Кровяная колбаса виртырем как обрядовое блюдо закамских удмуртов

Категория объекта:
Традиционная кухня
Этнокультурная принадлежность:
удмурты
Анкета утверждена:
21.12.2023
Номер объекта:
15-028
Автор-составитель анкеты:
Галиева Фарида Габдулхаевна
ведущий методист отдела по работе с нематериальным культурным наследием ГБук РБ РЦНТ

Описание

Кровяная колбаса виртырем (досл. «заполненный кровью») у закамских удмуртов связана с традицией гостевания при осенне-зимнем забое скота, когда вначале устраиваются помочи, а затем коллективные трапезы. В отличие от православных, удмурты – носители традиционной удмуртской религии – в качестве основного ингредиента для приготовления колбасы используют кровь домашних животных за исключением свиней (по традиции их держать не принято). Готовую колбасу не жарят, а варят в воде.

Справочная информация

Описание

В этнографической литературе ритуальные блюда закамских удмуртов – носителей традиционной веры – отмечаются в сочинениях Н.И. Тезякова (1886), И.В. Яковлева (1903), К. Яковлева (1915), Т.Г. Миннияхметовой (2000), А.В. Черных (2002), в монографиях (2001, 2010, 2016) и серии статей Р.Р. Садикова. Из зарубежных исследователей выделяются имена финского этнолога и религиоведа Уно Хольмберга, собравшего полевые материалы в 1911 г. среди удмуртов Уфимской и Пермской губерний, и финского лингвиста Ю. Вихманна, в 1894 г. изучавшего удмуртов д. Большой Качак Бирского уезда (ныне Калтасинского района РБ). В 1984 г. у закамских удмуртов работала экспедиция Тартусского университета под руководством А.Ю. Петерсон. В 1991 г. к этой работе присоединились сотрудники Венгерского этнографического музея с этнографом Агнеш Кережи, ими были изучены удмурты Бураевского и Калтасинского районов Республики Башкортостан (далее – РБ). В 2008 г. в с. Большой Качак Калтасинского района РБ работала магистрант Хельсинского университета Карси Мякеля. Летом того же года в Бураевском, Калтасинском, Татышлинском и Янаульском районах РБ – экспедиция Печского университета (Венгрия, рук. Золтан Надьи, Атилла Добо). В 2013–2019 гг. удмуртов Татышлинского района РБ изучала экспедиция Тартусского университета (Ева Тулуз, Лийво Ниглас, Лаур Валликиви). Собранные материалы хранятся в Эстонском национальном музее, Тартуском университете, Эстонском литературном музее (Тарту), Научном архиве Финно-угорского общества (Хельсинки), в Архиве этнографических рукописей Музейного ведомства Финляндии (Хельсинки), Финском литературном обществе (Хельсинки), Венгерском этнографическом музее (Будапешт).

Приготовление кровяной колбаса виртырем у закамских удмуртов связано с традицией гостевания при осенне-зимнем забое скота, когда вначале устраиваются помочи, а затем коллективные трапезы сӥль сиён (угощение мясом). Ингредиенты: свежая кровь, кишки (для оболочки), внутренний жир только что забитого животного, крупа (ячневая или перловая), чеснок. Соотношение продуктов: кровь (говяжья) – 5 л, крупа (ячневая, перловая) – 2,5 стакана, внутренний жир – 1 кг, чеснок – 1-2 головки, соль по вкусу, вода.

Рецепт приготовления. Кишки тщательно промыть (долго мять кишки в снегу, чтобы удалить из них неприятный запах). Внутреннее сало нарезать как можно мельче. Кровь процедить и соединить с салом. Добавить крупу, чеснок, соль. Все тщательно перемешать. В приготовленные и завязанные с одной стороны шпагатом кишки залить полученную массу примерно на 2/3 таким образом, чтобы масса свободно переливалась. Туго завязать другой конец и опустить в подсоленную воду. Варить 1-1,5 часа. Виртырем подается как в горячем, так и в холодном виде.

Кровяная колбаса в разные исторические периоды бытовала у разных народов Европы, Азии и других территорий (украинцы, белорусы, испанцы, венгры, итальянцы, немцы, башкиры, татары и др.). Являлась блюдом как простых крестьян, так и стола на изысканных банкетов. В наши дни готовят как в домашних условиях, так и на мясоперерабатывающих комбинатах. По мнению медиков, кровяная колбаса насыщена рекордным содержанием гемового двухвалентного железа, витаминов, минеральных соединений магний, фосфор, цинк, калий, а также разных аминокислот.

Значимость кровяной колбасы как ритуального блюда объясняется следующим. Кровь – основной атрибут жертвоприношений, направленных на получение милости от богов, благополучие рода, всей общины. По народным представлениям изначально кровь животных принадлежит Природе, а в качестве еды (в результате перехода в продукт культуры), она передает человеку мощную магическую жизненную силу, способность противостоять враждебности внешнего мира. Через акт еды и жертвоприношения происходит приобщение человека к тотему, роду и микрокосма к макрокосму.  

Техники/Технологии, связанные с объектом

Варка. 

