурного центров в районе отмечаются народные латышские праздники «Лиго» и «День свечей». На районном празднике плуга «Сабантуй» центр оформляет уголок латышской культуры и выставку национальной латышской кухни. Выступления латышских коллективов (танцевальная группа «Бититэс» («Пчелка») и фольклорная группа девушек «Атбалсс») стали визитной карточкой латышей республики. Танец «ойра-ойра» упоминается с 1890-х годов. Первые инструментальные версии «польки ойра» были записаны на фонограф в начале XX века. «Полька ойра», вероятно, появилась не раньше второй половины XIX века и в начале XX века стала весьма популярна в славянской среде. А к началу Первой мировой войны «ойру» знали и любили уже и немцы, и финны. «Польку ойра» танцевали на Кубани задолго до распространения танца в других
регионах. Предположительно, рефрен «ойра-ойра» и мелодия танца восходят к
традиционной музыкальной культуре адыгов и других кавказских народов и заимствованы в результате культурных
контактов. В припевках говорилось об ухаживании, выборе партнёра и ожидание
последующего замужества (женитьбы). Перестань ты, соловейко, У садочке щебетать. Меня бабушка учила Польку-ойру танцевать. Припев: Ой-ра, ой-ра-ра, Люблю Ваню-молодца. Ой-ра, ой-ра-ра, Любит Ванечка меня. Распространившийся посредством грамзаписи лёгкий и
весёлый танец стал исполняться гармонистами и ансамблями по всей России, а
затем и в Европе. Европейский вариант «ойры», как правило, является продуктом
постфольклорной эпохи. Танец был широко известен и популярен чуть ли не по
всей территории современной Украины. В украинском толковом словаре его
происхождение связывают с литовско-белорусской песней к танцу-польке с характерным припевом
«Ойра-ойра, ламцадрица, ойра-ойра». На Волыне существует сценическая версия — «Ойра с выкрутасами»
в постановке А. Крыкончука, на музыку В. Штейнгольца. По мнению балетмейстера
А. Крыкончука, танец имеет еврейское происхождение. В Литве «ойра» стала
популярной в 1980-е годы на гребне фольклорного движения, предположительно, из
центральной Европы (Польши, Чехии). Техники/Технологии, связанные с объектом
Исходное положение – в парах лицом по ЛТ, кавалер
правой рукой держит левую руку дамы. Трехшаг влево вперед в диагональ. Трехшаг вправо вперед в диагональ. Повторить трехшаги 3 раза, по завершении - встать в позицию
лодочка (дальше руки не отпускаются до прогрессии). 3 притопа, 2 удара внутренней частью правой стопы,
произнося "Ойра-ойра!" 3 притопа, 2 удара внутренней частью левой стопы,
произнося "Ойра-ойра!" 3 притопа, 2 удара правыми плечами, произнося
"Ойра-ойра!" 3 притопа, 2 удара левыми плечами, произнося
"Ойра-ойра!" 3 притопа, 2 удара внутренними бедрами, произнося
"Ойра-ойра!" Прогрессия: кавалер прокручивает даму под рукой, дама
переходит на 1 кавалера против часовой стрелки (по ЛТ). Либо идет променад –
проходка.
Предметы, связанные с объектом
Современное бытование
Формы сохранения и использования объекта
Источники информации
Сведения об особенностях
Состояние бытования
27 февраля 2024
года была проведена этнографическая поездка в Архангельский район для фиксации
традиций латышей Башкортостана. |