Источники сведений

Anttonen V. Uno Harva ja suomalainen uskontotiede. Helsinki, 1987. S.62.

Bereczki G. A nevatol az Uralig. Szombathely, 1994. S. 221234.

Harva (Holmberg) U. Der Ursprung des Kuala-kultes bei den Wotjaken // Fiimisch-ugrische Forschungen. Helsinki, 1934. Bd. 22. S. 146154.

Holmberg U. Finno-Ugric Mythology // The Mythology of all Races. Vol. 4. Boston, 1927.

Holmberg U. Matkakirjeitä // Turun Sanomat. 1911, № 1938, 1975, 1982, 1999.

Holmberg U. Permalaisten uskonto. Porvoo, 1914.

Lach R. Gesange russischer Kriegsgefangener. I band. Finnisch- ugrische Volker. 1. Wotjakische, Syrjanische und Permiakische Gesange. Wien-Leipzig, 1926. S. 4347, 9297.

Lehtinen I. Tscheremissisher Schmuck. Ethnographische Untersuchung. Helsinki: of the Bashkortostan Republic // Eesti Rahva Muuseumi 40. konverents «Maa ja linn». Tartu, 14.-15.04.1999. Teesid. Tartu: ERM, 1999. P. 48–49.

Lintrop A. Udmurdi usund. Tartu, 2003.

lisziu V. Volgan Innen, Volgan tul. Naplojegyzeter a Magyar oshaza videkerol. Budapest, 2002. S. 233280.

Makela Kirsi. Ritual places of Trans-Kama Udmurts: a case-study from the village of Bolsoj Kacak // Финно-угроведение. 2009, № l.

Munkácsi B. A votjákok közt // Ethnographia. A Magyarországi néprajzi társaság ertesitöje. 1892, № 2. 105 s.

Munkácsi B. Votják népköltészeti hagyományok. Budapest, 1887.

Museoviraston Kansatieteen kasikiijoitusarkisto. Heikel A.O. Tjere-missien ja votjakkien luona Birskin seuduilla, mordvalaisten luona Samaran laanissa kesalla. 1884.

Nalimov V. Permiläisaineistoa // Suomalais-Ugrilainen Seuran Tutkimusarkisto. Kotelo 547.

Peterson A. Udmurdi paevikud. Tartu, 2006. S. 189211.

Sadikov R. Kaama-taguste udmurtide ettekujutused elamu kaitsevaimudest // Mäetagused. 2000, №13. Lk.112-118.

Sadikov R., Makela K. Yrjo Wichmannin mistiinpanot Kaman-takaisten udmurttien uskonnollisista kasityksista ja tavoista // Suomalais-Ugrilaisen Seuran Aikakauskirja. 92. Helsinki, 2009. S. 241-263.

Siikala A.-L., Ulyashev O. Hidden Rituals and Public Performances. Traditions and Belonging among the Post-Soviet Khanty, Komi and Udmurts. Helsinki, 2011.  

Suomalais-ugrilaisia kokoelmia Venäjän museoissa. Finno-Ugrian collections in Russias museums / Toimittanut Lehtinen I. Helsinki: Museovirasto, 1999. 96 p.

Vikar L. Finnugor es Torok nepekzeneje. Budapest, 1984. S. 1618.

Volksbräuche und Volksdichtung der Wotjaken. Aus dem Nachlasse von Bernhard Munkácsi. Herausgegeben von D.R. Fuchs // Memories de la Societe Fenno-Ougrienne. Helsinki, 1952.

Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatie mit Glossar. Helsingfors, 1901.

Wichmann Y. Wotjakische Chrestomatie mit Glossar. Turku, 1954.

Wotjakische sprachproben. Herausgegeben von Yrjo Wichmann. II. Sprachworter, ratsel, marchen, sagen und erzahlungen. Helsingfors, 1901.

Wotjakischer Wortschatz. Aufgezeichnet von Yrjo Wichmann. Bearbei- tet von T.E. Uotila und Mikko Korhonen. Herausgegeben von Mikko Korhonen. Helsinki, 1987.

Алтаев Г.А. Из религиозных обычаев вотяков Бирского уезда Уфимской губернии // Известия Общества археологии, истории и этнографии. Т. 9. Вып. 3. Казань, 1891.

Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов. Dissertationes  Folkloristicae Universitatis Tartuensis. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2017.

Антонов И. Историко-этнографический очерк деревни Верхнего Тыхтема, Калегинской вол., Бирского кантона, Башреспублики // Труды Научного Общества по изучению Вотского края. Вып. 3. Ижевск, 1927. С. 115120.

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. 2-е изд., доп. Ижевск, 2018. 399 с.

Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994.

Загребин А.Е. Финны об удмуртах. Финские исследователи этнографии удмуртов XIX – первой половины XX в. Ижевск, 1999.

Миннияхметова Т.Г. Календарные обряды закамских удмуртов, Ижевск, 2000.

Миннияхметова Т.Г. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика. Фольклор. Tartu, 2003. 260 с.

Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010. С. 6173.

Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхмеговой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014. 224 с.

Садиков Р.Р. Зимние моления-жертвоприношения закамских удмуртов: традиции и современное состояние // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология. Т. 27. 2017, № 4. С. 587–592.

Садиков Р.Р. Культ луда/керемета у закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2008, №4. С. 102114.

Садиков Р.Р. Поселения и жилища закамских удмуртов (материальный и духовный аспекты). Уфа, 2001. 181 с.

Садиков Р.Р. Религиозные святилища как феномен традиционной культуры закамских удмуртов // Ядкяр, 2002. №4. С.5460.

Садиков Р.Р. Святилище куала у закамских удмуртов // Этнографическое обозрение. 2003, №4. С.4551.

Садиков Р.Р. Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). Уфа: Первая типография, 2010. 320 с.

Садиков Р.Р. Удмурты // Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М.; Уфа, 2007. С. 462465.

Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография, 2016. 276 с.

Тезяков Н.И. Вотяки Больше-Гондырской волости. Медико-статистический и антропологический очерк. Чернигов, 1892. 87 с.

Тулуз Ева. The Power of Porridge: Udmurt Ritual Food // Традиционная культура. 2020. Т. 21, № 3. С. 157–170.

Удмурты Башкортостана. Краеведческий сборник / сост. Г.А. Вафина. Уфа, 2009. 142 с.

Черных А.В. Буйские удмурты. Этнографический очерк. Пермь, 1995. 52 с.

Чирков Г. Вотяки Башкирии // Башкирский краеведческий сборник. № 2. Уфа, 1927. С. 6266.

Чуч Ш. Письма Ю. Вихманна с удмуртских земель // Пермистика 2: Вихманн и пермская филология. Ижевск, 1990. С.3341.

Яковлев К. Верования и религиозные обряды вотяков Бирского и Осинского уездов // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915, № 67. С. 258265.

Лица, имеющие отношение к ОНКН

Садиков Ранус Рафикович, доктор исторических наук, исследователь закамских удмуртов.

Организации, имеющие отношение к ОНКН

Наименование: ГБУК РЦНТ РБ  «Республиканский центр народного творчества» Подразделение: Отдел нематериального культурного наследия

Тип ответственности: Исследователь

Местонахождение: Республика Башкортостан, город Уфа, ул. З. Биишевой, 17/2

Сведения о действиях над/с ОНКН

В настоящее время в Республике Башкортостан проводится комплекс мероприятий, направленный на сохранение этнолокальных традиций удмуртов. 

Предметы, связанные с объектом

Посуда и утварь. 

Современное бытование

Удмуртские селения Республики Башкортостан. 

Историческое бытование

Удмуртские селения Республики Башкортостан, Куединского района Пермского края и Бавлинского района Республики Татарстан. 

Сведения об особенностях
Состояние бытования

Кровяная колбаса готовится во время осен6не-зимнего забоя скота. 



Исключительность/ценность

Кровяная колбаса является маркером местной культуры. 



Способы передачи традиции

Передается из поколения в поколение. 



Форма бытования

Аутентичная



Этнологический аспект

Традиционные обычаи закамских удмуртов сохранились благодаря нескольким факторам. 1) Территориальная удаленность удмуртов-«язычников» от православных удмуртов, исключившая между ними контакты. 2) Консервация традиций в моноэтничных селениях, не испытавших сильного влияния миссионеров из числа православного духовенства до конца XIX в. 4) Представления, нормы и ритуалы закамских удмуртов гармонично сочетаются с их хозяйством, основанном на пашенном земледелии и придомном животноводстве, их сельском образе жизни. 5) У закамских удмуртов сформировалось убеждение, что «языческая» вера является залогом благополучия и самосохранения, оппозицией процессу глобализации. Об удмуртах, принявших православие, «язычники» говорят, что они перестали быть удмуртами; себя они считали «истинными удмуртами», так как сохранили веру предков. 



Исторический аспект

Первое письменное упоминание о появлении удмуртов за р. Камой относится к 1572 г.; первые удмуртские населенные пункты на территории современного Башкортостана появились в первой половине XVII в. (1627 г.). Основная часть удмуртских поселений в Башкортостане возникла в XVIII в. и, отчасти, в XIX в. Основными причинами переселения удмуртских крестьян на новые земли были: 1) сокращение свободных земель на их исконной территории проживания; 2) усиление налогового гнета; 3) политика насильственной христианизации. По материалам Р.Р. Садикова и других исследователей, можно говорить о южно-удмуртском происхождении удмуртов Башкортостана, хотя в культуре и языке здешних удмуртов встречаются незначительные черты, характерные и для северных удмуртов.



Социологический аспект

Сохранности традиций закамских удмуртов способствует их расселение преимущественно в сельской местности в прошлом и настоящем. В 1939 г. в сельской местности проживало 98,6% удмуртов, в 2010 г. – 63,0%. Дисперсность расселения удмуртов на территории Башкортостана способствовала формированию локальных традиций. Численность удмуртов в Республике Башкортостан в 2010 г. составляла 21477 чел.



Лингвистический аспект

Виртырем – «заполненный кровью».